г. Санкт-Петербург
08 сентября 2009 г. |
Дело N А42-2238/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8430/2009) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25 мая 2009 года по делу N А42-2238/2009 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "Гарпия"
к Мурманской таможне
о признании недействительным требования
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Романов Е.Д., доверенность N 25-16/21766 от 28.12.2007.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гарпия" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Мурманской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - таможня, таможенный орган) от 30.01.2009 N 8.
Решением от 25.05.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Мурманская таможня направила и поддержала в судебном заседании апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых, ссылаясь на нарушение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просила решение от 25.05.2009 отменить. Податель жалобы указывает, что Общество, подав декларацию судовых запасов, подтвердило таможенный режим "перемещение припасов", который им не был соблюден, поскольку заявленные по нему припасы - топливо и машинное масло были использованы Обществом в каботажном рейсе. Таким образом, выставленное требование N 8 от 30.01.2009 является законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в отсутствие ООО "Гарпия", надлежащим образом уведомленного о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.09.2008 принадлежащее ООО "Гарпия" на праве собственности судно "Союз-1" М-0601 (свидетельство о праве собственности N 0601 от 16.07.2004, л.д. 40) оформлено Мурманской таможней в таможенном режиме "временный вывоз" для следования в рейс в Баренцево море за пределы таможенной территории Российской Федерации в целях погрузки и доставки в порт Мурманск мороженой рыбопродукции с российских промысловых судов.
Согласно декларации судовых запасов при отходе на борту судна находились:
- дизельное топливо - 8,9 тонн;
- масло М14Г2ЦС - 280 кг (далее - ГСМ) (л.д. 42).
По возвращении 13.09.2008 судна в порт Мурманск с рыбопродукцией Общество завершило таможенный режим "временный вывоз", подав генеральную (общую) декларацию (л.д. 43) и заявив об остатках топлива в количестве 7 000 кг и 260 кг масла М14Г2ЦС, подав декларацию судовых запасов (л.д. 44).
Таможня произвела проверку представленных документов и таможенное оформление прибывшего судна, после чего выпустила судно в свободное обращение, проставив в генеральной декларации от 13.09.20078 и декларации судовых запасов от 13.09.2008 штампы "Выпуск т/с разрешен без досмотра" и "На приход проверено, сходно" соответственно.
19.09.2008 судно "Союз-1" М-0601 вышло в рейс в территориальные воды России по маршруту Мурманск - Нарьян - Маар и возвратилось обратно в порт Мурманск 29.09.2008.
В соответствии с решением от 19.01.2009 N 10207000/190109/Р0008 в порядке статьи 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) Мурманской таможней проведена общая таможенная ревизия по вопросу соблюдения ООО "Гарпия" таможенного законодательства Российской Федерации в части соблюдения условий таможенного режима "Перемещение припасов" для топлива и ГМС, оформленных по декларации судовых запасов судового дела N 10207050/130908/01473 (л.д. 29-30).
В ходе ревизии, оформленной актом N 10207000/270109/А0008 от 27.01.2009 таможня установила, что Общество в период каботажного рейса неправомерно использовало дизельное топливо и масло, помещенные под таможенный режим "Перемещение припасов" 13.09.2008, повлекшее неуплату таможенных платежей (л.д. 36-38).
Данное обстоятельство послужило таможенному органу основанием для выставления Обществу требования от 30.01.2009 N 8 об уплате 35 518, 54 руб. таможенных платежей, а также пеней, начисленных в период с 14.09.2008 по 30.01.2009 в размере 1977, 22 руб. (л.д. 28).
Считая такое требование незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующих норм права.
В соответствии со статьей 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Кодексом (пункт 1). При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ транспортные средства - любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
Перемещение транспортных средств регулируется главой 22 ТК РФ.
В соответствии со статьей 270 ТК РФ транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном настоящей главой.
При таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства (пункт 2 статьи 279 ТК РФ).
В пункте 3 статьи 279 Кодекса, в частности, указано, что помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 ТК РФ, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 274 ТК РФ временный вывоз транспортного средства допускается при условии, что это транспортное средство находится в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации и зарегистрировано за российским лицом, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. При обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории Российской Федерации операциям по переработке, за исключением операций, указанных в данном пункте (пункт 1 статьи 276 ТК РФ).
