г. Санкт-Петербург
28 августа 2009 г. |
Дело N А56-12612/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8373/2009) ООО "АИН" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2009 по делу N А56-12612/2009 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению ООО "АИН"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: Ноздри Ф.Л., дов. от 10.02.2009
Чеснокова А.Л., дов. от 12.02.2009
от ответчика: Купиной О.В., дов. от 24.06.2009
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АИН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) N ПК-7/22-23-21-2 от 02.03.2008 о привлечении к административной ответственности по статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 30 апреля 2009 года суд в удовлетворении заявления ООО "АИН" отказал.
ООО "АИН" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12612/2009 и удовлетворить заявленное требование.
Общество считает, что материалами дела не доказано событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Общество с сентября 2006 года не осуществляет производственную деятельность и, соответственно, у него не образуются отходы, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представители Управления поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказа N ПК-7/22-23-21 от 20.01.2009 в период с 30.01.2009 по 16.02.2009 проведена плановая комплексная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО "АИН".
В ходе проверки установлено и отражено в акте от 16.02.2009 N ПК-7/22-23-21-А, что Общество осуществляет деятельность, в результате которой образуются производственно-бытовые отходы; лица, допущенные к обращению с опасными отходами не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами, чем нарушен пункт 1 статьи 15 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - 89-ФЗ); Общество не ведет учет образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, чем нарушен пункт 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ; у Общества не установлены лимиты на размещение отходов, чем нарушен пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ.
По данному факту 16.02.2009 Управлением составлен протокол об административном правонарушении N ПК-7/22-23-21-2 и 3 марта 2009 года (в постановлении допущена опечатка в указании года) Управлением вынесено постановление N ПК-7/22-23-21-2 по делу об административном правонарушении, которым ООО "АИН" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На Общество наложен штраф в размере 100 000 рублей.
ООО "АИН" не согласилось с постановлением Управления и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу ООО "АИН" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На дату рассмотрения апелляционной жалобы Закон N 89-ФЗ действует в редакции закона N 309-ФЗ от 30.12.2008.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции закона N 309-ФЗ от 30.12.2008, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Деятельность по сбору отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Деятельность по накоплению отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Деятельность по использованию отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Деятельность по обезвреживанию отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Деятельность по транспортированию отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Деятельность по размещению отходов - хранение и захоронение отходов (хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах).
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N 14561/08.
Как следует из оспариваемого постановления, основным видом деятельности Общества является производство и реализация изделий из натуральных волокон: технических тканей, мешков, полотна нетканого иглопробивного, однониточной и крученой пряжи, пакли, которая согласно приказу от 29 августа 2006 года N 35 с 20 сентября 2006 года временно приостановлена. Судом первой инстанции установлено, что на предприятии работает только бухгалтерия, дирекция и охрана.
Из материалов дела усматривается, что Управлением не выявлен такой вид деятельности как обращение с отходами (сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение или иное обращение с отходами производства и потребления) и не доказано, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным, решения суда первой инстанции подлежит отмене.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Уплаченная Обществом государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 апреля 2009 года по делу N А56-12612/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области от 02.03.2008 N ПК-7/22-23-21-2, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "АИН" (ИНН 4721005235, юридический адрес: 188491, Ленинградская область, г. Ивангород, ул. Пасторова, д. 50) о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12612/2009
Истец: ООО "АИН"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7096/2009