г. Санкт-Петербург
18 августа 2009 г. |
Дело N А26-5212/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего В.В. Горшелева
судей Т.А. Кашиной, Н.М. Поповой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.И. Агеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2989/2009) Министерства лесного комплекса Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.01.2009 года по делу N А26-5212/2008 (судья И.Ю. Тойвонен), принятое
по иску ООО "Карелфинлес"
к Министерству лесного комплекса Республики Карелия
об уменьшении арендной платы по договору аренды
при участии:
от истца: Ю.А. Тельшевская по доверенности от 11.01.2009 года
от ответчика: представитель не явился, извещен
установил:
ООО "Карелфинлес" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Республики Карелия об уменьшении арендной платы по договору аренды лесного участка общей площадью 52 977 га, расположенного в Олонецком лесничестве, от 18.12.2007 года за 2008 год до 2 860 231 рублей в соответствии с пунктом 4 статьи 614 ГК РФ.
Решением суда от 27.01.2009 года исковые требования ООО "Карелфинлес" удовлетворены. Уменьшен общий размер арендных платежей, подлежащих уплате ООО "Карелфинлес" за 2008 год на основании договора аренды лесного участка от 18.12.2007 года (номер государственной регистрации договора 10-10-01/068/2007-236), до 3 331 423 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство лесного комплекса Республики Карелия подало апелляционную жалобу.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней податель указывает на то, что в договоре 18.12.2007 года, заключенным между сторонами на аренду лесного участка общей площадью 52977 га, расположенного в Олонецком лесхозе, стороны согласовали общую площадь лесного участка, предоставляемого в аренду - 52 977 га, запас спелых и перестойных насаждений, возможных для эксплуатации - 980 тыс. м. куб, вид пользования, расчетную норму заготовки древесины годового объема использования лесов на арендуемом лесном участке - 60,9 тыс. м. куб.
Ответчик считает, что существенные условия договора и порядок определения арендной платы, зафиксированные сторонами в приложении N 4 к договору, согласованы сторонами путем подписания без разногласий договора аренды с приложениями. Ответчик полагает, что объем арендных платежей за 2008 год должен быть оплачен арендатором исходя из согласованного сторонами в приложении N 4 размера арендной платы, с учетом его перерасчета арендной платы, то есть 4 406 613 рублей.
Министерство лесного комплекса Республики Карелия полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно не применен ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" от 04.12.2006 года N 201-ФЗ, подлежащий применению.
Также ответчик ссылается в жалобе на то, что истец не доказал факт ухудшения условий пользования имуществом, поскольку ряд представленных им документов не имеет отношения к спорному договору и не является доказательствами по настоящему делу. Судом первой инстанции данные документы (ряд писем) приняты в качестве доказательств по делу и выводы суда основаны на них, то есть являются ошибочными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.12.2007 года между Государственным Комитетом Республики Карелия по лесу (в настоящее время - Министерство лесного комплекса Республики Карелия) и ООО "Карелфинлес" заключен договор аренды лесного участка общей площадью 52 977 гектар, расположенного на территории Олонецкого лесхоза (лесничества). Названный договор 22.01.2008 года прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по РК (номер регистрации - 10-10-01/068/2007-236). Ранее лесопользование на вышеназванном лесном участке осуществлялось ООО "Карелфинлес" на основании договора аренды участка лесного фонда от 27.05.2005 года N 2. Заключение нового договора аренды в декабре 2007 года было обусловлено необходимостью приведения договора в соответствие с действующим лесным законодательством, в частности с новым Лесным кодексом РФ, принятым в декабре 2006 года.
Таким образом, до заключения спорного договора от 18.12.2007 года лесопользование на вышеназванном лесном участке осуществлялось ООО "Карелфинлес" на основании договора аренды участка лесного фонда от 27.05.2005 года N 2.
Новым договором аренды был определен разрешенный годовой размер лесопользования, составивший 60 900 кубометров, при этом в пункте 1.5 договора устанавливалось, что пользование лесным участком должно осуществляться в соответствии с действующими нормативно - технологическими документами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства, нормативно - правовыми актами РФ и РК.
