г. Санкт-Петербург
11 августа 2009 г. |
Дело N А26-2274/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Данилиной М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5084/2009) Муниципального учреждения "Районное управление коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.04.2009 по делу N А26-2274/2009 (судья Зинькуева И.А.), принятое
по заявлению Муниципального учреждения "Районное управление коммунального хозяйства"
к Межтерриториальному отделу государственного пожарного надзора г. Кемь. пгт. Лоухи Управления государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился (извещен),
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Муниципальное учреждение "Районное управление коммунального хозяйства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межтерриториального отдела Государственного пожарного надзора г. Кемь и п. Лоухи Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (далее - Отдел, административный орган) от 18.03.2009 о назначении административного наказания.
Решением суда от 03.04.2009 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить решение, поскольку считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства дела. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что собственником специализированного дома для одиноких и одиноко проживающих престарелых граждан Лоухского района является администрация Лоухского муниципального района, Учреждение является лишь балансодержателем, а обязанность по содержанию и обслуживанию дома возложена на Муниципальное учреждение "Лоухский центр социального обслуживания населения". В обоснование доводов апелляционной жалобы Учреждением представлены дополнительные доказательства, которые, по его мнению, свидетельствуют о принадлежности специализированного жилого дома для ветеранов в п. Лоухи Муниципальному учреждению "Лоухский центр социального обслуживания населения".
В отзыве на апелляционную жалобу Отдел просит решение суда оставить без изменения.
Письмом от 07.05.2009 N 93 Учреждение ходатайствовало о приобщении к материалам дела договора от 01.10.2008 N 1 на содержание и техническое обслуживание жилищного фонда с приложением N 1 от 01.10.2008 и актом приемки-передачи основных средств N 2, письма Администрации Лоухского муниципального района от 03.02.2009 N 01-341, письма Муниципального учреждения "Лоухский центр социального обслуживания населения" от 26.03.2009 N 116, приказа директора Муниципального учреждения "Лоухский центр социального обслуживания населения" от 17.12.2007 N 26, штатного расписания Учреждения на 2008 и 2009 годы, штатного расписания Муниципального учреждения "Лоухский центр социального обслуживания населения" на 2008 год, письма Муниципального учреждения "Лоухский центр социального обслуживания населения" прокурору Лоухского района, распоряжения Администрации Лоухского муниципального района от 15.04.2009 N 226-Р.
Рассмотрев в порядке статей 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявленное ходатайство, апелляционный суд счел его подлежащим удовлетворению частично.
Письмо Администрации Лоухского муниципального района от 03.02.2009 N 01-341, приказ директора Муниципального учреждения "Лоухский центр социального обслуживания населения" от 17.12.2007 N 26 и штатное расписание Муниципального учреждения "Лоухский центр социального обслуживания населения" на 2008 год имеются в материалах дела и их повторное приобщение к делу не требуется.
Договор от 01.10.2008 N 1 на содержание и техническое обслуживание жилищного фонда с приложением N 1 от 01.10.2008 и актом приемки-передачи основных средств N 2, штатное расписание Учреждения на 2008 и 2009 годы, письмо Муниципального учреждения "Лоухский центр социального обслуживания населения" прокурору Лоухского района, распоряжение Администрации Лоухского муниципального района от 15.04.2009 N 226-Р, письмо Муниципального учреждения "Лоухский центр социального обслуживания населения" от 26.03.2009 N 116 содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, а потому приобщены судом к делу.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 19.01.2009 N 6 Отделом проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного Муниципальному учреждению "Лоухский центр социального обслуживания населения" предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в специализированном доме для одиноких и одиноко проживающих граждан Луохского района, расположенного по адресу: Республика Карелия, п. Лоухи, ул. Октябрьская, д. 18. По результатам проверки составлен акт от 22.01.2009 N 6. В этот же день в отношении директора Муниципального учреждения "Лоухский центр социального обслуживания населения" (далее - МУ "Лоухский ЦСОН") составлен протокол N 5 об административном правонарушении (л.д.38-39), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В объяснениях к протоколу директор МУ "Лоухский ЦСОН" не согласилась с рядом нарушений, отраженных в акте и протоколе, указала, что специализированный жилой дом для одиноких и одиноко проживающих престарелых граждан на балансе МУ "Лоухский ЦСОН" не находится (л.д.40), в подтверждение чего представила Акт приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях от 14.10.2004г. Согласно акту б/н от 14.10.2004 МУ "Лоухский ЦСОН" передано, а МУ "Районное управление коммунального хозяйства" получил здание (за исключением служебных помещений и подвала). Передача здания осуществлена на основании распоряжения Главы местного самоуправления Лоухского района от 01.10.2004 N 827-Р "Об изъятии имущества из оперативного управления МУ "Лоухский центр социального обслуживания населения" и закреплении его за МУ "РУКХ" на праве оперативного управления" (л.д.57-58).
