г. Санкт-Петербург
12 августа 2009 г. |
Дело N А56-14334/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Данилиной М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7719/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2009 по делу N А56-14334/2009 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Моляр Светлана Геннадьевна
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Неменущая Ю.П. - доверенность от 11.01.2009 N 03-22/6548
установил:
Индивидуальный предприниматель Моляр Светлана Геннадьевна (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 03.03.2009 N 25 по делу об административном правонарушении
Решением от 16.02.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение от 14.05.2009 отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждается нарушение предпринимателем Порядка ведения кассовых операции РФ, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, что является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Предприниматель надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы и просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 25.02.2009 N 4710/14-135 сотрудниками налогового органа проведена проверка предпринимателя Моляр С.Г. по вопросу полноты оприходования (неполного оприходования) выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, при осуществлении наличных денежных расчетов.
При проведении проверки выявлен факт неоприходования в кассу денежной наличности: денежные средства в сумме 1857 руб. не отражены в журнале кассира - операциониста, а также отсутствует книга доходов и расходов, результаты проверки зафиксированы в акте от 27.02.2009 N 4710/14-47.
Указанными обстоятельствами, по мнению проверяющих, нарушен Порядок ведения кассовых операций, что указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
По факту данного нарушения в отношении предпринимателя составлен протокол от 27.02.2009 N 26 об административном правонарушении, а 03.03.2009 вынесено постановление N 25 о привлечении его к ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что действия предпринимателя не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, что в силу пункта 2 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Статьей 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 3 которого для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пункт 1 Порядка к числу предприятий относит только предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление N 88) утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Согласно пункту 2 Постановления N 88 указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Исходя из изложенного, Порядок не предусматривает обязанности индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу.
Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу организации является превышение фискальных данных отчетов контрольно-кассовых машин над данными бухгалтерского учета.
В данном случае вывод о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежных средств сделан Инспекцией в связи с расхождение суммы выручки за проверяемый период с 01.02.2009 по 18.02.2009 согласно Z отчета сумме отраженной в книге кассира - операциониста.
Исследовав содержание приложения к акту проверки от 27.02.2009 N 4710/14-47 (л.д. 9) и журнала кассира - операциониста (л.д. 11), апелляционный суд пришел к выводу о том, что спорная сумма является остатком разменного фонда на начало следующего (19.02.2009) дня.
Заполнение журнала кассира - операциониста, в том числе неправильное его заполнение, не является оприходованием денежных средств в кассу.
Неоприходование Предпринимателем денежных средств в сумме 1857 руб. налоговым органом не доказано, в то время как бремя доказывания данных обстоятельств в силу части 4 статьи 210 АПК ПФ возложено на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление налогового органа незаконным.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2009 по делу N А56-14334/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14334/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Моляр Светлана Геннадьевна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области