Порядок определения арендной платы и ее внесения был установлен разделом 2 договора, согласно которого размер арендной платы устанавливался с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента, установленного конкурсной комиссией (пункт 2.1 договора). В соответствии с пунктом 2.2. договора арендатор был обязан вносить арендную плату в соответствии с Приложением N 4 в сроки, определенные данным пунктом, при этом арендную плату за установленный объем лесопользования за истекший год надлежало вносить до 31.12. текущего года. Договором также была предусмотрена возможность одностороннего изменения размера арендной платы со стороны арендодателя в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
С 01.01.2007 года на территории Российской Федерации был введен в действие новый Лесной кодекс РФ (Федеральный закон N 200-ФЗ от 04.12.2006 года), содержащий ряд иных подходов и нововведений в области регулирования лесных правоотношений, по сравнению с ранее действовавшим лесным законодательством. Названный Кодекс предусматривал, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, подлежали регулированию гражданским и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом и другими федеральными законами (статья 3 Лесного кодекса РФ). Согласно пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено этим Кодексом. В силу положений статьи 73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
ООО "Карелфинлес" со ссылкой на положения пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса РФ обратилось в арбитражный суд с просьбой уменьшить подлежащий оплате обществом объем арендной платы по договору аренды лесного участка за 2008 год до 3 331 423 рублей. Указанный размер арендной платы заявитель обосновывает фактическим объемом изъятия лесных ресурсов в 2008 году согласно совокупности имевшихся у общества лесорубочных билетов и поданной обществом лесной декларации за 2008 год, принятой арендодателем. Сведения о фактическом изъятии по вышеназванному объему и расчет платежей в указанной сумме ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела
Министерством лесного комплекса РК заявлены возражения по иску, поскольку оно полагает, что объем арендных платежей по договору аренды должен быть исчислен, исходя из установленного договором ежегодного объема лесопользования, составляющего 60 900 кубометров, что влечет перерасчет арендной платы в сторону увеличения по средним минимальным ставкам и согласованным в договоре видам рубок.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела согласился с доводами истца, указав, что в результате сложившейся ситуации, связанной с отсутствием реальной возможности освоения объема заготовки древесины, условия пользования арендатором арендованного имущества были ухудшены в 2008 году, в связи с чем ООО "Карелфинлес" правомерно требует уменьшения арендной платы по правилам пункта 4 статьи 614 ГК РФ до 3 331 423 рублей.
Апелляционный суд считает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции правильными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились. Заключенный сторонами 18.12.2007 года договор аренды лесного участка, зарегистрированный в установленном законом порядке, был приведен в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации. Арендатор, в силу предписаний, установленных статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, был обязан составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса.
Законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов могло осуществляться только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов, с последующим представлением лесопользователем в заявительном порядке лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядку (статья 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
В апреле 2007 года Министерством природных ресурсов Российской Федерации в развитие положений пункта 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации был издан приказ N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", в соответствии с которым проект освоения лесов надлежало разрабатывать на основе договоров аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, а также документов территориального планирования.
Таким образом, в перечне документов, подлежащих применению в целях разработки проекта освоения лесов, указывался и лесохозяйственный регламент лесничества, отсутствие которого значительно затрудняло и делало невозможным надлежащее составление проекта освоения лесов. Условия и предписания, содержащиеся в данных регламентах, имели обязательный характер в отношении лиц, использующих участки лесного фонда, что определялось пунктом 6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, при этом регламент являлся основой осуществления такого использования лесов.
Апелляционный суд считает, что из норм действующего лесного законодательства и условий заключенного сторонами договора аренды не следует, что истец как арендатор лесного участка должен был в обязательном порядке освоить весь определенный договором максимально допустимый объем древесины.
При условии утверждения лесохозяйственного регламента уполномоченным государственным органом и при последующем составлении проекта освоения лесов допустимый максимальный объем расчетной лесосеки (годовой расчетной нормы) мог быть пересмотрен, что предполагало возможность внесения в договор аренды соответствующих изменений. Обращения арендатора в специализированные организации по вопросу разработки проекта освоения лесов не привели к положительному результату, поскольку данные организации не могли приступить к указанным работам в 2008 году из-за отсутствия необходимых документов, включая материалов лесохозяйственного регламента, государственного лесного реестра и данных лесоустройства.
Лесной план Республики Карелия и лесохозяйственный регламент был утвержден только в декабре 2008 года, из чего следует, что арендатор в течение почти всего 2008 года не имел возможности приступить к разработке проекта освоения лесов, что препятствовало своевременному использованию процедуры декларирования при освоении лесного участка и привело к невозможности полного освоения максимально допустимой годовой расчетной нормы заготовки древесины в 2008 году, установленной условиями договора аренды.
Доводы жалобы о том, что истец мог самостоятельно привести материалы лесоустройств в соответствие с требованиями нового законодательства, отклоняются апелляционным судом, поскольку, как правомерно отмечено в решении суда первой инстанции, ни Лесной кодекс Российской Федерации, ни Правила проведения лесоустройств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 18.06.2007 года не содержат норм, обязывающих арендаторов проводить лесоустроительные работы за счет собственных средств.
Довод жалобы о том, что факт ухудшения условий пользования имуществом не доказан арендатором, также отклоняется судом как противоречащий материалам дела. Апелляционный суд считает, что материалами дела полностью подтвержден вывод суда первой инстанции о том, что арендодателем не выполнены в полной мере обязанности по предоставлению арендатору имущества со всеми принадлежностями и необходимыми документами, позволяющими это имущество эксплуатировать в полном объеме и по назначению, что не позволило арендатору полностью использовать участок лесного фонда в целях заготовки древесины в максимально разрешенных объемах.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции имелись основания для применения положений пункта 4 статьи 614 ГК РФ и уменьшения размера арендной платы в связи с возникновением обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, при ухудшении условий пользования арендованным имуществом.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что изложенные в решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, следовательно, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены решения и удовлетворения жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.01.2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.В. Горшелев |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5212/2008
Истец: ООО "Карелфинлес", ООО "Карелфинлес"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Республики Карелия
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2989/2009