Для установления лица, ответственного за нарушение требований пожарной безопасности, и подлежащего привлечению к административной ответственности, административным органом 28.01.2009 вынесено определение о проведении административного расследования.
Определением от 28.01.2009 необходимые сведения истребованы у Муниципального учреждения "Районное управление коммунального хозяйства", которое письмом от 02.02.2009 N 24 сообщило о том, что специализированный жилой дом для одиноких и одиноко проживающих престарелых граждан является структурным подразделением МУ "Лоухский ЦСОН" согласно Уставу последнего (л.д. 46-51); деятельностью по содержанию и обслуживанию дома занималось и занимается МУ "Лоухский ЦСОН", о чем свидетельствует приказ директора МУ "Лоухский ЦСОН" от 17.12.2007 N 26 "О назначении ответственного за пожарную сигнализацию" (л.д.52).
Глава Администрации Лоухского муниципального района в ответ на определение Отдела об истребовании сведений письмом от 03.02.2009 N 01-341 сообщил о том, что для содержания специализированного жилого дома для одиноких и одиноко проживающих престарелых граждан создано МУ "Лоухский ЦСОН", которое и несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (л.д. 56).
Изучив собранные в ходе административного расследования материалы, в том числе: акт приемки-передачи основных средств от 14.10.2004; распоряжение от 01.10.2004 N 827-Р "Об изъятии имущества из оперативного управления МУ "Лоухский центр социального обслуживания населения" и закреплении его за МУ "РУКХ" на праве оперативного управления"; Устав МУ "Лоухский ЦСОН" и Устав МУ "Районное управление коммунального хозяйства"; штатное расписание МУ "Лоухский ЦСОН"; приказ МУ ""Лоухский ЦСОН" от 17.12.2007 N 26; Положение о специализированных жилых домах для одиноких и одиноко проживающих престарелых граждан Лоухского района Республики Карелия, административный орган пришел к выводу о том, что лицом, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности является МУ "Районное управление коммунального хозяйства".
13.03.2009 Отделом при участии руководителя МУ "Районное управление коммунального хозяйства" в отношении Учреждения составлен протокол N 34 об административном правонарушении, а 18.03.2009 вынесено постановление N 34 "О назначении административного наказания". Означенным постановлением Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. При назначении наказания Отделом учтены смягчающие вину обстоятельства и применена санкция в минимальном размере.
Учреждение оспорило постановление от 18.03.2009 N 34 в судебном порядке, ссылаясь при этом на нарушение административным органом положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) от 08.08.2001 N 134-ФЗ.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав, что именно Учреждение является лицом, ответственным за соблюдение правил и норм пожарной безопасности в специализированном жилом доме для одиноких и одиноко проживающих престарелых граждан, а потому правомерно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, событие и состав которого подтверждается материалами административного дела. Оспаривая решение суда первой инстанции, Учреждение ссылается на то, что не является субъектом административной ответственности, поскольку на него не возложены обязанности по содержанию и обслуживанию специализированного жилого дома, собственником которого Учреждение также не является.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) руководители организации обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.4 этого Кодекса.
В соответствии со статьей 20 Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности определены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности).
В силу пункта 1 ППБ 01-03 данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно распоряжению Главы местного самоуправления Лоухского района от 01.10.2004 N 827-Р специализированный жилой дом (за исключением служебных помещений и подвала) изъят из оперативного управления МУ "Лоухский центр социального обслуживания населения" и передан МУ "РУКХ" на праве оперативного управления". Факт передачи имущества Учреждению удостоверен Актом от 14.10.2004г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Согласно части первой статьи 299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 и пунктом 2 статьи 8 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Из положений данных норм права следует, что владельцем недвижимого имущества на праве оперативного управления признается лицо, за которым такое право зарегистрировано.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие в установленном законом порядке титул Учреждения - владельца имущества (специализированного жилого дома) на праве оперативного управления. Нет в материалах дела и доказательств того, что дом фактически поставлен на баланс Учреждения в установленном порядке, равно как и доказательств пользования или распоряжения домом. Таким образом, распоряжение от 01.10.2004 N 387-Р и Акт приемки-передачи от 14.10.2004 нельзя признать надлежащими доказательствами, подтверждающими вывод административного органа и суда первой инстанции о лице, ответственном за соблюдение требований и правил пожарной безопасности в специализированном жилом доме.
