г. Санкт-Петербург
20 августа 2009 г. |
Дело N А42-834/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Марченковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8436/2009) Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.05.2009 г. по делу N А42-834/2009 (судья С.Б. Варфоломеев), принятое
по заявлению Администрации МО Печенгский район Мурманской области
заинтересованное лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Мурманской области
3-е лицо: МО Городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество
при участии:
от истца: Иванова Л.Б., доверенность N 586 от 25.02.09г., Щербакова А.В., доверенность N 513 от 19.02.09г.
от ответчика: не явился
от 3-го лица: не явился
установил:
Администрация муниципального образования Печенгский район Мурманской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области (далее - Управление) в государственной регистрации права собственности муниципального образования Печенгский район на нежилое помещение, расположенное по адресу: Мурманская область, п.Никель, пр.Гвардейский, д.26а, и обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования Печенгский район на указанное нежилое помещение. .
Решением от 25.05.2009г. признан незаконным как не соответствующий Федеральному закону от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральному закону от 22.08.2004г. N 122-Ф "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закону Мурманской области от 27.06.2007г. N 858-01-ЗМО "О решении вопросов местного значения вновь образованных поселений Печенгского района и разграничении муниципального имущества в 2008 г. году" (далее - Закон N 858-01-ЗМО) отказ Печенгского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области, изложенный в сообщении от 12.11.2008г. N 05/004/2008-211, в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Мурманская область, п.Никель, пр.Гвардейский, д.26а. Суд обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов Администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, считая оспариваемое решение вынесенным с нарушением норм процессуального права.
По мнению подателя апелляционной жалобы, в связи с приобщением к материалам дела документов, не представляемых заявителем на государственную регистрацию, судом нарушены нормы ст.ст.67,68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление не согласно с выводом суда о том, что не нашли своего подтверждения доводы Управления и третьего лица о нахождении спорного объекта в собственности муниципального образования Никель, полагает, что указанные судом обстоятельства не входят в предмет доказывания по рассматриваемой категории дел.
Управление указывает, что поскольку основаниями для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества послужили Закон Мурманской области от 27.06.2007г. N 858-01-ЗМО, утвержденный им перечень муниципального имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Печенгский район в собственность городского поселения Никель Печенгского района, акт приема-передачи муниципального имущества от 31.08.07г., у государственного регистратора не могло возникнуть сомнений в отсутствии оснований для государственной регистрации права собственности, следовательно, отсутствовала обязанность государственного регистратора приостановить государственную регистрацию и истребовать дополнительные документы.
Ответчик полагает, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии с п.1 ст.48, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации то обстоятельство, что с заявлением в суд обратилось ненадлежащее лицо (Администрация), не обосновавшее свою заинтересованность в подаче заявления и не представившее сведений о наличии нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Резолютивная часть обжалуемого решения вынесена с нарушением п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обязав Управление устранить нарушения прав и законных интересов Администрации суд не указал способ восстановления нарушенного права.
Заявитель не согласен с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, полагая ссылку ответчика на нарушение судом норм ст.ст.67-68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несостоятельной, указывает, что дополнительные документы, подтверждающие нахождение спорного имущества в муниципальной собственности заявителя имеют отношение к рассматриваемому делу и были представлены в суд, поскольку Управление не воспользовалось своим правом истребовать дополнительные документы и сведения относительно спорного объекта.
Администрация считает, что переход спорного объекта в собственность городского поселения Никель не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Также несостоятельным Администрация считает довод Управления о ненадлежащем заявителе по делу, поскольку что участниками судебного процесса вправе быть как Администрация муниципального образования Печенгский район, так и Комитет по управлению имуществом, который на основании Положения о Комитете от 25.12.2007г. N 279 осуществляет управленческие функции в сфере управления муниципальным имуществом Печенгского района и является структурным подразделением Администрации.
3-е лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение, в удовлетворении заявления Администрации отказать.
Администрация МО городское поселение Никель указывает, что спорное помещение отражено в приложении N 2 к закону Мурманской области за N 13 и 14 и определено как жилой дом, право собственности на который у 3-го лица в соответствии с законом N 858-01-ЗМО от 27.06.2007г. наступило с 01.01.2008г., поскольку акт приема-передачи указанного имущества подписан 31.08.2007г.; спорный объект является встроено-пристроенным нежилым помещением и является частью дома; ни закон N 858-01-ЗМО от 27.06.2007г., ни акт приема-передачи не содержат каких-либо исключений из состава помещений, передаваемых из собственности Печенгского района в собственность поселений, кроме имущества иных собственников.
В судебном заседании Администрацией заявлено ходатайство о возмещении судебных издержек в виде оплаты проезда представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда и суточных в общей сумме 25 549 руб.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.10.2008г. Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Мурманской области с заявлением (л.д.6-7 т.4) о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилые помещения площадью 563,4 кв.м., расположенные по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт Никель, просп.Гвардейский, д.26а, приложив следующие документы: заявление; доверенность; выписку из реестра муниципальной собственности от 09.10.2008г.; кадастровый паспорт от 17.07.2008г. N 2178; справку от 10.10.2008г. N 1692, выданную Комитетом по управлению имуществом Администрации МО Печенгский район Мурманской области о том, что указанный объект недвижимости не закреплен за муниципальными предприятиями (учреждениями) и составляет казну Муниципального образования Печенгский район Мурманской области; учредительные документы.
Управление письмом N 05/004/2008-211 от 12.11.2008г. сообщило об отказе в государственной регистрации в соответствии с абз.3 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ.
В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 1 статьи 13 Закона о госрегистрации в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества.
В силу статьи 20 этого Закона в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если заявитель не представил документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, и имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Основанием для отказа в государственной регистрации заявленного права послужил вывод Управления о том, что с заявлением о государственной регистрации права обратилось ненадлежащее лицо; согласно п.13 приложения N 2 к Закону Мурманской области от 27.06.2007г. N 858-01-ЗМО жилой дом общей площадью 3625,9 кв.м., частью которого являются помещения, указанные в заявлении Комитета, по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт Никель, просп.Гвардейский, д.26а передан в собственность городского поселения Никель Печенгского района.
Согласно ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (с учетом изменений, внесенных статьей 31 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий") до 01.01.2009 разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта РФ, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которым утверждаются перечни передаваемого имущества.
Мурманской областной Думой принят Закон N 858-01-ЗМО от 27.06.2007г., который определяет порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" поселений Печенгского района и разграничивает муниципальное имущество между муниципальным образованием Печенгский район и вновь образованными поселениями в 2008 году.
Пунктом 1 статьи 2 указанного закона утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Печенгский район в собственность вновь образованных поселений, в том числе городского поселения Никель Печенгского района согласно Приложению N 2 к настоящему закону.
В соответствии с п.2 ст.2 Закона N 858-01-ЗМО право собственности у вновь образованных поселений, указанных в п.1 ст.2, наступает с 1.01.2008г., но не ранее дня подписания соответствующего передаточного акта.
Согласно п.п.13,14 приложения N 2 к акту приема-передачи муниципального имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Печенгский район в собственность муниципального образования городского поселения Никель Печенгского района от 31.08.07г., в собственность вновь образованного поселения переданы жилые дома (за исключением имущества иных собственников) по адресу: Мурманская область, п.Никель, пр.Гвардейский, д.26а, инвентарные номера 201 и 202, общей площадью 3625,9кв.м. и 3836,9кв.м.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что жилой дом и спорное нежилое помещение являются различными объектами, спорное помещение в состав жилого дома указанной площадью не входит, учитывается и используется муниципальным образованием Печенгский район самостоятельно.
Указанный вывод суда основан на технических паспортах объектов, решении Исполкома Печенгского районного Совета народных депутатов Мурманской области от 22.10.91г. N 268 об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию спорного помещения как самостоятельного объекта - встроено-пристроенного к жилому дому здания кафе, реестре объектов муниципальной собственности МО Печенгский район, в котором переданный вновь образованному поселению жилой дом площадью 3625,9кв.м. учтен отдельно от спорного нежилого помещения.
Волеизъявление муниципального образования Печенгский район на передачу спорного помещения в собственность вновь образованного поселения отсутствует, указание в акте приема-передачи жилого дома общей площадью 3625,9кв.м. не свидетельствует о передаче в собственность поселения спорного нежилого помещения, являющегося самостоятельным объектом.
Кроме того, передача такого объекта в собственность поселения не могла быть произведена, поскольку это противоречит ст.ст.14,15,50 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку спорное помещение используется МО Печенгский район для осуществления определенных законом задач, а именно под архивный отдел, являющийся структурным подразделением администрации МО Печенгский район, следовательно, не обеспечивает решение поселенческих вопросов местного значения.
Учитывая изложенное, отказ Управления в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения правомерно признан судом первой инстанции незаконным ввиду его несоответствия требованиям вышеуказанных федеральных законов и закону Мурманской области.
Вместе с тем, решение суда в части обязания Управления устранить нарушения прав и законных интересов Администрации без указания конкретного способа устранения допущенных нарушений противоречит п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, об отказе в совершении действий, в принятии решений помимо указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Администрацией способа восстановления нарушенного права в виде обязания Управления зарегистрировать право собственности на спорный объект.
Указанные судом обстоятельства неистребования и неисследования Печенгским отделом Управления действительного состояния спорного объекта такими основаниями не являются.
Управление не воспользовалось предусмотренным п.1 ст.19 Федерального закона "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" правом приостановить государственную регистрацию при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Управлением не ставилась под сомнение достоверность сведений о заявленном к регистрации объекте, состояние и характеристики которого отражены в техническом паспорте на объект.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит изменению апелляционным судом, резолютивную часть решения следует дополнить указанием на обязанность Управления устранить нарушения прав и законных интересов администрации путем осуществления государственной регистрации права собственности МО Печенгский район на нежилое помещение общей площадью 563,4кв.м., расположенное по адресу: Мурманская область, п.Никель, пр.Гвардейский, д.26а, в 30-дневный срок.
Судебные расходы Администрации в виде стоимости проезда представителей администрации к месту судебного заседания апелляционного суда и суточных в общей сумме 25 549 руб. как подтвержденные представленными документами в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Управление.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.05.2009г. по делу N А42-834/2009 изменить, дополнив резолютивную часть решения словами: путем осуществления государственной регистрации права собственности МО Печенгский район на нежилое помещение общей площадью 563,4кв.м., расположенное по адресу: Мурманская область, п.Никель, пр.Гвардейский, д.26а, в 30-дневный срок.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области в пользу администрации Муниципального образования Печенгский район Мурманской области 25 549 руб. судебных расходов.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-834/2009
Истец: Администрация МО Печенгский район Мурманской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Мурманской области
Третье лицо: МО Городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области, Администрация муниципального образования городского поселение Никель Печенгского района Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2750/10
27.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2750/10
20.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А42-834/2009
20.08.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8436/2009