г. Санкт-Петербург
03 августа 2009 г. |
Дело N А42-137/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7206/2009) ОАО "Ковдорслюда" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2009 по делу N А42-137/2009 (судья Сигаева Т.К.), принятое
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области
к ОАО "Ковдорслюда"
о взыскании 2 903 455 руб. 86 коп.
при участии:
от заявителя: Яночкина С.Н. по доверенности N 14/113 от 12.01.2009;
Елисеева В.В. по доверенности N 14/1173 от 27.01.2009;
Пивоварова Л.И. по доверенности N 14/26645 от 30.12.2008;
от ответчика: не явились, извещены.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Ковдорслюда" (далее - Общество, налогоплательщик) 2 903 455 руб. 86 коп., в том числе 2 606 180 руб. 41 коп. пеней, 297 275 руб. 45 коп. налоговых санкций.
Решением суда от 24.04.2009 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить обжалуемое решение.
Инспекция представила отзыв, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 20.07.2009 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 10 часов 00 минут 30.07.2009.
В связи с заменой состава суда на основании части 1 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 20.07.2009 рассмотрение дела начато Тринадцатым арбитражным апелляционным судом сначала.
Податель жалобы о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по заявлениям Общества, приняты решения о реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным, региональным и местным налогам, сборам, пени и штрафам N 7 от 13.03.2000, N 1 от 11.12.2001.
В связи с нарушением Обществом условий реструктуризации налоговым органом вынесено решение N 770 от 28.04.2006 об отмене решений о реструктуризации N 7 от 13.03.2000, N 1 от 11.12.2001.
25.07.2006 Общество вновь обратилось с заявлением о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам.
Между Обществом и Инспекцией составлены графики погашения задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам в федеральный, региональный и местный бюджет, в которых определена общая сумма задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам, сумма, подлежащая погашению в квартал. Графики погашения задолженности согласованы руководителем и главным бухгалтером Общества и руководителем Инспекции.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818, налоговым органом было вынесено решение N 1514 от 03.08.2006 о восстановлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным, региональным и местным налогам, сборам, пени и штрафам .
В связи с нарушением Обществом условий реструктуризации налоговым органом вынесено решение N 213 от 11.04.2008 об отмене решения о восстановлении права на реструктуризацию N 1514 от 03.08.2006.
В адрес Общества выставлено требование N 7047 от 01.12.200 об уплате пени по налогам и сборам в общей сумме 2 606 180 руб. 41 коп. и штрафов в сумме 297 275 руб. 45 коп.
В связи с добровольным неисполнением требований в установленный срок, Инспекция обратилась в суд с заявлением.
Суд удовлетворил заявление и взыскал на основании требования N 7047 от 01.12.2008 с Общества пени в общей в сумме 2 606 180 руб. 41 коп. и штрафы в общей сумме 297 275 руб. 45 коп.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетам" утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. При невыполнении условий реструктуризации налоговый орган принимает решение об отмене реструктуризации и затем принимает меры по взысканию задолженности в соответствии с пунктом 8 Порядка. Следовательно, невыполнение налогоплательщиком графика уплаты платежей и прекращение действия реструктуризации влекут возобновление обязанности по уплате штрафов с момента вынесения решения об отмене реструктуризации.
Отмена реструктуризации не прекращает обязанности по уплате налога и (или) сбора. Основания, запрещающие налоговой инспекции взыскивать в бесспорном порядке суммы налогов и пеней, ранее включенные в реструктурируемую задолженность, налоговым законодательством не предусмотрены.
Таким образом, решение о прекращении реструктуризации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате оставшейся задолженности по налогам и сборам.
В этом случае в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности налоговые органы принимают меры по взысканию задолженности. Указанным постановлением не предусмотрено какого-либо особого порядка взыскания данной задолженности.
Вместе с тем, по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая согласно статье 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 НК РФ. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.
Поэтому взыскание задолженности в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ, осуществляется в таком случае с учетом требований, установленных статьей 68 НК РФ.
