г. Санкт-Петербург
20 августа 2009 г. |
Дело N А56-52482/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Протас Н.И., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6625/2009) Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2009 по делу N А56-52482/2008 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ОАО "Хабаровский Судостроительный Завод"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10
о признании незаконным действия
при участии:
от истца (заявителя): Карамышев Н.В. по доверенности от 10.11.2008 N 25/105
от ответчика (должника): Павлова М.С. по доверенности от 26.03.2009 N 61-04-11/004312; Ерунова Т.И. по доверенности от 31.12.2008 N 61-08-09/024140
установил:
Открытое акционерное общество "Хабаровский Судостроительный Завод" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действий (бездействие) Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10 выразившихся в отказе возвратить из бюджета (зачесть) незаконно взысканные налоги - НДФЛ в размере 22 640 634, 90 руб., ЕСН ФБ в размере 36 861 113, 77 руб., НДС в размере 10 316 295 руб., НПР ФБ в размере 504 420, 50 руб., ГФЗН в размере 2 016 149, 1 руб. и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата на расчетный счет взысканных налогов в общем размере 72 338 613, 27 руб.
Решением суда первой инстанции от 13.04.2009 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Обществу правомерно отказано в проведении зачета, поскольку доначисление взысканных налогов не признано незаконным. Кроме того, инспекция считает, что поскольку у налогоплательщика имеется недоимка по налоговым обязательствам, которая образовалась за счет текущих платежей, суд неправомерно удовлетворил требования налогоплательщика об обязании возвратить 72 338 613,27 рублей на расчетный счет.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении. Представитель Общества возражал, против доводов жалобы, считая обжалуемое решение суда правильным. Просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
ОАО "Хабаровский судостроительный завод", согласно Уставу, преобразовано из ФГУП "ХСЗ" в порядке приватизации. Уведомлением о постановке на учет в налоговом органе ФГУП "ХСЗ" с 06.12.2007г. поставлено на учет в МИ ФНС N 10, г. Санкт-Петербург.
Как следует из материалов дела Инспекцией ФНС России по Индустриальному р-ну г. Хабаровска (налоговый орган по прежнему месту учета налогоплательщика) принято Постановление N 272310060063 от 03.10.2006г. о взыскании с ФГУП "ХСЗ" за счет имущества, в том числе налогов в размере 46661032 рубля.
За период с 03.10.2006 по 08.04.2008 налоговым органом и судебными приставами - исполнителями взыскано в бюджет 26 629 237 рублей налогов по указанному Постановлению.
Общество обратилось в Арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.04.2008г. по делу N А73-10202/2007-45 признано недействительным Постановление ИФНС N 272310060063 от 03.10.2006г. в полном объеме, в том числе о взыскании налогов в размере 46 661 032 рубля.
Также, инспекцией ФНС России по Индустриальному р-ну г. Хабаровска принято Постановление N 272303060012 от 23.03.2006г. о взыскании с ФГУП "ХСЗ" за счет имущества, в том числе налогов в размере 95 607 140,84 рублей.
За период с 03.10.2006 по 08.04.2008 налоговым органом и судебными приставами- исполнителями взыскано бюджет 45 709 376,27 рублей налогов по указанному Постановлению.
Общество обратилось в Арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.06.2008г. по делу N А73-3365/2008-97 признано недействительным Постановление ИФНС N 272303060012 от 23.03.2006г. в части взыскании налогов в размере 95 607 140,84 рублей.
Учитывая, что постановления, послужившие основанием взыскания сумм налогов в размере 72 338 613,27 рубля были признаны решениями арбитражного суда недействительными, общество 16.07.2008 и 11.07.2008 обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями о зачете суммы излишне взысканных налогов в счет погашения существующей задолженности, либо возврате указанной суммы на его расчетный счет (л.д. 16, 27 т. 1).
Указанные заявления оставлены инспекцией без удовлетворения, поскольку, как следует из письма инспекции N 61-14-18/016308 от 18.08.08 г. (л.д.29):
- сумма задолженности не оспаривалась, не признана незаконной, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ обязанность по уплате законно доначисленных налогов подлежит исполнению;
- признание судом недействительным Постановлений не влечет обязанности налогового органа по исключению из карточек лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки по налогам.
Общество, считая отказ налогового органа в возврате / зачете излишне взысканных налогов незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что поскольку постановления о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика в судебном порядке признаны недействительными, взысканные суммы налогов, а также добровольно уплаченная по постановлениям сумма НДФЛ признаются излишне взысканными, возврат/зачет которых осуществляется в соответствии с требованиями ст. 79 НК РФ. Так же суд на основании ст. 201 АПК РФ в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов налогоплательщика обязал инспекцию возвратить на расчетный счет налоги в общей сумме 72 338 613,27 рубля.
Апелляционный суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, обосновывающие наличие у Общества текущей задолженности по налогам и сборам, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене.
В соответствии со ст. ст. 45, 46, 48 НК РФ имеющаяся у налогоплательщика-организации задолженность по уплате налогов (сборов) и пени может быть взыскана принудительно либо в порядке ст. ст. 46, 47 НК РФ посредством принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках, или решения о взыскании задолженности за счет его иного имущества либо на основании решения суда, если указанные ненормативные акты (или один из них) являются недействительными.
В ходе судебного разбирательства установлено, что по Постановлениям о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика N 272310060063 от 03.10.2006, N 272303060012 от 23.03.2006 произведено взыскание денежных средств в общей сумме 71 868 903,06 рубля, а также уплачено Обществом 469 710,21 рубля.
На основании статей 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа (требования, решения о взыскании за счет денежных средств, постановления о взыскании за счет имущества налогоплательщика) не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, перечисление обществом денежных средств в размере 469 710,21 рублей во исполнение Постановлений о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика N 272310060063 от 03.10.2006, N 272303060012 от 23.03.2006 носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 13592/04 от 29.03.2005.
Общая сумма налогов, взысканных по постановлениям о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, составила 72 338 613,27 рублей.
Решениями Арбитражного суда Хабаровского края от 08.04.2008 по делу N А73-10202/2007-45, от 09.06.2008 по делу N А73-3365/2008-97, вступившими в законную силу признаны недействительными постановления о взыскании о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика организации в части взыскания налогов в размере 95 607 140,84 рубля и 46 661 032,43 рублей.
Частью 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по ранее рассмотренным делам ненормативные акты инспекции, на основании которых с общества взыскано 72 338 613,27 руб. налогов, признаны недействительными, указанная спорная сумма является излишне взысканной.
В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21, пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат излишне уплаченных/взысканных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат излишне взысканных сумм налогов в порядке, предусмотренном ст. ст. 79 НК РФ.
Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями о возврате/зачете спорной суммы излишне взысканных налогов от 16.07.2008, от 11.07.2008.
В отказе возвратить/ зачесть суммы излишне взысканных налогов (л.д. 29 т. 1) инспекция указала на то обстоятельство, что поскольку доначисления налогов не признаны недействительными, а признание недействительными постановлений в связи с нарушением порядка и срока взыскания недоимки, не является основанием для исключения из лицевого счета просроченной к взысканию суммы недоимки.
Судом первой инстанции правомерно признаны незаконными действия налогового органа по отказу в возврате излишне взысканных налогов, изложенному в письме N 61-14-18/016308 от 18.08.2008.
Материалами дела подтверждено (л.д. 10-15, 19-25 т. 1), что недоимка по налогам, взысканным инспекцией, возникла на основании требований выставленных в 2004-2005 годах, а также решения по выездной налоговой проверки N 1498 от 06.06.2006, требования N 3647 от 08.06.2006. Решения о взыскании с налогоплательщика недоимки за счет имущества подлежали принятия в срок не позднее 15.02.2006 и 26.08.2006. Фактически решения и постановления о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика приняты 23.03.2006 и 03.10.2006, то есть с нарушением сроков, установленных ст. 46 НК РФ. Указанные обстоятельства установлены вступившими в силу судебными актами.
Решения о взыскании налога (пени), принятые после истечения установленного п. 3 ст. 46 НК РФ срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае Инспекция вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика, причитающейся к уплате суммы.
Инспекция в установленные сроки в арбитражный суд с требованиями о взыскании задолженности, указанной в Постановлениях от 23.03.2006, от 03.10.2006 не обращалась, решения суда, принятые в пользу налогового органа о взыскании с налогоплательщика спорной задолженности отсутствует.
При таких обстоятельствах недоимка, срок взыскания которой пропущен инспекцией, не может быть взыскана с налогоплательщика. Взысканные суммы налогов по постановлениям о взыскании недоимки за счет имущества, признанные в судебном порядке недействительными являются излишне взысканными.
Отказывая в возврате излишне уплаченных налогов, инспекция не ссылалась на наличие у налогоплательщика текущих налоговых обязательств.
Неисполнение Инспекцией обязанности, предусмотренной ст. 79 НК РФ, является нарушением прав и законных интересов Общества.
При таких обстоятельствах, действия по отказу в возврате излишне уплаченных налогов по основаниям, изложенным в письме от 18.08.2008, правомерно судом первой инстанции признаны незаконными. Решение суда первой инстанции в указанной части изменению или отмене не подлежит.
Суд первой инстанции, указал, что возврат на расчетный счет Общества излишне взысканных налогов в размере 72 338 613,27 рублей является в соответствии со статьей 201 АПК РФ устранением последствий незаконных действий налогового органа по отказу в возврате/зачете излишне взысканных налогов.
Данная позиция суда является ошибочной.
Согласно части 1 статьи 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в разделе III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Требования о возврате на расчетный счет излишне взысканных налоговых платежей, вызванных неправильными действиями налогового органа, хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ.
С учетом того, что в разделе III АПК РФ не установлены особенности рассмотрения требований о возврате налогов, и исходя из положений статьи 189 АПК РФ, указанные требования должны рассматриваться по правилам искового производства.
Заявление налогоплательщика о признании незаконными действий налогового органа принимается и рассматривается судом в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявление об обязании возвратить налог - по правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 г. N 9316/05, от 8 мая 2007 г. N 16367/06.
Кроме того, на указанное обстоятельство имеется ссылка в статье 79 НК РФ. Пунктом 3 статьи 79 НК РФ прямо предусмотрена подача налогоплательщиком искового заявления о возврате излишне взысканного налога.
Таким образом, требование Общества об обязании возвратить на расчетный счет излишне взысканного налога подлежит рассмотрению как самостоятельное имущественное требование с установлением факта наличия текущей обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.
Названная норма в части, предусматривающей осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам, вступила в силу с 1 января 2008 года.
Поскольку факт излишнего взыскания налогов в размере 72 338 613,27 рублей установлен в 2008 году, заявления о возврате/ зачете представлены в 2009 году, возврат излишне взысканного налога может быть осуществлен только при отсутствии задолженности по иным налогам.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции инспекцией представлена справка о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 18.08.2008 (дату отказа инспекции в возврате/зачете излишне взысканных налогов) в которой отражена задолженность Общества перед бюджетом по различным видам налогов в общей сумме 122 867 161,88 рублей.
В ходе исследования доказательств по делу установлено, что в справку о состоянии расчетов с бюджетом инспекцией включена задолженность, сроки взыскания которой истекли, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делам: А73-10204/2007-29, А73-10201/2007-16, А73-10203/2007-50, А73-10202/2007-45, А73-3365/2008-97.
Для установления фактической задолженности Общества перед бюджетом, сроки взыскания которой не истекли, определением апелляционного суда от 02.07.2009 сторонам предложено представить доказательства наличия/отсутствия задолженности Общества перед бюджетом по состоянию на дату отказа инспекции в возврате/зачете налогов - 18.08.2008, а также по состоянию на дату принятия решения судом первой инстанции о возврате налога - 13.04.2009.
Доказательства представлены в материалы дела.
Из представленной налоговым органом справки о состоянии расчетов с бюджетами на 13.04.2009 следует, что задолженность Общества составляет 165 724 475,07 рублей.
По расчетам Общества текущая задолженность по налогам по состоянию на 13.04.2009 составляет 16 150 970,23 рублей.
Апелляционный суд, исследовав данные справок, расчетов, лицевых счетов, деклараций, решения о доначислении налогов, решений о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика- организации, требований, сведений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края установил, что фактическая задолженность Общества по налоговым обязательствам, срок взыскания которых не истек, по состоянию на 13.04.2009 составляет 54 193 083,16 рублей, в том числе:
34 861 692 рубля - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
14 896 975,88 рублей - задолженность по ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, и пени;
1 956 083,28 рублей - задолженность по ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, и пени;
2 478 332 рубля - задолженность по ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, и пени.
1. Недоимка по страховым взносам на ОПС.
Согласно справке инспекции задолженность Общества по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени составляет 53 514 284 рубля, в том числе на СЧ - 48 386 097,47 рублей, на НЧ - 5 128 186,53 рубля. При этом, налоговым органом не представлены доказательства обоснованности указанных данных, а также сведений о соблюдении порядка и сроков взыскания данной задолженности. Отсутствуют данные о правомерности начисления пени.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает недоказанным факт наличия недоимки Общества в сумме 53 514 284 рубля.
Согласно расчетам Общества задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 23 598 452 рубля. В указанную задолженность Обществом включены суммы страховых взносов и пени, взысканные по решениям Арбитражный судов за 2006 год, 3 квартал 2007 года, 4 квартал 2007 года, 1 квартал 2008 года.
Поскольку исчисленная Обществом задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не соответствует фактической недоимки, расчеты налогоплательщика отклоняются апелляционным судом.
По определению апелляционного суда в материалы дела представлены сведения о задолженности, составленные Управлением ПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края, где налогоплательщик состоит на учете в качестве страхователя.
Из представленных сведений следует, что по состоянию на 13.04.2009 у Общества имеется задолженность по уплате страховых взносов на ОПС в общей сумме 38 329 021 рубль (2002 - 2008 года), в том числе на СЧ - 34 650 579 рублей, на НЧ - 3 678 442 рубля. Задолженность по уплате пени отсутствует.
Указанная сумма задолженности подтверждается данными Общества, а именно Ведомостями уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 23.12.2008 и на 31.12.2008 (форма АДВ-11).
В материалы дела также представлены копии судебных актов о взыскании с Общества страховых взносов за 2006, 2007, 2008 года по делам: А73-9980/2007-50 от 11.02.2008, А73-3072/2008-63 от 29.04.2008, N А73-12724/2008 от 19.12.2008, N А73-12725/2008/ от 19.12.2008, N А73-9689/2006-10 от 11.10.2006, А73-11938/2006-10 от 11.12.2006, А73-3581/2006-63 от 13.06.2006.
Анализ судебных актов, вступивших в законную силу, о взыскании с Общества задолженности по страховым взносам на ОПС, а также данных, представленных Управлением ПФР, ведомостей по форме АДВ-11, позволяет сделать вывод о том, что фактическая задолженность Общества по уплате страховых взносов на ОПС, сроки взыскания которой соблюдены, составляет 34 861 692 рубля, в том числе:
2006 год: СЧ - 203 423 рубля, НЧ - 329 854 рубля;
2007 год: СЧ - 12 275 642 рубля, НЧ - 911 993 рубля;
2008 год: СЧ - 19 081 220 рублей, НЧ - 2 059 560 рублей.
Указанная задолженность установлена вступившими в законную силу судебными актами и подтверждена вышеперечисленными доказательствами.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства обоснованности начисления, а также соблюдения сроков взыскания задолженности по страховым взносам (судебные акты, постановления судебных приставов-исполнителей) за 2002 год в размере 3 421 851 рубль, за 2003 год - 45 478 рублей, указанная задолженность, в целях рассмотрения настоящего дела, не признается установленной, и не подлежит включению в состав недоимки по налоговым обязательствам, сроки взыскания которых не истекли.
2. Недоимка по ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет.
Согласно справки инспекции о состоянии расчетов задолженность Общества по ЕСН, зачисляемого в Федеральный бюджет, а также пени составляет 40 233 506,44 рубля, в том числе налог - 13 843 438,90 рублей, пеня - 23 405 563,35 рублей, пени по акту - 2 977 117,08 рублей, штраф по акту - 7387,11 рублей.
Исходя из представленных в материалы дела лицевых счетов, расчетов и деклараций по ЕСН, платежных поручений на уплату налога в бюджет следует, что фактически подтвержденная задолженность Общества по ЕСН за 2008 год составляет 13 843 438,90 рублей.
Данная сумма недоимки подтверждена так же расчетами Общества.
Согласно пояснений представителей налогового органа пени в сумме 2 977 117,08 рублей и штраф в размере 7 387,11 рублей включены в справку и лицевой счет с указанием "по акту" как сальдовый остаток по лицевому счету Инспекции ФНС РФ по Индустриальному району города Хабаровска при переходе налогоплательщика на налоговый учет в МИ по крупнейшим налогоплательщикам N 10. Доказательств обоснованности начисления указанных сумм пени и санкций, а также времени их начисления для проверки соблюдения сроков взыскания задолженности в материалы дела не представлено.
Из представленных судебных актов по делам N А73-10202/2007-45 и А73-10204/2007-29 следует, что пени в размере 2 970 648,54 рубля и 7 220 рублей судебными инстанциями признаны неподлежащими взысканию в связи с пропуском пресекательного срока.
При таких обстоятельствах данные суммы не могут быть признанны установленной задолженностью, погашение которой может быть произведено в виде проведения зачета.
В лицевом счете налогоплательщика по данному виду налога по состоянию на 01.01.2009 числится сальдо по пени в размере 22 273 489,51 рубль.
Налоговым органом в материалы дела не представлен расчет пени как на сумму 22 273 489,51 рубль (отраженную как сальдо на 01.01.2009), так и на сумму 23 405 563,35 рублей (отраженную в справке о состоянии расчетов).
