г. Санкт-Петербург
08 сентября 2009 г. |
Дело N А56-21650/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В.Борисовой
судей Е.А. Фокиной, Л.А. Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8190/09) Северо-западной оперативной таможни на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2009 по делу N А56-21650/2009 (судья Соколова Н.Г.),
по заявлению ООО "ТРАНС-ПОРТ СНГ"
к Северо-Западной оперативной таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Шуклина Е.Н.- доверенность от 22.10.2008
от ответчика: Петровой О.В.- доверенность от 23.04.2009 N 04-20/3515
установил:
ООО "ТРАНС-ПОРТ СНГ" обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западной оперативной таможни от 23.04.2009 по делу об административном правонарушении N 10212000-50/2008 о привлечении общества к административной ответственности по ч.3 ст.16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара.
Решением суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление Северо-Западной оперативной таможни от 23.04.2009 по делу об административном правонарушении N 10212000-50/2008 .
Не согласившись с решением суда, Северо-Западная оперативная таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований
В судебном заседании представитель таможенного органа пояснил, что материалами дела подтверждается совершение обществом административного правонарушения, документы, представленные заявителем на проверку таможенному органу, содержат недостоверные сведения о наименовании товара, за что ч.3 ст.16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и установлена административная ответственность. По мнению таможенного органа, перевозчик не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности при приеме груза. Наличие на контейнере исправной пломбы отправителя представитель не отрицал.
Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по тем основаниям, что перевозчик не может быть признан виновным в совершенном правонарушении, по причине отсутствия у перевозчика возможности проверки товара , поскольку контейнер был уже опломбирован грузоотправителем, а затем и финской таможней.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 02.12.2008 на таможенный пост МАПП Торфяновка из Финляндии прибыл, принадлежащий транспортной компании ООО "ТРАНС-ПОРТ СНГ", грузовой автомобиль государственный номер М 946 ОА 98/АТ 4110 78, перемещавший контейнер N WFHU 5002298-0 с исправными средствами идентификации (пломбами отправителя N EMCALD7808 и финской таможни N 0049290). Согласно товаросопроводительным документам (книжка МДП NХC 60804270, товаротранспортная накладная -CMR N00835 от 01.12.2008, счет-фактура (инвойс) N2980 от 28.11.2008 от отправителя "Renode Trading Limited" (Британские Виргинские острова) перемещался сборный груз в адрес получателя LLC "VinTem" ( Россия) общим количеством 1566 грузовых мест, общим весом брутто- 24 334 кг.
Согласно вышеуказанным товаросопроводительным документам в контейнер перемещался товар различного наименования-"предметы домашнего обихода , мочалки для чистки и полировки, принадлежности столовые, отвертки, зеркала стеклянные, инструменты бытовые, молотки, папки и скоросшиватели"
В период с 09.12.2008 по 10.12.2008 в ходе таможенного досмотра на СВХ ЗАО "Союзинтеркнига" т\п Северный товара было выявлено наличие товара, не указанного в товаросопроводительных документах, а именно-"шторки для ванн из полимерного материала, миски пластиковые, электронные игры, карты игральные, петли дверные и футляры для очков".Целостность средств идентификации, наложенных отправителем и таможенной службой Финляндии, не нарушена.
11.12.2008 таможенным органом было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10212000-50/2008 и проведении расследования по ч.3 ст.16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара.
В ходе проведения административного расследования 19.12.2008 составлен протокол осмотра вещей и документов, в котором зафиксировано , что помимо заявленного в товаросопроводительных документах товара в количестве 319 грузовых мест, обнаружен иной товар в количестве 1239 грузовых мест. При этом установлено, что фактически ввезено грузовых мест меньше (1558), чем общее количество грузовых мест, заявленных в товаросопроводительных документах-1566.
Протоколом изъятия вещей и документов от 19.12.2008 товар, являющийся предметом административного правонарушения, был изъят и передан на ответственное хранение ООО "Северо-Западный регион".
Таможенным органом 10.03.2009 составлен протокол об административном правонарушении , на основании которого 24.03.2009 вынесено постановление N 10212000-50/2008 о привлечении общества к административной ответственности по ч.3 ст.16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара в виде наложения штрафа в размере 60 000 рублей , кроме того, на общество возложены издержки по делу об административном правонарушении в сумме 1 8200 рублей.
ООО "ТРАНС-ПОРТ СНГ" с указанным постановлением таможенного органа не согласилось и обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным по тем основаниям, что в действиях общества отсутствует вина, поскольку контейнер принимался перевозчиком с исправными пломбами отправителя, кроме того, на территории Финляндии на контейнер был дополнительно опечатан пломбой финской таможни, при наличии вышеуказанных средств идентификации у перевозчика отсутствовала реальная возможность проверки груза.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 73 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: о государственной регистрации транспортного средства; наименование и адрес перевозчика, отправителя и получателя товаров, наименование страны отправления и страны назначения товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров в кубических метрах, за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной (пункт 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу следующих документов: документов на транспортное средство; международной товаротранспортной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (пункт 2).
Частью 3 статьи 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит путем представления недействительных документов.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются международными договорами, участником которых является Российская Федерация.
Согласно пункту 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 года, статье 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года при отсутствии возможности реализовать фактически свое право проверить достоверность сведений о товаре, например при приемке груза в контейнере, опломбированном отправителем, перевозчик должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки.
Однако, при отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а так же их маркировка и номера соответствовали данным, указанным в накладной (п.2 ст.9 Конвенции).
Судом первой инстанции установлено, что товар принят обществом к перевозке в опломбированном отправителем контейнере (средство идентификации N EMCALD7808) без пересчета грузовых мест, без соответствующей отметки в международной товаротранспортной накладной. Впоследствии контейнер опломбирован ( средство идентификации N 0048290) финской таможней и по прибытии на территорию Российской Федерации нарушения целостности средств идентификации не обнаружено (акт таможенного досмотра N 10210070/091208/001896 ).
Согласно статье 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (заключена в Женеве 14.11.1975; далее - Конвенция) расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера не рассматриваются как нарушения Конвенции владельцем книжки МДП, если приведено удовлетворяющее компетентные органы доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении манифеста.
Под выражением "ошибки, допущенные по небрежности" следует понимать действия, которые не совершены преднамеренно и с полным знанием обстоятельств, а обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае (пояснительные записки к Конвенции).
Каких-либо доказательств того, что перевозчик знал о недостоверности сведений в представляемых им в таможню документах либо скрывал достоверные сведения, ответчиком не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности лишь за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что при приеме груза в порту водитель действовал в соответствии с вышеуказанными нормативными актами: осмотрел контейнер, проверил его целостность и наличие пломбы отправителя. Апелляционный суд считает, что, с учетом отсутствия у водителя реальной возможности вскрыть всю упаковку товара и проверить его наименование и количество поштучно, дальнейшие действия перевозчика по проверке наименования товара выходят за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для таможенных целей.
Учитывая изложенное, суд установил отсутствие вины перевозчика в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2009 по делу N А56-21650/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной оперативной таможни без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21650/2009
Истец: ООО "ТРАНС-ПОРТС СНГ"
Ответчик: Северо-Западная оперативная таможня