Материалами дела подтверждается, что судно "Союз-1" М-0601 помещено под таможенный режим "Временный вывоз" и выпущено таможенным органом согласно заявленному режиму 11.09.2008 со сверкой судовых запасов, заявленных в декларации судовых запасов, с фактическим их количеством на борту судна при отходе. При завершении 13.09.2008 таможенного режима "Временный вывоз" таможенный орган вновь сверил данные декларации судовых запасов с фактическим количеством топлива, масла, находящимся на борту судна по его приходу.
В соответствии со статьей 279 ТК РФ Обществом при таможенном оформлении судна в режиме временного вывоза в составе стандартных документов перевозчика представлены декларации о судовых запасах при отходе и по приходу судна в порт Мурманск, что подтверждается графой 18 генеральной (общей) декларации.
Нарушений по соблюдению Обществом режима "Временный вывоз" не выявлено.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорное топливо и машинное масло обоснованно задекларированы в составе транспортного средства в режиме "Временный вывоз".
Приказом ФТС России от 29.12.2007 N 1665 установлен Порядок совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка декларирование товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов), за исключением запасных частей и оборудования, если они перемещаются вместе с транспортным средством (далее - эксплуатационные припасы), товаров, предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет (далее - потребительские припасы), товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов (далее - продаваемые припасы), в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов осуществляется с применением грузовой таможенной декларации (далее - ГТД). Декларант вправе применить другую форму таможенной декларации в случаях, установленных настоящим Порядком, либо другими нормативными правовыми актами ФТС России.
В силу пункта 4 Порядка при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, остающихся на борту морского (речного) судна, воздушного судна, их декларирование в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов может осуществляться с применением в качестве таможенной декларации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения обо всех наименованиях и количествах эксплуатационных, потребительских и/или продаваемых припасов, а также о таможенной стоимости продаваемых припасов. При отсутствии таких сведений декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов может осуществляться с применением в качестве таможенной декларации письменного заявления, составленного в произвольной форме на русском языке, заявления на припасы.
Декларирование товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, за исключением случая, когда такие товары при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации помещены под таможенный режим перемещения припасов, может осуществляться в отношении эксплуатационных (исключая топливо и горюче-смазочные материалы) и потребительских припасов с применением в качестве таможенной декларации заявления на припасы, удовлетворяющего требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, подаваемого в трех экземплярах (пункт 8 Порядка).
Кроме того, пункт 7 Приложения N 1 к Приказу ФТС России от 11.12.2006 N 1298 "О декларировании отдельных видов товаров" исключает топливо и горюче - смазочные материалы из состава товаров, заявляемых к помещению под специальный таможенный режим перемещения припасов путем подачи их перечня.
Следовательно, помещение топлива и горюче - смазочных материалов под специальный таможенный режим перемещения припасов допускается исключительно путем подачи ГТД.
Таким образом, довод таможни о помещении Обществом остатков топлива и масла по приходу судна "Союз-1" М-0601 в порт Мурманск 13.09.2008 под таможенный режим "Перемещение припасов" путем подачи в составе стандартных документов перевозчика декларации судовых запасов неправомерен.
Следует также отметить, что согласно разъяснению Федеральной таможенной службы (письмо ФТС России от 21.01.2009 N 01-11/1949), при перемещении транспортного средства через таможенную границу Российской Федерации лицо имеет право декларировать топливо и горюче-смазочные материалы, находящиеся в штатных баках транспортного средства как в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов с применением ГТД, так и в составе транспортного средства, декларируемого в соответствии с главой 22 Кодекса.
Ссылка таможни на статью 151 ТК РФ также признана апелляционным судом неправомерной, поскольку данная статья применима к условному выпуску товаров, а временно вывезенное судно "Союз-1" М-0601 помещено под таможенный режим временного вывоза в соответствии с порядком, предусмотренным главой 22 ТК РФ, применимым к транспортным средствам.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку таможня не представила безусловные доказательства, свидетельствующие о возникновении у ООО "Гарпия" обязанности по уплате таможенных платежей и пени, то выставленное требование об их уплате правомерно признано судом недействительным.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25 мая 2009 года по делу N А42-2238/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2238/2009
Истец: ООО "Гарпия"
Ответчик: Мурманская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы