г. Санкт-Петербург
07 сентября 2009 г. |
Дело N А56-27533/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.,
судей Борисовой Г.В., Зотеевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барминой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10396/2009) Управления Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2009 по делу А56-27533/2009 (судья Цурбина С.И.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоМодуль"
к Управлению Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: Козлова О.В. по доверенности от 25.03.2009;
от ответчика: Одноконной О.В. по доверенности от 11.02.2009 N 1/5-21;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоМодуль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) от 14.04.2009 к протоколу об административном правонарушении от 16.03.2009 N 0001113 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением суда от 06.07.2009 требования общества удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, а в удовлетворении заявления общества отказать. Податель жалобы, представив материалы административного дела, ссылается на отсутствие каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 16.03.2009 на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления от 16.03.2009 N 472 его сотрудниками проведена соблюдения обществом, как работодателем требований статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" (далее - Закон N 115-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 638 на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В ходе проверки установлено, что в кафе, принадлежащем обществу, в должности официанта осуществляет трудовую деятельность иностранный гражданин Намозов Д.Н. Трудовые отношения с иностранным гражданином оформлены трудовым договором от 02.02.2009, имеется запись в трудовой книжке. При этом срок временного пребывания гражданина Намозова Д.Н. в Российской Федерации истек 26.01.2009. документы, подтверждающие продление срока временного пребывания обществом представлены не были. Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 16.03.2009.
Управление, усматривая в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 18.9 КоАП Российской Федерации, в присутствии законного представителя общества - генерального директора Ишбулатова О.С., составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 16.03.2009 N 0001113, от подписи которого руководитель общества отказался.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником территориального отдела Управления вынесено постановление от 14.04.2009, в котором общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП Российской Федерации и ему назначено административное наказание в виде 400 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с законностью постановления, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции согласился с позицией общества в том, что оно не может быть субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 18.9 КоАП Российской Федерации, поскольку в данном случае общество не является принимающей стороной для иностранного гражданина. Судом также установлены нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, что послужило основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 этой же статьи Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.
Частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В протоколе об административном правонарушении, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, указывается, в частности, событие административного правонарушения.
В данном случае в протоколе об административном правонарушении описано событие административного правонарушения, объективная сторона которого выражена в нарушении обществом, как принимающей стороной, пункта 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ.
Объективная сторона правонарушения, вмененного обществу, так как она изложена и в протоколе и в постановлении о назначении административного наказания, состоит в следующем. Общество, являясь стороной, принимающей иностранных граждан в Российской Федерации, временно пребывающих на территории Российской Федерации и привлекающих их к трудовой деятельности в обществе, вопреки требования пункта 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ нарушило правила пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, не исполнив обязанность в связи с выездом иностранного гражданина Намозова Д.Н. за пределы Российской Федерации по истечении срока его временного пребывания.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимающей стороной, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", признается, в частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Факт трудовых отношений иностранного гражданина Намозова Д.Н. в обществе подтверждается материалами дела.
Однако из пункта 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ не следует, что обязанность выдворения иностранного гражданина, или как указывает Управление в апелляционной жалобе "обеспечение выезда иностранного гражданина с территории Российской Федерации" лежит на обществе. Согласно пункту 1 статьи 31 Закона N 115-ФЗ обязанность выезда с территории Российской Федерации по истечении срока временного пребывания лежит на самом иностранном гражданине. Коль скоро у общества отсутствует такая обязанность, то и объективная сторона, и как следствие, состав административного правонарушения, в данном случае, отсутствуют. В судебном заседании представитель управления затруднился пояснить, совершение каких именно действий со стороны общества обеспечило бы выезд иностранного гражданина.
Доводы подателя жалобы о том, что привлечение к административной ответственности общества правомерно, поскольку на него (общество), как на принимающую сторону возложена обязанность сообщить органу об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в соответствии с пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно протоколу и постановлению о назначении административного наказания неисполнение данной обязанности обществу не вменяется.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2009 по делу N А56-27533/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27533/2009
Истец: ООО "АвтоМодуль"
Ответчик: УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10396/2009