г. Санкт-Петербург
21 августа 2009 г. |
Дело N А56-38296/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Марченко Л.Н., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Данилиной М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-6825/2009, 13АП-7375/2009) Федеральной таможенной службы России и Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2009 по делу N А56-38296/2008 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Регион"
к 1) Санкт-Петербургской таможне,
2) Федеральной таможенной службе России
3-е лицо: Межрайонный отдел службы судебных приставов по исполнению особых производств Управления ФССП по Санкт-Петербургу
о признании незаконными действия по списанию денежных средств, признании недействительным ордера и обязании возвратить денежные средства
при участии:
от заявителя: Коломенский А.А. - решение от 12.12.2007 N 9;
от ответчика: 1) Алексеева И.А. - доверенность от 19.02.2009 N 06-21/2883;
2) Филоненко В.В. - доверенность от 26.12.2008;
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, предмет которого уточнен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Санкт-Петербургской таможни (далее - Таможня) по списанию денежных средств со счета Общества на основании таможенного приходного ордера от 21.03.2008 N ВБ-0135156; признании незаконным указанного ордера и обязании таможенных органов вернуть списанные денежные средства в размере 330000 рублей. К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Федеральная таможенная служба (далее - ФТС), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу (далее - УФССП).
Решением суда от 14.04.2009 признал незаконными действия Санкт-Петербургской таможни по списанию денежных средств со счета Общества по таможенному приходному ордеру от 21.03.2008 N ВБ-0135156; обязал Федеральную таможенную службу возвратить ООО "Регион" списанные денежные средства в размере 330000 рублей. В остальной части производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе ФТС России просит отменить решение в связи с неправильным применением судом норм материального права. ФТС считает, что суд, возлагая на ФТС обязанность по возврату списанных сумм административного штрафа, неправомерно сослался на статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку не являются убытками.
Санкт-Петербургская таможня в апелляционной жалобе также просит отменить решение суда, поскольку считает, что на момент возбуждения исполнительного производства по взысканию с Общества сумм штрафов постановления о привлечении к административной ответственности вступили в законную силу, а потому должны были исполняться. Таможня считает возможным списание находящихся на лицевом счете денежных средств Общества, ибо эти денежные средства были арестованы судебным приставом-исполнителем.
В судебном заседании представители ФТС и Таможни поддержали доводы апелляционных жалоб, а представитель общества их отклонил, просил решение суда оставить без изменения.
Представители таможенных органов и Общества также пояснили, что не оспаривают решение суда в части прекращения производства по делу по требованию Общества о признании незаконным таможенного приходного ордера от 21.03.2008 N ВБ-0135156.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, представителя в суд и отзыв не направило, потому апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие УФССП в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке по правилам части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что постановлениями Таможни от 20.04.2007 N 10210000-1021/2006, N10210000-1022/2006, 10210000-1023/2006 Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Означенные постановления были обжалованы Обществом в судебном порядке.
Судебными актами по делам N А56-26157/2007, N А56-26158/2007, А56-26160/2007 постановления таможни и решения Северо-Западной оперативной таможни, принятые по жалобам Общества, признаны незаконными.
Полагая, что постановления N 10210000-1021/2006, N10210000-1022/2006, 10210000-1023/2006 вступили в законную силу 25.06.2007, 30.06.2007 и 25.07.2007 соответственно, Таможня 18.03.2008 направила их в специализированный отдел по ОВИП Управления ФССП России по Санкт-Петербургу. В тот же день судебный пристав-исполнитель вынес постановления о возбуждении исполнительного производства, которые были объединены в сводное исполнительное производство N 1/3390/206/14/08СП. В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель 22.03.2008 вынес постановление о наложении ареста на денежные средства Общества, находящиеся на лицевом счете в Санкт-Петербургской таможне.
