Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 26 августа 2009 г. N 13АП-7945/2009
г. Санкт-Петербург
26 августа 2009 г. |
Дело N А26-2146/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7945/2009) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 мая 2009 года по делу N А26-2146/2009 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению Предпринимателя Аветисяна Оганеса Арменаковича
к Администрации Петрозаводского городского округа
3-е лицо: Министерство природных ресурсов
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Филатов К.С., доверенность N 1-934 от 03.04.2009.
от ответчика: не явился, извещен.
от 3-го лица: не явился, извещен.
установил:
Предприниматель Аветисян Оганнес Арменакович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании решения Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация), оформленного письмом от 03.03.2009 N 41-09-131 об отказе в утверждении проекта границ земельного участка в местечке Пески города Петрозаводска общей площадью 280 мI.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство природных ресурсов Республики Карелия.
Решением от 05.05.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 05.05.2009 отменить. Податель жалобы указал, что после проведения процедуры формирования земельного участка, постановки его на государственный кадастровый учет и предоставления его для пользования Администрации на праве, определенном Министерством природных ресурсов Республики Карелия, Администрация будет решать вопросы по организации места отдыха в местечке Пески г. Петрозаводска, а также нахождения в указанном месте сезонных объектов питания, предназначенных для нужд населения городского округа в летний период. Кроме того, суд первой инстанции неправомерно установил, что действия Администрации нарушают права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
3-е лицо направило письменный отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, в котором, ссылаясь на то, что письмо от 03.03.2009 N 41-09-131 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка не соответствует статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), просило решение от 05.05.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Аветисяна О.А. поддержал доводы, изложенные в заявлении, и согласился с позицией Министерства природных ресурсов Республики Карелия.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в отсутствие Администрации Петрозаводского городского округа и Министерства природных ресурсов Республики Карелия, извещенных надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, 22.01.2009 предприниматель Аветисян О.А. обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа Республики Карелия с заявлением о возможности размещения временного кафе на земельном участке площадью 280 мI, расположенном в г. Петрозаводске, Соломенское шоссе, местечко Пески.
Письмом от 03.03.2009 N 41-09-131 Администрация сообщила заявителю, что проект границ земельного участка в местечки Пески утвержден в границах территории общего пользования и до решения вопроса о целевом использовании вышеуказанного участка рассмотрение каких-либо заявлений не представляется возможным.
Считая, что отказ Администрации противоречит статьям 6, 10, 29, 34, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель Аветисян О.А. оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и пришел к правомерному выводу, что оспариваемое решение не соответствует земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу Закона Республики Карелия от 28.02.2007 N 1060-ЗРК "О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена", а также в соответствии с Положением о Министерстве функции по управлению и распоряжению земельными ресурсами возложены на указанное Министерство. Возможность Министерства распоряжаться земельными участками зависит от соответствующего решения органа местного самоуправления по вопросу утверждения проекта границ земельных участков, поскольку в силу статьи 22 ЗК РФ применительно к пункту 2 статьи 6 ЗК РФ к земельным участкам относятся участки, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке.
Порядок предоставления в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (для размещения временных объектов) установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и заключается в следующем.
Граждане, заинтересованные в предоставлении в аренду из земель, находящихся в государственной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Аналогичный порядок установлен пунктами 36-40 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия от 23.05.2007 N 226.
В нарушение установленного пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ месячного срока, Администрация письмом от 03.03.2009 N 4.1-09-131 отказала заявителю в утверждении проекта границ земельного участка.
Между тем, действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков общего пользования в аренду и утверждение проекта их границ.
Кроме того, как следует из материалов дела, Министерство промышленности и природных ресурсов 24.12.2007 обратилось в Министерство экономического развития и торговли России с просьбой разъяснить, является ли необходимым утверждение проекта границ земельного участка при его предоставлении для целей, не связанных со строительством, и не содержит ли законодательство запрет на утверждение проектов границ на территориях общего пользования (л.д. 59).
Письмом от 30.01.2008 N Д08-213 Министерство экономического развития Российской Федерации разъяснило, что в силу прямого указания закона утверждение проекта границ земельного участка обязательно при предоставлении для целей, не связанных со строительством. При этом запрета на утверждение проекта границ на территориях общего пользования действующее законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах, ссылка Администрации на невозможность утверждения проектов границ земельного участка по причине нахождения его на землях общего пользования, не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ.
Отсутствие утвержденного Администрацией проекта границ земельного участка согласно пункту 5 статьи 34 ЗК РФ препятствует заключению между Министерством и предпринимателем договора аренды земельного участка, и таким образом, нарушает права и законные интересы заявителя.
Также признана ошибочной ссылка подателя жалобы на формирование земельного участка площадью 114 222 мI, расположенного по Соломенскому шоссе в районе местечка Пески, и постановку его на государственный кадастровый учет, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок является отдельным объектом земельных правоотношений, подлежащим индивидуализации в самостоятельном порядке.
В связи с вышеизложенным, апелляционная инстанция пришла к выводу о полном и всестороннем исследовании судом первой инстанции материалов и обстоятельств дела, их правильной правовой оценке. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 мая 2009 года по делу N А26-2146/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2146/2009
Истец: ИП Аветисян Оганес Арменакович
Ответчик: Администрация Петрозаводского городского округа
Третье лицо: Министерство природных ресурсов
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7945/2009