Письмом от 13.07.2009 N 01-2924 Администрация Лоухского муниципального района сообщила о том, что Акт приема-передачи имущества в соответствии с пунктом 3 распоряжения от 01.10.2004 N 827-Р на утверждение главы местного самоуправления Лоухского района не представлен.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что фактически содержание (за счет средств местного бюджета) и обслуживание специализированного жилого дома осуществляло МУ "Лоухский ЦСОН". Этот вывод, по мнению апелляционного суда, подтверждается имеющимися в материалах дела письмами от 03.02.09 N 01-341 (Администрации Лоухского муниципального района), от 02.02.2009 N 24 (МУ "РУКХ"), Уставом МУ Лоухский ЦСОН", приказом директора МУ "Лоухский ЦСОН" от 17.12.2007 N 26, которым "в связи с проведением работ по ремонту пожарной сигнализации в жилых помещениях специализированного жилого дома и заключением договора на техническое обслуживание средств пожарной сигнализации" назначен ответственный за пожарную сигнализацию.
Апелляционный суд счел подлежащим удовлетворению ходатайство подателя апелляционной жалобы от 07.05.2009 N 93 о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств. К материалам дела приобщена копия письма МУ "Лоухский ЦСОН", адресованного прокурору Лоухского района на письмо от 06.02.2009 N 5-21609. Из содержания означенного письма следует, что МУ "Лоухский ЦСОН" считает себя лицом, которому специализированный жилой дом передан в оперативное управление постановлением Главы местного самоуправления Лоухского района от 16.01.2002 N 25. Кроме того, в письме указано о принятии мер по соблюдению правил пожарной безопасности.
Также к материалам дела приобщена копия письма от 26.03.2009 N 116, адресованного Главе Администрации Лоухского муниципального района, в котором сообщается о принятии мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности, отмеченных в представлении от 19.03.2009 N 34/1. Означенное представление было направлено Отделом Главе Администрации Лоухского муниципального района (л.д. 80-81). Приобщенным к материалам дела распоряжением заместителя главы администрации Лоухского муниципального района от 15.04.2009 N 226-Р также подтверждено закрепление специализированного жилого дома для ветеранов в пос. Лоухи за Муниципальным учреждением "Лоухский центр социального обслуживания населения".
При таких обстоятельствах следует признать, что в ходе производства по делу об административном правонарушении Отделом не установлено лицо, ответственное за соблюдение правил и норм пожарной безопасности, а потому основания для привлечения к административной ответственности Учреждения, по мнению апелляционного суда, отсутствуют.
Согласно части первой статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью второй статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, причинами невыполнения требований пожарной безопасности явилось несвоевременное решение собственником - муниципальным образованием, вопроса о закреплении спорного имущества за конкретным лицом, ответственным за его содержание и эксплуатацию. Решение данного вопроса собственником, является, по мнению апелляционной коллегии, адекватным и достаточным результатом проведенной Отделом проверки.
При изложенных обстоятельствах, решение суда от 03.04.2009 подлежит отмене, а заявление Муниципального учреждения "Районное управление коммунального хозяйства" о признании незаконным и отмене постановления Межтерриториального отдела Государственного пожарного надзора г. Кемь и п. Лоухи Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия от 18.03.2009 о назначении административного наказания - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.04.2009 по делу N А26-2274/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межтерриториального отдела Государственного пожарного надзора г. Кемь и п. Лоухи Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия от 18.03.2009 о назначении административного наказания Муниципальному учреждению "Районное управление коммунального хозяйства" по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2274/2009
Истец: муниципальное учреждение "Районное управление коммунального хозяйства"
Ответчик: Управление государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, Межтерриториальный отдел государственного пожарного надзора (г. Кемь. пгт. Лоухи) Упрпавление государственного пожарного надзора Государственное учреждение Министерства чрезвычайных ситуаций
Кредитор: Арбитражный суд Республики карелия