г. Санкт-Петербург
08 сентября 2009 г. |
Дело N А56-22081/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Гафиатуллиной Т.С.
судей Зайцевой Е.К., Копыловой Л.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ляховой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8753/2009) Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2009 по делу N А56-22081/2009 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению Федеральной налоговой службы
к ООО "Мидос"
о несостоятельности (банкротстве)
при участии:
от заявителя: представителя Шакировой И.В. (доверенность от 02.12.2008), представителя Исмаиловой Э.С. (доверенность от 02.12.2008)
от должника: не явился (извещен)
установил:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу (далее - ФНС, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Мидос" (далее - ООО "Мидос", Общество, должник) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Определением суда от 25.05.2009 производство по делу прекращено в связи с тем, что заявителем не представлено доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения у должника в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам.
Не согласившись с выводами судебного акта, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил определение суда от 25.05.2009 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, ООО "Мидос" возможно признать банкротом и ввести в отношении него, как недействующего должника, процедуру банкротства, возложив расходы на проведение процедуры банкротства на заявителя. Налоговым органом не были пропущены процессуальные сроки для обращения в суд с требованием о признании ООО "Мидос" несостоятельным (банкротом).
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства должник своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Мидос" банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника, ссылаясь на то, что оно является недействующим юридическим лицом, у которого имеется задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в сумме 13 376 821 рубля недоимки, 7 883 410 рублей 99 копеек пени и 2 678 407 рублей штрафов; меры по взысканию задолженности, принятые в порядке, установленном законом, не позволили взыскать имеющуюся задолженность; ООО "Мидос" отсутствует по адресу, указанному в документах о регистрации; последняя бухгалтерская отчетность сдана ООО "Мидос" за I полугодие 2005 года; операции по имеющимся счетам не проводились более 12 месяцев.
Из содержания заявления ФНС в арбитражный суд и апелляционной жалобы видно, что заявитель считает ООО "Мидос" отсутствующим должником и не оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица, перечисленным в статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" к полномочиям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) относятся изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики. Данные разъяснения принимаются в виде постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда, которые в силу пункта 2 статьи 13 названного закона обязательны для арбитражных судов.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 3 и 4 постановления от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление N 67), при поступлении заявления налогового органа о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из Реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению уполномоченного органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве.
Поскольку сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из Реестра, в случаях, когда сумма расходов, которую необходимо затратить на осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника за счет средств федерального бюджета (пункт 2 статьи 227 Закона о банкротстве), превышает размер требований уполномоченного органа к должнику и отсутствует возможность ее возмещения за счет имущества должника, заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом может быть возвращено арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ (пункт 6 Постановления N 67).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Мидос" является недействующим юридическим лицом, фактически прекратившим свою деятельность, процедура исключения его из Реестра в административном порядке не проводилась. При этом соответствующие доказательства невозможности применения к должнику указанной процедуры, а также доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам, уполномоченным органом не представлены.
Введение в отношении должника процедуры конкурсного производства, на чем настаивает податель апелляционной жалобы, повлечет неоправданное расходование бюджетных средств без погашения задолженности по обязательным платежам, вопреки целям и задачам конкурсного производства.
В связи с этим суд правомерно прекратил производство по делу с учетом того, что наличие задолженности по обязательным платежам не является препятствием для исключения недействующего юридического лица из Реестра по решению регистрирующего органа.
Доводы подателя жалобы о том, что финансирование упрощенной процедуры банкротства будет обеспечено за счет средств налогового органа, что закреплено положениями Приказа ФНС РФ N САЭ-3-19/80, Министерства экономического развития РФ N 53, Министерства финансов РФ N 34н от 10.03.2005 "О реализации положений постановления Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" не принимаются судом как бездоказательные.
При непредставлении уполномоченным органом доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган, производство по делу подлежит прекращению и в случае представления в соответствии с пунктом 2 статьи 227 Закона доказательств выделения уполномоченному органу денежных средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, из федерального бюджета, поскольку признание должника, у которого отсутствует какое-либо имущество, банкротом и проведение процедуры конкурсного производства повлечет дополнительные расходы бюджетных средств, а не погашение задолженности по обязательным платежам.
Требования ФНС о признании должника банкротом по другому основанию рассматривались в 2006 году в рамках дела N А56-15791/2006. Производство по делу было прекращено.
Выводы суда первой инстанции об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности в связи с поздним обращением с настоящим требованием в суд не повлекли за собой вынесение неправильного судебного акта.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое определение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2009 по делу N А56-22081/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22081/2009
Истец: Федеральная налоговая служба, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Санкт-Петербургу
Ответчик: ООО "Мидос"
Кредитор: Представителю учредителей ООО "Мидос", Представителю работников ООО "Мидос", НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Северо-Запада", ГУ Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8753/2009