21.03.2008 денежные средства в сумме 330000 рублей списаны Таможней за счет находящихся на указанном счете авансовых платежей, внесенных Обществом платежными поручениями от 06.03.2008 N 118, от 28.01.2008 N 32, от 28.02.2008 N 84. Исполнительное производство постановлением от 04.04.2008 N 1/3390/2062/14/08-СД было окончено в связи с погашением долга.
Признавая действия Таможни по списанию денежных средств с лицевого счета незаконными, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях определен разделом V Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исполнению подлежит вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности. В силу статьи 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела на момент списания Таможней денежных средств (21.03.2008) постановления о привлечении Общества к административной ответственности не вступили в законную силу. Представитель Таможни в судебном заседании подтвердил, что не оспаривает это обстоятельство.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на незаконность действий Таможни по списанию административного штрафа с лицевого счета Общества за счет внесенных на этот счет авансовых платежей.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Фактически исполнение постановлений о привлечении к административной ответственности произведено Таможней в порядке бесспорного взыскания денежных средств с лицевого счета Общества, на который оно перечисляло авансовые платежи.
Согласно пункту 1 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей (пункт 3 статьи 330 ТК РФ).
Как правильно указал суд первой инстанции, Таможней нарушен и порядок обращения взыскания денежных средств (не являющихся к тому же таможенными платежами) на суммы авансовых платежей, предусмотренный статьей 353 ТК РФ. Эти выводы суда, подтвержденные материалами дела, Санкт-Петербургская таможня не оспорила и не опровергла.
При изложенных обстоятельствах решение суда в части признания незаконными действий Санкт-Петербургской таможни по списанию денежных средств со счета Общества по таможенному приходному ордеру от 21.03.2008 N ВБ-0135156 является законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в разделе III названного Кодекса, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Правила административного судопроизводства, закрепленные в параграфе 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности"), не предусматривают особого процессуального способа восстановления нарушенного права лица, незаконно привлеченного к административной ответственности, а потому Общество обратилось в суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, статья 201 которого предусматривает обязанность суда устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд должен принять решение о признании действия (бездействия) незаконным, если в ходе судебного заседания установит, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ при удовлетворении заявления суд указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующего государственного органа (в данном случае налогового органа) совершить определенные действия и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный срок.
В силу пункта 5 статьи 31.7 КоАП РФ в случае отмены постановления судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления.
Однако ни положениями статьи 31.7 КоАП РФ, ни иными правилами раздела V Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не решается вопрос об административно-правовой реституции, то есть возвращении того, что неправомерно изъято (получено) по отмененному постановлению, в случаях, когда к моменту отмены постановления о назначении административного наказания оно уже исполнено (полностью либо частично).
Между тем, отсутствие правового регулирования данного вопроса не может являться основанием для отказа в восстановлении нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой.
Принимая во внимание незаконность действий Таможни по списанию денежных средств со счета Общества, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями приведенных выше норм АПК РФ, считает, что обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов Общества следует возложить на Санкт-Петербургскую таможню, которая обязывается судом совершить действия по возврату незаконно списанных денежных средств.
По мнению апелляционной коллегии, суд первой инстанции ошибочно применил статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ибо требование о взыскании с таможенных органов убытков (о возмещении вреда) Обществом не заявлялось. С учетом изложенного, апелляционная инстанция пришла к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы ФТС и изменении решения суда в этой части.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы Российской Федерации удовлетворить. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2009 по делу N А56-38296/2008 изменить, изложить резолютивную часть решения в обжалуемой части в следующей редакции: Обязать Санкт-Петербургскую таможню совершить действия по возврату ООО "Регион" списанные штрафные санкции в размере 330000 рублей.
В остальной обжалуемой части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.Н. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38296/2008
Истец: ООО "Регион"
Ответчик: Федеральная таможенная служба России, Санкт-Петербургская таможня
Кредитор: Северо-Западная оперативная таможня
Третье лицо: Межрайонный отдел службы судебных приставов по исполнению особых производств Управления ФССП по Санкт-Петербургу