При этом, налоговым органом 26.11.2008 произведен зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет погашения задолженности по пени по ЕСН, зачисляемый в ФБ в общей сумме 21 713 209,06 рублей. Указанное обстоятельство подтверждено письмом инспекции N 61-14-18/021954 от 26.11.2008, однако в лицевом счете зачет не отражен.
В связи с непредставлением расчетов и обоснования начисления пени в сумме 23 405 563,35 рубля, отраженной в справке о состоянии расчетов, указанная сумма не может быть признана установленной задолженностью, погашение которой может быть произведено в виде проведения зачета.
Налоговым органом в материалы дела представлены решения по камеральным проверкам N 14 от 17.02.2009 и N 15 от 17.02.2009, которыми произведено доначисление налогоплательщику ЕСН, а также пени в суммах 756 931,53 рубля и 199 661,64 рубля. Представленные расчеты пени по указанным суммам соответствуют требованиям ст. 75 НК РФ.
Таким образом, налоговым орган обосновал обоснованность начисления пени в размере 956 593,17 рублей за период с 12.08.2008 по 17.02.2009 и с 12.11.2008 по 17.02.2009.
Налогоплательщиком исходя из установленных сроков уплаты ЕСН, данных расчетов и деклараций за 2008 год, платежных документов, подтверждающих факт уплату налога произведен расчет пени за период с 16.02.2008 по 13.04.2009 на сумму 1 053 536,98 рублей. Расчет пени соответствует требованиям ст. 75 НК РФ, установленным срокам уплаты налога, начисленным суммам, а также датам фактической уплаты. Расчет принят судом.
Налоговым органом не представлено доказательств, опровергающих сумму пени, являющейся задолженность Общества, сроки взыскания которой не истекли.
Таким образом, по состоянию на 13.04.2009 года, установленная недоимка налогоплательщика по ЕСН, зачисляемого в ФБ, сроки взыскания которой не пропущены, составляет 14 896 975,88 рублей, в том числе по налогу - 13 843 438 рублей и пени 1 053 536,98 рублей.
Ссылка налогового органа на решения по камеральным проверкам N 77 от 06.07.2009, N 59 от 17.06.2009, N 59/1 от 17.06.2009, по которым произведено также доначисление пени по ЕСН с приложением расчета пени, подлежит отклонению, поскольку указанным акт инспекции приняты после принятия судом первой инстанции решения о возврате налога, в связи с чем при рассмотрении дела в апелляционном суде установленная недоимка не подлежит рассмотрению.
3. Недоимка по ЕСН, зачисляемого в Федеральный ФОМС, и пени.
Согласно справке инспекции о состоянии расчетов задолженность Общества по ЕСН, зачисляемого в Федеральный ФОМС, а также пени составляет 3 127 940,14 рублей, в том числе налог - 2 334 444,29 рублей, пеня - 790 341,30 рублей, пени по акту - 790 341,30 рублей, штраф по акту в переплате 5,56 рублей.
Исходя из представленных в материалы дела лицевых счетов, расчетов и деклараций по ЕСН, платежных поручений на уплату налога в бюджет следует, что 2 334 444,29 рублей включает в себя:
349 957,59 рублей - недоимка, срок взыскания которой пропущен, дело N А73-3365/2008;
130 241 рубль - недоимка, срок взыскания которой пропущен, дело N А73-7238/2008-23;
1 854 245,70 рублей - недоимка за 2006, 2007, 2008 годов.
Поскольку судебными актами признано недействительным взыскание недоимки в размере 480 198,59 рублей, указанная задолженность не может быть погашена путем проведения зачета в счет излишне взысканных налоговых обязательств.
На основании доказательств (расчетов, деклараций, данных лицевых счетов, платежных поручений, извещения о зачете переплаты по НДС в счет ЕСН на сумму 395 798 рублей и 411 806 рублей), апелляционным судом признается наличие у Общества задолженности по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, в размере 1 854 245,70 рублей.
Доводы Общества о том, что для проведения зачета может быть признана только задолженность 2008 года в размере 457 210 рублей, а срок на взыскание суммы 1 397 035 рублей истек подлежит отклонении.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о признании в судебном порядке сумм налога невозможных к взысканию, либо признании недействительными актов инспекции о принудительном взыскании недоимки.
Из представленных доказательств следует, что налоговыми органами в 2006, 2007 годах выставлялись требования N 1695 от 17.05.2006, N 19159 от 06.01.2006, N 22628 от 11.11.2007, принимались решения о взыскании недоимки за счет денежных средств N 6507 от 12.11.2007, частично исполненные Обществом. При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания задолженности невозможной к взысканию.
