г. Санкт-Петербург
19 августа 2009 г. |
Дело N А56-25775/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7740/2009) ООО "Центр проведения лотерей "Джек - кот" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 мая 2009 года по делу N А56-25775/2009 (судья Цурбина С.И.), принятое
по заявлению Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ООО "Центр проведения лотерей "Джек-кот"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: Пичугин С.М., доверенность от 11.08.2009.
от ответчика: Мокров А.А., доверенность от 09.01.2009
установил:
Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - ЦБПСПР и ИАЗ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Обособленного подразделения Общества с ограниченной ответственностью "Центр проведения лотерей "Джек-кот" (далее - Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 21.05.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЦПЛ "Джек-кот" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просило решение от 21.05.2009 отменить. Податель жалобы указывает, что определение суда о принятии заявления к производству и назначении судебного заседания получено 21.05.2009, то есть в день судебного заседания; что обособленное подразделение не является юридическим лицом и не может быть самостоятельно привлечено к административной ответственности; в резолютивной части решения суд не указал часть статьи, по которой Общество привлечено к ответственности. Кроме того, податель жалобы указывает, что у него не возникла обязанность по направлению уведомления о проведении стимулирующей лотереи, поскольку организатором лотереи является ООО "Якутия", которое и должно направлять соответствующее уведомление.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель ЦБПСПР и ИАЗ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2009 заявление ЦБПСПР и ИАЗ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принято к производству и назначено судебное заседание на 21.05.2009 на 11 час. 30 мин.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта, или о неполучении корреспонденции по указанным в части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ причинам.
Как следует из материалов дела, определение суда о рассмотрении дела 21.05.2009 получено ООО "ЦПЛ "Джек-кот" в день судебного заседания - 21.05.2009.
Почтовое уведомление о получении Обществом копии определения, как следует из штампа на почтовом конверте (л.д. 34, оборот), поступило в суд 26.05.2009, то есть после судебного заседания, в котором суд разрешил дело по существу.
Имеющаяся в материалах дела телеграмма о дате рассмотрения дела не может быть принята в качестве доказательства надлежащего уведомления Общества, поскольку, как следует из ее текста, телеграмма направлялась Обществу по адресу г. Петрозаводск, ул. Жуковского, д. 10, в то время, как юридическим адресом Общества является г. Петрозаводск, ул. Жуковского, д. 10, кв.7.
Таким образом, суд первой инстанции к началу судебного заседания 21.05.2009, в котором ООО "ЦПЛ "Джек-кот" не участвовало, не располагал сведениями об его надлежащем уведомлении о дате и месте рассмотрения дела.
Изложенное обстоятельство является безусловным основанием для отмены решения суда в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 270 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, суд апелляционной инстанции считает необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представители сторон не возражали против рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в судебном заседании 13.08.2009.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области проведена проверка деятельности обособленного подразделения ООО "Центр проведения лотерей "Джек-кот", осуществляющего проведение стимулирующей лотереи в зале по проведению лотерей, расположенном по адресу: Ленинградская область, Подпорожский район, г. Подпорожье, ул. Ленина, д. 20.
В ходе проверки ЦБПСПР и ИАЗ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области установлено, что в нарушение действующего законодательства ООО "ЦПЛ "Джек-кот" допустило проведение стимулирующей лотереи в зале по проведению лотерей без полученного в установленном порядке разрешения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении обособленного подразделения дела об административном правонарушении.
10.03.2009 должностным лицом ЦБПСПР и ИАЗ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области составлен протокол АП-Юр об административном правонарушении N 0000071, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены ЦБПСПР и ИАЗ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 названного закона стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован статьями 7 и 9 закона N 138-ФЗ и конкретизирован Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н "Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено ее организатором не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи (пункты 1,3 указанной статьи).
Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.02.2009 и протокол АП-Юр N 0000071 от 10.03.2009 составлены в отношении обособленного подразделения "Центр проведения лотерей "Джек-кот".
Из содержания статьей 2.1, 2.4 КоАП РФ следует, что к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, могут быть привлечены физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Субъектом административной ответственности, установленной статьей 14.27 КоАП РФ, являются граждане, должностные и юридические лица.
В рассматриваемом случае, протокол об административном правонарушении составлен в отношении обособленного подразделения Общества, не являющегося юридическим лицом, а, следовательно, и субъектом административного правонарушения.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 7 Постановления Пленума от 0.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу. При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Должностным лицом ЦБПСПР и ИАЗ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе АП-Юр об административном правонарушении юридического лица N 0000071 от 10.03.2009 не указана норма закона, нарушение которой вменено Обществу.
Также в нарушение части 5 статьи 204 АПК РФ в заявлении, поданном в арбитражный суд, ГУВД просило привлечь к административной ответственности Чендарева И.А., а не юридическое лицо.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что пунктом 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ предусмотрена обязанность организатора стимулирующей лотереи в течение 20 дней со дня проведения лотереи направить в соответствующий уполномоченный орган уведомление о проведении лотереи.
Как усматривается из документов, приложенных Обществом к апелляционной жалобе, организатором лотереи является ООО "Якутия".
Также, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 206 АПК РФ в резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны, в том числе, содержаться нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности.
В нарушение приведенной нормы и статьи 2.10 КоАП РФ в резолютивной части решения от 21.05.2009 суд привлек к административной ответственности обособленное подразделение, кроме того, не указана часть статьи 14.27, по которой обособленное подразделение ООО "ЦПЛ "Джек-кот" привлекается к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах решение суда от 21.05.2009 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Центру по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в удовлетворении его заявления.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 мая 2009 года по делу N А56-25775/2009 отменить.
В удовлетворении заявления Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области о привлечении ООО "ЦПЛ "Джек - кот" (ОГРН 1061001005560, зарегистрированное по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Жуковского, дом 10. кв.7) к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 КоАП РФ отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25775/2009
Истец: ЦБПСПР и ИАЗ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Ответчик: ООО "ЦПЛ"Джек-кот"