г. Санкт-Петербург
31 июля 2009 г. |
Дело N А26-75/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зайцевой Е.К.
судей Гафиатуллиной Т.С., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ворцман Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8021/2009) ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05.2009 по делу N А26-75/2009 (судья Кезик Т.В.), принятое
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия
к предпринимателю Кривошеевой Инне Григорьевне
о несостоятельности (банкротстве)
при участии:
от заявителя: представитель не явился (извещен)
от должника: представитель не явился (извещен)
установил:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - заявитель, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Кривошеевой Инны Григорьевны (далее - ИП Кривошеева И.Г., должник) банкротом по тем основаниям, что по состоянию на 26.12.2008 должник обладает признаками банкротства: просроченная свыше трёх месяцев недоимка по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды составляет 11 232 руб. 95 коп. основного долга, пени в размере 2 531 руб. 38 коп., штрафы в размере 955 руб.
В судебном заседании от 04.05.2009 представитель уполномоченного органа уточнила заявление о признании должника банкротом, просила применить к должнику упрощенную процедуру банкротства, открыть конкурсное производство, установить требование уполномоченного органа в заявленном размере, утвердить конкурсного управляющего из числа членов заявленной уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих - Некоммерческого партнерства "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Стратегия", утвердить единовременное вознаграждение в размере 10 000 руб., выплачиваемого за счет средств бюджета.
Определением суда от 04.05.2009 производство по делу о банкротстве ИП Кривошеевой И.Г. прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, со ссылкой на разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенные в пунктах 4 и 5 Постановления N 22 от 22.06.2006 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", в связи с непредоставлением уполномоченным органом доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам, отсутствием доказательств финансирования процедуры банкротства и заявлений иных кредиторов, готовых нести указанные расходы.
Не согласившись с выводами судебного акта, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил определение от 04.05.2009 отменить, направить заявление о признании отсутствующего должника банкротом на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, по смыслу постановления Правительства Российской Федерации N 573 от 21.10.2004 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников", ФНС располагает средствами, достаточными для финансирования указанных процедур.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Кривошеева И.Г. имеет просроченную на срок более трех месяцев задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 26.12.2008 в размере 14 719 руб. 33 коп.
Из ответов государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию имущества (л.д. 35-39), письма судебного пристава-исполнителя Муезерского отдела судебных приставов Российской Федерации по Республики Карелия Горохова М.Ф. от 20.03.2009 N 4294 (л.д. 126) следует, что должник отвечает признакам недействующего должника, зарегистрированное имущество и транспортные средства отсутствуют. Должник представил последнюю бухгалтерскую отчетность за третий квартал 2008 года (л.д. 40-56), расчетного счета в банке должник не имеет. Информацией о правах должника на имущество, не оформленных в установленном законом порядке, уполномоченный орган не располагает; доказательств, обосновывающих вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника, заявителем в материалы дела не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, копия справки, на которую ссылается уполномоченный орган, не является доказательством наличия возможности финансирования заявителем процедуры банкротства в отношении должника, поскольку она свидетельствует только о том, что МРИ ФНС РФ N 2 по РК на 2009-2011 годы выделены бюджетные средства в размере 40 000 рублей, указание на возможность финансирования процедур банкротства, которые могут быть введены в отношении ИП Кривошеевой И.Г., отсутствует.
Таким образом, доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам, налоговый орган не представил.
Указанное обстоятельство (отсутствие имущества должника, заведомо не позволяющего покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве) в соответствии со статьей 230 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее - Закон о банкротстве) является одним из признаков, позволяющих квалифицировать ИП Кривошееву И.Г., как отсутствующего должника, в связи с чем, суд правомерно - с учетом отсутствия доказательств финансирования процедуры банкротства и заявлений кредиторов, готовых нести указанные расходы - прекратил производство по делу, сославшись на разъяснения Пленума Высшего Арбитражного суда, изложенные в постановлении N 67 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", в соответствии с пунктом 5 которого при недостаточности имущества должника для покрытия расходов по делу о банкротстве и заявлений иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве, возбужденное по заявлению уполномоченного органа, подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Кроме того, наличие в данном случае оснований для прекращения производства по делу следует и из иных разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ, и в частности:
В пункте 61 постановления Пленума ВАС РФ N 29 от 15.12.2004 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что, если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (пункт 2 статьи 227 Закона) производство по делу подлежит прекращению.
Также, как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 22 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", в случае, когда недостаточность имущества должника, а также отсутствие или недостаточность финансирования заявителем, арбитражным управляющим или иным лицом процедур банкротства приводят к невозможности их дальнейшего осуществления, дело о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, в том числе по инициативе суда.
В настоящем деле, налоговый орган не представил доказательств того, что в процедуре конкурсного производства могут быть обнаружены имущество или денежные средства должника, достаточные для погашения судебных расходов и выплаты вознаграждения конкурсному управляющему, а также для погашения задолженности по обязательным платежам.
Апелляционный суд отклоняет доводы, приведенные уполномоченным органом в апелляционной жалобе в силу следующего:
То обстоятельство, что постановлением Правительства Российской Федерации N 573 от 21.10.2004 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" предусмотрено финансирование процедур банкротства отсутствующих должников за счет средств, выделяемых ФНС из бюджета, не свидетельствует о фактическом наличии таких средств, заявителем в настоящем деле соответствующих доказательств не представлено.
Не может апелляционный суд принять в качестве обоснованной и позицию заявителя о том, что процедура ликвидации индивидуального предпринимателя, имеющего долги перед бюджетом и иными кредиторами, в обход процедур банкротства не соответствует статьям 61 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в силу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в постановлении N 67 от 20.12.2006, наличие у должника задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней не является препятствием для исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, а решение налогового органа о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом может быть принято при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам.
При этом, апелляционный суд отклоняет довод подателя жалобы о необязательности для арбитражного суда разъяснений законодательства, содержащихся в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку это прямо противоречит части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" N 1-ФКЗ от 28.04.1995, согласно которой постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам его ведения обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
В связи с указанным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу является правомерным, обжалуемое определение соответствует нормам материального и процессуального права, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ и фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 272 частью 4 пунктом 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05.2009 по делу N А26-75/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФНС России в лице Межрайонной ИФНС N2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.К. Зайцева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-75/2009
Истец: Федеральная налоговая служба, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Республике Карелия
Ответчик: предприниматель Кривошеева Инна Григорьевна
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия, Управление Федеральной налоговой службы РФ по Республике Карелия, Сегежский городской суд, НП "МСО АУ "Стратегия"
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8021/2009