Более того, из представленного в материалы дела извещения о принятом решении о проведении зачета сумм НДС в счет задолженности по ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, в суммах 395 798 рублей и 411 806 рублей. В решении о зачете отсутствуют сведения, что зачет произведен в счет недоимки по ЕСН за 2 и 4 кварталы 2008 года. Налоговый орган вправе произвести зачет в счет задолженности по иным отчетным (налоговым) периодам, соблюдая процедуру принудительного взыскания.
Согласно пояснениям представителей налогового органа пени в сумме 3160,11 рублей включены в справку и лицевой счет с указанием "по акту" как сальдовый остаток по лицевому счету Инспекции ФНС РФ по Индустриальному району города Хабаровска при переходе налогоплательщика на налоговый учет в МИ по крупнейшим налогоплательщикам N 10. Доказательств обоснованности начисления указанной суммы пени, а также времени их начисления для проверки соблюдения сроков взыскания задолженности в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах данные сумма 3160,11 рублей не может быть признана установленной задолженностью, погашение которой может быть произведено в виде проведения зачета.
В справке инспекции отражена задолженность по пени в размере 790 341,30 рублей
Решениями судов, вступившими в законную силу по делам А73-10203/2007, N А73-10202/2007, А73-7238/2008, А73-10201/2007, признаны недействительными акты налогового органа о взыскании пени в общей сумме 229 532,74 рублей. Следовательно, указанная задолженность не подлежит взысканию, в том числе зачету.
Сумма задолженности по пени в размере 560 808,56 рублей (790 341,30 - 229 532,74) налоговым органом не подтверждена. Не представлены расчеты пени, обосновывающие период начисления, сумму недоимки, сроки взыскания.
В связи с непредставлением расчетов и обоснования начисления пени, отраженной в справке о состоянии расчетов, указанная сумма не может быть признана установленной задолженностью, погашение которой может быть произведено в виде проведения зачета.
Налогоплательщиком, исходя из установленных сроков уплаты ЕСН, данных расчетов и деклараций за 2008 год, платежных документов, подтверждающих факт уплату налога, произведен расчет пени за период с 16.02.2008 по 13.04.2009 на сумму 101 837,58 рублей. Расчет пени соответствует требованиям ст. 75 НК РФ, установленным срокам уплаты налога, начисленным суммам, а также датам фактической уплаты. Расчет принят судом.
Налоговым органом не представлено доказательств, опровергающих расчет суммы пени в размере 101 837,58 рублей, сроки взыскания которой не истекли.
Таким образом, по состоянию на 13.04.2009 года, установленная недоимка налогоплательщика по ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, сроки взыскания которой не пропущены, составляет 1 956 083,28 рублей, в том числе по налогу - 1 854 245,70 рублей и пени 101 837,58 рублей.
Ссылка налогового органа на требования об уплате налога составленные после 13.04.2009 подлежит отклонению, поскольку указанные требования выставлены после принятия судом первой инстанции решения о возврате налога, в связи с чем, при рассмотрении дела в апелляционном суде указанная в них недоимка не подлежит рассмотрению.
4. Недоимка по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, и пени.
Согласно справке инспекции о состоянии расчетов задолженность Общества по ЕСН, зачисляемого в территориальный ФОМС, а также пени составляет 11 474 466,87 рублей, в том числе налог - 6 530 987 рублей, пеня - 4 858 627,71 рублей, пени по акту - 84 002,21 рублей, штраф по акту - 849,56 рублей.
Исходя из представленных в материалы дела лицевых счетов, расчетов и деклараций по ЕСН, платежных поручений на уплату налога в бюджет следует, что 6 530 987,39 рублей включает в себя:
3 940 427,16 рублей - недоимка, срок взыскания которой пропущен, дело N А73-3365/2008;
235 078 рублей - недоимка, срок взыскания которой пропущен, дело N А73-7238/2008-23;
2 355 482,23 рублей - недоимка за 2006, 2007, 2008 годов.
Поскольку судебными актами признано недействительным взыскание недоимки в размере 4 175 505,16 рублей, указанная задолженность не может быть погашена путем проведения зачета в счет излишне взысканных налоговых обязательств.
На основании доказательств (расчетов, деклараций, данных лицевых счетов, платежных поручений, извещения о зачете переплаты по НДС в счет ЕСН на сумму 248 034 рублей и 247 791 рубль), апелляционным судом признается наличие у Общества задолженности по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, в размере 2 355 482,23 рубля.