В пункта 4 статьи 68 НК РФ установлено, что при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Таким образом, срок, установленный для направления требования об уплате налогов, пеней, начинает течь с учетом срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 68 НК РФ, с момента получения налогоплательщиком решения о прекращении действия реструктуризации.
В статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенями признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 46 и пунктом 7 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации положения этих статей применяются и при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора.
Таким образом, порядок принудительного взыскания недоимки по налогам (обязательным платежам) и пеням включает направление налогоплательщику требования об уплате налога (обязательного платежа) и пеней в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования об уплате недоимки в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
На основании пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога является направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога сам по себе не является основанием для признания его недействительным. Однако при исчислении пресекательного срока принудительного взыскания налога и пеней учитывается установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок направления требования, и его нарушение налоговым органом может привести к пропуску пресекательного срока, исчисляемого по совокупности сроков.
Суд, проверяя соблюдение налоговой инспекцией срока взыскания пени и штрафа, обосновано учел совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения обществом решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании; шестидесятидневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ и пришел к выводу, что налоговым органом не утрачено право на взыскание спорных сумм в судебном порядке, учитывая, что в порядке статьи 46 НК РФ решение налоговым органом не принималось.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что суммы пеней и штрафов, указанных в требовании N 7047 тождественны суммам, указанным Обществом в заявлении о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о законности выставления Инспекцией требования об уплате пеней в сумме 2 606 180 руб. 41 коп. и штрафов в сумме 297 275 руб. 45 коп.
Из представленной Инспекцией в материалы дела справки о прохождении реструктуризации остаток задолженности Общества, после отмены решения о реструктуризации, составил по пени - 19 963 569 руб. 58 коп., по штрафам - 297 275 руб. 45 коп. Данная задолженность состоит из суммы недоимки по налогам, пени и штрафам, реструктурированной на основании решения N 1514 от 03.08.2006, за вычетом налогов, пени и штрафов, уплаченных в счет погашения задолженности по утвержденному графику.
От акта сверки по предложению суда налогоплательщик уклонился. Свой расчет пени и налоговых санкций не представил.
Расчет и размер пени налоговым органом представлен в материалы дела (л.д. 48-107), справки о прохождении реструктуризации подтверждают период возникновения задолженности, поэтому ссылку на необоснованность взыскания пени в сумме указанной сумме судом не принят.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод налогоплательщика о не возможности проверить применение Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.1998 N 576 "О начислении пеней и порядке перерасчета задолженности юридических лиц по уплате пеней", предусматривавшего пятикратное уменьшение суммы пеней, образовавшихся по состоянию на 01.04.1999, а также положений статьи 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 147-ФЗ, предусматривавших невозможность начисления пеней сверх суммы неуплаченного налога, так как возникновения задолженности по пени и штрафам является решение об отмене права на реструктуризацию N 213 от 11.04.2008, а задолженность по пени и штрафам была согласованна Обществом и Инспекцией путем подписания графиков погашения задолженности. Также судом отмечено, что сумма пени по состоянию на 01.01.1999 не превышает сумму недоимки по налогам и сборам.
Ссылка налогоплательщика на повторность требования N 7047 правомерно отклонена судом как не подтвержденная материалами дела.
В соответствии со статьей 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено названным Законом.
Из материалов дела видно, что заявление о признании должника банкротом должник подал 19.02.2009.
Поскольку соглашение о реструктуризации расторгнуто (11.04.2008) до введения наблюдения (24.06.2009), то обязательство по уплате обязательных платежей, по которым была предоставлена рассрочка не относятся к текущим.
В части установления требований по штрафным санкциям согласно статьям 71, 100 Закона о банкротстве рассмотрение этих требований возможно только при наличии вступившего в законную силу решения суда о принудительном взыскании. Такое решение будет являться основанием для включения суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования налогового органа о взыскании с Общества 2 903 455 руб. 86 коп., из которых: пени - 2 606 180 руб. 41 коп., штрафы - 297 275 руб. 45 коп.
При принятии решения от 24.04.2009 суд первой инстанций полно установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2009 по делу N А42-137/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-137/2009
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Мурманской области
Ответчик: ОАО"Ковдорслюда"
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7206/2009