г. Санкт-Петербург
07 сентября 2009 г. |
Дело N А56-8217/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.,
судей Борисовой Г.В., Зотеевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барминой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8764/2009) Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2009 по делу N А56-8217/2009 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Логиновой Анны Михайловны
к Комитету по транспорту Правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления, действий
при участии:
от заявителя: Корсуна О.Н. по доверенности от 08.02.2008;
от ответчика: Зайцева А.В. по доверенности от 30.12.2008 N 64;
установил:
индивидуальный предприниматель Логинова Анна Михайловна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по транспорту правительства Санкт-Петербурга (далее - комитет), в котором просила:
признать незаконными действия комитета по проведению проверки ее предпринимательской деятельности и принятию по ее результатам ненормативного акта - постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12-1 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 19-4);
признать оспариваемый акт не подлежащим исполнению.
В ходе рассмотрения спора заявителем уточнено второе требование; постановление о назначении административного наказания предприниматель просит признать недействительным на основании пункта 5 части 1 статьи 199 главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 03.06.2009 требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал действия комитета, выразившиеся в незаконном привлечении Логиновой А.М. к административной ответственности по части 2 статьи 12-1 Закона Санкт-Петербурга N 19-4 и принятии оспариваемого акта незаконными, а акт, принятый по результатам проверки - недействительным, как содержащий неправильную квалификацию действий заявителя. В удовлетворении остальной части требований предпринимателю отказано. Также суд взыскал с комитета в пользу Логиновой А.М. 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе комитет, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение от 03.06.2009 отменить. Податель жалобы указывает, что при рассмотрении требования об оспаривании постановления о назначении административного наказания, суд необоснованно руководствовался положениями главы 24 АПК РФ, а не положениями главы 25 АПК РФ в части применения последствий пропуска срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Взыскание государственной пошлины с комитета, который освобожден от ее уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению подателя жалобы, является незаконным.
В судебном заседании представитель комитета уточнил апелляционную жалобу, просил проверить законность и обоснованность обжалуемого судебного акта только в части удовлетворения заявления предпринимателя. В части отказа в удовлетворении заявления решение комитетом не обжалуется.
Представитель заявителя согласился с тем, что законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется апелляционным судом только в части удовлетворения заявления в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ. Возражая против удовлетворения жалобы, представитель Логиновой А.М. пояснил, что требование о проверке законности действий комитета в порядке главы 24 АПК РФ касается правомерности возбуждения в отношении предпринимателя административного дела, а действительность постановления, как ненормативного акта, оспаривалась им как результат вышеназванных незаконных действий. Также представитель заявителя пояснил, что намеренно не заявлял ходатайство о восстановлении пропущенного им срока на обжалование постановления (часть 2 статьи 208 АПК РФ), поскольку не оспаривал его по правилам главы 25 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, комитетом по факту нарушений, обнаруженных в ходе проверки, проведенной Межведомственной транспортной комиссией Санкт-Петербурга (далее - комиссия) в период с 21.08.2008 по 11.09.2008, в отношении предпринимателя возбуждено административное дело по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12-1 Закона N 19-4.
Частью 2 статьи 12-1 Закона N 19-4 предусмотрена административная ответственность за оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа, в случае, если отсутствует договор, заключенный в соответствии со статьей 5 этого Закона и если по данному маршруту был проведен конкурс, по результатам которого право работы на маршруте предоставлено другому маршрутному перевозчику.
Уполномоченным лицом комитета составлен протокол об административном правонарушении от 18.09.2008 N 04-08, а 02.10.2008 по итогам рассмотрения материалов административного производства вынесено постановление, в котором предприниматель признана виновной в совершении административного правонарушения и ей назначено наказание в виде 3 000 руб. административного штрафа.
Из протокола и постановления следует, что предпринимателю вменены действия по оказанию населению услуг по перевозке пассажиров по маршруту N К-335 в отсутствие соответствующего договора и при наличии договора на осуществление перевозок по названному маршруту, заключенному по результатам конкурса с другим перевозчиком.