Доводы Общества о том, что для проведения зачета может быть признана только задолженность 2008 года в размере 572 097 рублей, а срок на взыскание суммы 1 783 385,23 рублей истек, подлежит отклонении.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о признании в судебном порядке сумм налога невозможных к взысканию, либо признании недействительными актов инспекции о принудительном взыскании недоимки.
Из представленных доказательств, следует, что налоговыми органами в 2006, 2007 годах выставлялись требования N 17786 от 27.08.2007, N 22628 от 11.11.2007, принимались решения о взыскании недоимки за счет денежных средств N 5019 от 06.09.2007, N 6507 от 12.11.2007 частично исполненные Обществом. При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания задолженности невозможной к взысканию.
Более того, из представленного в материалы дела извещения о принятом решении о проведении зачета сумм НДС в счет задолженности по ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, в суммах 248 034 рублей и 247 791 рублей. В решении о зачете отсутствуют сведения, что зачет произведен в счет недоимки по ЕСН за 2008 год. Налоговый орган вправе произвести зачет в счет задолженности по иным отчетным (налоговым) периодам, соблюдая процедуру принудительного взыскания.
Согласно пояснениям представителей налогового органа пени в сумме 84 002,21 рублей и штраф в размере 849,56 рублей включены в справку и лицевой счет с указанием "по акту" как сальдовый остаток по лицевому счету Инспекции ФНС РФ по Индустриальному району города Хабаровска при переходе налогоплательщика на налоговый учет в МИ по крупнейшим налогоплательщикам N 10. Доказательств обоснованности начисления указанной суммы пени, а также времени их начисления для проверки соблюдения сроков взыскания задолженности в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах пени в размере 84 002,21 рубль и штраф в сумме 849,56 рублей не признаются установленной задолженностью, погашение которой может быть произведено в виде проведения зачета.
В справке инспекции отражена задолженность по пени в размере 4 858 627,71 рублей
Решениями судов, вступившими в законную силу по делам А73-10203/2007, N А73-10202/2007, А73-7238/2008, А73-10201/2007, признаны недействительными акты налогового органа о взыскании пени в общей сумме 3 282 536,76 рублей. Следовательно, указанная задолженность не подлежит взысканию, в том числе путем проведения зачета.
Сумма задолженности по пени в размере 1 576 090,95 рублей (4 858 627,71 - 3 282 536,76) налоговым органом не подтверждена. Не представлены расчеты пени, обосновывающие период начисления, сумму недоимки, сроки взыскания.
В связи с непредставлением расчетов и обоснования начисления пени, отраженной в справке о состоянии расчетов, указанная сумма не может быть признана установленной задолженностью, погашение которой может быть произведено в виде проведения зачета.
Налогоплательщиком, исходя из установленных сроков уплаты ЕСН, данных расчетов и деклараций за 2008 год, платежных документов, подтверждающих факт уплату налога, произведен расчет пени за период с 16.02.2008 по 13.04.2009 на сумму 122 849,77 рублей. Расчет пени соответствует требованиям ст. 75 НК РФ, установленным срокам уплаты налога, начисленным суммам, а также датам фактической уплаты. Расчет принят судом.
Налоговым органом не представлено доказательств, опровергающих расчет суммы пени в размере 122 849,77 рублей, сроки взыскания которой не истекли.
Таким образом, по состоянию на 13.04.2009 года, установленная недоимка налогоплательщика по ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, сроки взыскания которой не пропущены, составляет 2 478 332 рубля, в том числе по налогу - 2 355 482,23 рублей и пени 122 849,77 рублей.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что сумма задолженности налогоплательщика по налогам и сборам по состоянию на 13.04.2009 составила 54 193 083,16 рублей.
Пунктом 1 ст. 79 НК РФ установлено, что зачет в счет погашения недоимки производится в порядке определенном ст. 78 НК РФ. В силу п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы налога в счет погашения недоимки по налогам, пеням, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно.
Поскольку факт излишнего взыскания налогов в сумме 72 338 6913,27 рублей установлен судом, налоговый орган по заявлению налогоплательщика в соответствии с требованиями ст. 79 НК РФ обязан был произвести зачет на сумму 54 193 083,16 рублей в счет погашения задолженности:
34 861 692 рубля - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
13 843 438, 90 рублей - ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет;
1 053 536,98 рублей - пени по ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет;
1 854 245,70 рублей - ЕСН, зачисляемый в Федеральный ФОМС;
101 837,58 рублей - пени по ЕСН, зачисляемый в Федеральный ФОМС;
2 335 482,23 рубля - ЕСН, зачисляемый в Территориальный ФОМС;
122 849,77 рублей - пени по ЕСН, зачисляемый в Территориальный ФОМС.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о возврате Обществу излишне уплаченного налога в размере 72 338 613,27 рублей, при наличии недоимки, подлежащей уплате или взысканию, в размере 54 193 083,16 рублей, принято в нарушение требований ст. 79 НК РФ и подлежит в указанной части отмене.
Требования Общества о возврате налога в указанной части удовлетворению не подлежат.
Судом отклоняется довод налогоплательщика о том, что задолженности по страховым взносам и пени зачету не подлежит, в связи с чем, что указанные платежи не являются налоговыми.
В Определении от 5 февраля 2004 года N 28-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности.
Вместе с тем некоторые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Поскольку Законом N 167-ФЗ не установлен порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ так же определено, что правила о возврате/зачете излишне уплаченных и излишне взысканных налогов подлежат применению к отношениям о зачете или возврате сумм авансовых платежей, сборов, пеней и штрафа.
На основании статьи 6 и пункта 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2008), Федерального закона от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам.
Администратор доходов бюджета согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, администраторы доходов бюджета в лице налоговых органов наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) как сумм налоговых платежей, так и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Подлежат отклонению доводы налогового органа о наличии у налогоплательщика задолженности по иным налогам, которая подлежит уплате или взысканию в порядке, предусмотренной НК РФ.
В представленной справке о состоянии расчетов на 13.04.2009 отражена задолженность:
194 537,70 рублей - пеня по налогу на прибыль, зачисляемому в ФБ;
180 884,61 рубль - пеня и проценты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов;
6856,31 рубль - пеня по налогу на прибыль, зачисляемому в местные бюджеты;
8 308 721,63 рубля - пени, налог, штраф и проценты по НДС
53 887 642,65 рублей - налог, пени, штраф по НДФЛ
369 167,98 рублей - пени по ЕСН, зачисляемый в ФСС.
Анализ данных лицевого счета, а также пояснения представителей налогового органа, позволяют сделать вывод о том, что указанная задолженность включена как входящее сальдо при переходе налогоплательщика на налоговый учет в МИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 10 06.12.2007.
Доказательств обоснованности указанной задолженности, а также принятия мер по ее бесспорному взысканию в порядке, предусмотренном положениями ст. 46, 47, 48 НК РФ, инспекцией не представлены.
Кроме того, судом установлено, что решениями судов по делам N А73-10201/2007, А73-560/2008, А73-3365/2008, А73-10203/2007, А73-10204/2007, А73-10202/2007 признана неподлежащей взысканию задолженность:
262 910,37 рублей - пеня по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов;
6 856,31 рубль - пеня по налогу на прибыль, зачисляемому в местные бюджеты
17 421 460,73 рубля - пени, налог, штраф и проценты по НДС
68 900 700,97 рублей - налог, пени, штраф по НДФЛ
354 279,78 рублей - пени по ЕСН, зачисляемый в ФСС.
Суммы налогов, пени и штрафов, срок взыскания которых истек, инспекцией включены в состав задолженности по состоянию на 13.04.2009.
Исходя из данных лицевого счета налогоплательщика, деклараций по налогам, платежным поручениям и решениям о зачетах, текущая задолженность по указанным налогам отсутствует.
Более того, по налогам имеется переплата, отраженная в лицевом счете: ЕСН, зачисляемый в ФСС, - 575 391,96 рублей, НДС, как налоговый агент, - 399 731,84 рубля, НДС - 5 204 365,28 рублей.
Задолженность по НДФЛ, также не подтверждена доказательствами, поскольку отражение указанной недоимки возможно только при условии проведения выездной проверки и установления недоимки.
Материалами дела не подтверждено, что по состоянию на 13.04.2009 имеется вступившее в силу решение инспекции, принятое по результатам выездной проверки правильности исчисления, своевременности удержания и перечисления в бюджет НДФЛ за 2006 - 2008 года.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции в части обязания инспекции возвратить Обществу на расчетный счет излишне взысканные налоги в сумме 18 145 530,11 рублей, соответствует фактическим обстоятельствам и основано на правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 апреля 2009 г. по делу N А56-52482/2008 отменить в части обязания Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата на расчетный счет ОАО "Хабаровский судостроительный Завод" суммы излишне взысканных налогов в размере 54 193 083,16 рублей.
В указанной части в удовлетворении требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52482/2008
Истец: ОАО"Хабаровский Судостроительный Завод"
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N10