г. Санкт-Петербург
08 сентября 2009 г. |
Дело N А56-12775/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горшелева В.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Желубовской В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-10359/2009, 13АП-10916/2009, 13АП-11371/2009) Федерального Государственного Унитарного Предприятия "Ленинградский комбинат по ремонту вещевого имущества Ленинградского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации, ГУП ГУИОН, КУГИ Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2009 по делу N А56-12775/2009 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску (заявлению) Федерального Государственного Унитарного Предприятия "Ленинградский комбинат по ремонту вещевого имущества Ленинградского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации,
к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", Филиал Санкт-Петербургского Государственного Унитарного Предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" Проектно-инвентаризационное бюро Московского района
3-е лицо Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации
о признании незаконным бездействия государственного органа
при участии:
от истца (заявителя): Маршева Д.Ю., доверенность от 01.06.09
от ответчика (должника): Гиневой И.Н., доверенность от 11.01.09 N 5
от 3-го лица: 1. Грибушиной Е.П., доверенность от 25.12.08 2.не яв., извещен 3. не яв.. извещен
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ленинградский комбинат по ремонту вещевого имущества Ленинградского военного округа" Минобороны РФ (далее - ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ, истец) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным бездействия Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - СПб ГУП "ГУИОН", ответчик), выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств изготовить пакет документов (в частности, технические паспорта с поэтажными планами и ведомостями помещений, кадастровые паспорта) для регистрации прав ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ на девять объектов недвижимости, а также обязать ГУИОН в течение трех дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу изготовить и передать ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ пакет документов (в частности, технические паспорта с поэтажными планами и ведомостями помещений, кадастровые паспорта) для регистрации прав ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ на следующие девять объектов недвижимости:
1) здание хранилища для металла, инвентарный номер 118/57, год постройки - 1974, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 57,
2) здание хранилища для металла, инвентарный номер 118/49, год постройки - 1970, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 49,
3) здание металлического хранилища, инвентарный номер 118/58, год постройки - 1987, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 58,
4) здание склада готовой продукции, год постройки - 1992, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2,
5) здание производственного корпуса (матрацный участок), инвентарный номер 118/18, одноэтажное, кирпичное, год постройки - 1912, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 18,
6) здание гаража, инвентарный номер 118/28, одноэтажное, кирпичное, год постройки - 1912, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 28,
7) объект незавершенного строительства, трехэтажное кирпичное здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2,
8) здание проходной, год постройки - 1992, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2,
9) здание склада хозинвентаря, год постройки - 1962, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просил суд удовлетворить заявление только по четырем из девяти заявленных ранее объектов недвижимости, а именно:
1) здание хранилища для металла, инвентарный номер 118/57, год постройки - 1974, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 57,
2) здание хранилища для металла, инвентарный номер 118/49, год постройки - 1970, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 49,
3) здание металлического хранилища, инвентарный номер 118/58, год постройки - 1987, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 58,
4) здание склада готовой продукции, год постройки - 1992, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2009г. требования истца удовлетворены в полном объеме.
Истец подал на решение суда первой инстанции апелляционную жалобу, в которой просил уточнить мотивировочную часть решения, однако в судебном заседании представитель истца от нее отказался. Поскольку отказ истца от апелляционный жалобы не нарушает прав третьих лиц, апелляционный суд считает возможным прекратить по ней производство.
Комитет по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и СПб ГУП "ГУИОН" подали на решение суда первой инстанции апелляционные жалобы, просят его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ представило отзыв на апелляционные жалобы КУГИ и СПб ГУП "ГУИОН", в которых возражает против их удовлетворения.
Третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Санкт-Петербурга (далее - ФАУГИ) и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга (далее - КЗР) - в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционные жалобы не представили. Учитывая, что данные лица уведомлены о судебном заседании надлежащим образом, апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке в апелляционном порядке законности и обоснованности решения установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1828 от 28.11.2005г. "О совершенствовании системы технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества Санкт-Петербурга" для осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества на территории Санкт-Петербурга вместо ликвидируемого государственного учреждения "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" было создано Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (СПб ГУП "ГУИОН"). Свои функции СПб ГУП "ГУИОН" осуществляет, в частности, на основании Распоряжения мэра - председателя Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.1994г. N 857-р "Об утверждении Положения о технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга", Распоряжения мэра - председателя Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.1994г. N 1329-р "О государственном учете недвижимости на территории Санкт-Петербурга".
ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ обратилось в СПб ГУП "ГУИОН" с заявлением о проведении технической (первичной) инвентаризации, изготовлении технических и кадастровых паспортов на девять объектов недвижимости, описанных в просительной части искового заявления. На выполнение работ между сторонами был заключен договор N 3300000498 (далее - договор) от 29.08.2008г., ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ оплатило все работы по договору авансом 04.09.2008г. Срок исполнения работ, согласованный в договоре, составлял 25 рабочих дней с момента оплаты работ. То есть результат работ по всем объектам СПб ГУП "ГУИОН" должно было передать ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ не позднее 09.10.2008г. Результатом работ по договору должно было стать изготовление пакета документов для регистрации прав ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ на объекты недвижимости, а именно:
1) изготовление технических паспортов с поэтажными планами и ведомостями помещений на объекты недвижимости, указанные в заявке ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ,
2) изготовление и отправка в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга пакета документов, необходимого для постановки на кадастровый учет объектов недвижимости ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ,
3) передача заявителю кадастровых паспортов после постановки объектов недвижимости ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ на кадастровый учет в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга.
Необходимые документы должны были быть изготовлены по следующим принадлежащим истцу на праве хозяйственного ведения объектам недвижимости:
1) здание хранилища для металла, инвентарный номер 118/57, год постройки - 1974, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 57,
2) здание хранилища для металла, инвентарный номер 118/49, год постройки - 1970, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 49,
3) здание металлического хранилища, инвентарный номер 118/58, год постройки - 1987, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 58,
4) здание склада готовой продукции, год постройки - 1992, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2,
5) здание производственного корпуса (матрацный участок), инвентарный номер 118/18, одноэтажное, кирпичное, год постройки - 1912, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 18,
6) здание гаража, инвентарный номер 118/28, одноэтажное, кирпичное, год постройки - 1912, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2, строение 28,
7) административно-хозяйственный корпус комбината, год постройки - 1991, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2,
8) здание проходной, год постройки - 1992, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2,
9) здание склада хозинвентаря, год постройки - 1962, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рощинская, дом 2.
СПб ГУП "ГУИОН" работы выполнило частично - по пяти объектам недвижимости (п.п. 5-9). По четырем объектам недвижимости (п.п. 1-4) работы не выполнены без законных на то оснований.
Представитель истца пояснил суду, что единственной причиной, по которой ответчик отказался исполнять принятые на себя обязательства изготовить необходимый для государственной регистрации прав пакет документов, является фактический запрет на это Управления экономической и инвестиционной политики КУГИ, оформленный письмом от 10.11.2008г. N 28720-19, которое "считает целесообразным при наличии возможности изготавливать техническую документацию на объекты, указанные в обращении, как на временные строения".
Ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, обосновывающие законность неисполнения договора N 3300000498 с ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ, ни в письме КУГИ от 10.11.2008г. N 28720-19, ни в письме СПб ГУП "ГУИОН" от 13.11.2008г. за N 1039-04-кз, адресованном ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ, не содержится.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В 1993 году все указанные в заявке объекты были переданы истцу Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом по договору о закреплении за предприятием государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. В приложении к договору все объекты обозначены как перечень недвижимого имущества.
В 2004 году была утверждена новая редакция Устава ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ. В Приложении к Уставу, подписанном Заместителем Председателя Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, все поименовано как перечень объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ. Таким образом, в 2004 году КУГИ Санкт-Петербурга признало, что все переданные в хозяйственное ведение предприятию объекты являются недвижимым имуществом.
Все указанные в заявке ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ объекты отвечают критериям, установленным ст. 130 ГК РФ, а потому - являются объектами недвижимости (к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства). Объекты ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ имеют металлические стены, железобетонные перекрытия, крышу, а также заглубленный железобетонный ленточный фундамент, что видно из представленных в дело ответчиком материалов фотофиксации объектов. Соответственно, переместить их без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Доказывать эти обстоятельства ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ повторно не обязано, поскольку ранее уже было установлено, что эти объекты являются недвижимым имуществом.
Отсутствие каких-либо документов в архивах Комитета по строительству, Комитета по градостроительству и архитектуре, в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, а также отсутствие обращений предприятия в СПб ГУП "ГУИОН" до 2008 года для проведения первичной инвентаризации и учета объектов не может свидетельствовать о том, что описанные в решении суда объекты являются движимым имуществом.
Представлять документы о выделении земельного участка под строительство, разрешение на строительство, акты ввода в эксплуатацию ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ также не обязано, поскольку описанные в решении суда объекты ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ не строило, объекты были переданы предприятию Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом как недвижимое имущество. Поскольку передача объектов ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ осуществлялась в 1993 году (то есть до вступления в силу первой части Гражданского Кодекса РФ) и для ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ эти объекты не являются вновь созданными, нормы ГК РФ (ст. 218, 222 ГК РФ), на которые ссылается податель жалобы, не подлежат применению.
Законность нахождения описанных объектов недвижимости на соответствующем земельном участке общей площадью 1,476 га, расположенном по адресу Санкт-Петербург, ул. Рощинская, д. 2, неоднократно подтверждалась Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, что видно, в частности из имеющегося в материалах дела документа, поименованного как сведения о земельном участке, закрепленном за государственным предприятием или государственным учреждением федеральной формы собственности 01.01.2002г. Представители КУГИ и СПб ГУП "ГУИОН" в судебном заседании подтвердили, что не оспаривают ни факта принадлежности четырех описанных в решении суда объектов ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ, ни прав истца на земельный участок, на котором находятся принадлежащие ему объекты.
Таким образом, изготовление на них технических паспортов как на временные строения было бы неправомерным, на данные объекты недвижимости могут быть изготовлены технические паспорта только как на капитальные строения, после чего документы по этим объектам СПб ГУП "ГУИОН" должно было передать в КЗР для постановки их на кадастровый учет.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал неправомерным бездействие СПб ГУП "ГУИОН", выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств изготовить пакет документов для регистрации прав ФГУП "ЛКРВИ ЛенВО" Минобороны РФ на четыре объекта недвижимости, а требования истца - подлежащими удовлетворению.
Довод КУГИ о том, что при вынесении решения судом первой инстанции были нарушены нормы процессуального права, апелляционным судом отклоняется. Согласно п. 3 ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Учитывая то, что при рассмотрении дела суд первой инстанции фактически руководствовался нормами ст. ст. 310 ГК РФ, § 1 главы 37 ГК РФ (подряд), главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг), верно квалифицировав отношения между истцом и ответчиком как возникшие из гражданско-правового договора, а не из публичных правоотношений, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и по данному основанию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2009 по делу N А56-12775/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" - без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе ФГУП "Ленинградский комбинат по ремонту вещевого имущества Ленинградского военного округа" Минобороны РФ прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12775/2009
Истец: Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Ленинградский комбинат по ремонту вещевого имущества Ленинградского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Филиал Санкт-Петербургского Государственного Унитарного Предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" Проектно-инвентаризационное бюро Московского района, Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости"
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации , Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга