г. Санкт-Петербург
12 августа 2009 г. |
Дело N А56-8159/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Данилиной М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7724/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2009 по делу N А56-8159/2009 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Лотос"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился (извещен),
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лотос" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, инспекция) от 04.02.2009 N 5585/9-14-79 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 13.05.2009 суд удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, продажа товаров (продукции) с выставочного стенда - это торговля с обустроенного торгового места, которое в силу его конструктивных особенностей обеспечивает показ и сохранность товара, что делает возможным применение кассовой машины. Кроме того, инспекция считает доказанным факт реализации товара с выставки на сумму 1 700 руб.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность решения от 13.05.2009 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.01.2009 сотрудниками налоговой инспекции проведена проверка соблюдения Обществом законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в объекте торговли, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, выставочный стенд N 75.
При проверке налоговым органом было выявлено неприменение ККТ и осуществление наличных денежных расчетов.
26.01.2009 инспекция в присутствии законного представителя Общества составила протокол N 5585/9-14-79 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ (л. д. 27).
Постановлением от 04.02.2009 N 5585/9-14-79 заявитель признан виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения и назначено наказание в виде 35 000 руб. штрафа.
Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что инспекцией не представлено доказательств соответствия принадлежащего Обществу торгового места требованиям обустроенности и обеспечения сохранности товара.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения суда от 13.05.2009.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из положений Закона N 54-ФЗ следует, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении определенных видов деятельности. В частности, пунктом 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрена такая возможность в случае торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Из приведенной нормы следует, что право на торговлю без применения контрольно-кассовой техники законодатель ставит в зависимость от места торговли, его обустроенности и способа реализации товара.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на расположенных на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, торговых местах, не обеспечивающих показ и сохранность товара, вправе производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом не представлены доказательства соответствия принадлежащего Обществу торгового места требованиям обустроенности и обеспечения сохранности товара, а также доказательства, подтверждающие приспособленность торгового места к применению контрольно-кассовой машины.
Как установлено судом первой инстанции, Общество на момент проверки не осуществляло торговлю на арендуемом торговом месте, расположенном на территории выставочного комплекса на основании договора от 22.01.2009, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Мир камня", на участие в выставке "МИР КАМНЯ", "Блеск самоцветов".
В акте проверки от 23.01.2009 отсутствуют сведения о реализации товара, представленные в материалы дела товарный чек от 23.01.2009, а также объяснения генерального директора Музурова Максима Борисовича от 23.01.2008 оценены судом первой инстанции как не подтверждающие факт реализации товара.
Апелляционная инстанция считает выводы суда правильными и соответствующими материалам дела.
Из описания торгового места в протоколе осмотра от 23.01.2009 N 9-14-79 и протокола об административном правонарушении от 26.01.2009 N 5585/9-14-79 не следует, что торговое место (стеклянная витрина) является обустроенным и обеспечивает сохранность товара.
В соответствии с пунктом 7.6 договора на участие выставках-ярмарках "МИР КАМНЯ", "Блеск самоцветов" от 22.01.2009 общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Мир камня" за сохранность товаров, оставленных на нерабочие часы выставки, ответственность не несет.
Как пояснил представитель общества, в судебном заседании, товар в нерабочие часы в витрине не хранился.
Таким образом, поскольку доказательств, подтверждающих приспособленность торгового места к применению контрольно-кассовой техники, налоговым органом не представлено, апелляционная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, решение суда от 13.05.2009 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2009 по делу N А56-8159/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8159/2009
Истец: ООО "Лотос"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N19 по Санкт-Петербургу