Не согласившись с действиями по проведению проверки, принятию постановления и самим постановлением о назначении административного наказания, Логинова А.М. обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил частично, признав незаконными действия по привлечению к ответственности, а постановление о привлечении к административной ответственности недействительным в связи с отсутствием события административного правонарушения. Действия комиссии по проведению проверки суд признал законными.
Названные выводы суда послужили основанием для обращения комитета с апелляционной жалобой.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как подтвердил в судебном заседании его представитель, требования предпринимателя, обращенные к арбитражному суду, заключались в признании незаконными действий должностных лиц комитета по вынесению постановления, недействительность которого является результатом несоответствия закону этих действий.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Выбор способа и средства защиты является правом заявителя. В данном случае предприниматель защищает свои права путем оспаривания законности действий должностных лиц комитета по вынесению постановления в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции помимо действий комитета проверена законность постановления по делу об административном правонарушении, принятого комитетом в рамках административного производства. При этом суд руководствовался правилами, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях, но результат рассмотрения спора оформлен в соответствии с требованиями главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 4 части 1 и пункту 2 части 2 статьи 270 АПК РФ применение закона, не подлежащего применению является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции рассматривает требования предпринимателя, так как они изложены в заявлении, уточнении требований (л.д.122) и подтверждены в судебном заседании его представителем; по правилам главы 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 198 того же Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений или действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия этих актов, решений, действий (бездействия) закону, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1.2 Положения, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 226 "О Комитете по транспорту" (далее - Положение) комитет проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере городского и пригородного транспорта, за исключением водного транспорта, а также междугородного пассажирского автомобильного транспорта и организации дорожного движения, строительства гаражей, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в данной сфере.
Одной из основных задач комитета является контроль за соблюдением нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в сфере обеспечения населения услугами городского наземного маршрутного транспорта общего пользования, легкового таксомоторного транспорта, метрополитена, железнодорожного пригородного транспорта.
Для осуществления поставленных перед ним задач, комитет обладает определенными полномочиями, в том числе, в случаях, предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга, рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять дела об административных правонарушениях мировому судье, устанавливать перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (пункт 3.18 Положения).
Согласно статье 12-2 Закона N 19-4 (пункты 1, 2, 3) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, рассматривают уполномоченный орган, административные комиссии Санкт-Петербурга либо мировой судья Санкт-Петербурга в случаях, если уполномоченный орган или его должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение мирового судьи Санкт-Петербурга.
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, от имени уполномоченного органа вправе руководитель уполномоченного органа, а также его заместители.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным лицом - заместителем председателя комитета Знаменским Д.Н.
Протоколы об административных правонарушениях, указанных в статье 12-1 Закона N 19-4, составляются должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела о соответствующих административных правонарушениях, а также иными должностными лицами, перечень которых устанавливается уполномоченным органом.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.06.2006 N 724 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" также предусмотрено, что Комитет по транспорту является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга.
Приказом Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2006 N 32 "Об организации в Комитете по транспорту производства по делам об административных правонарушениях" утвержден перечень должностных лиц комитета, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в число которых входит начальник сектора административного делопроизводства, которым в настоящем споре составлен протокол об административном правонарушении.
Участие сотрудников комитета в межведомственной комиссии предусмотрено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2004 N 1263 "О Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга". Согласно пункту 5.5 названного постановления комиссия, в числе прочего, имеет право принимать участие по согласованию с уполномоченными органами государственной власти в комплексных проверках предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, осуществляющих деятельность в сфере легковых таксомоторных перевозок, наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования, специальных и заказных автобусных перевозок.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что возбуждение административного дела и привлечение предпринимателя к административной ответственности осуществлено уполномоченными лицами в установленном нормативными актами порядке. Несоответствия действий должностных лиц комитета нормативным требованиям Закона N 19-4 и актов органа исполнительной власти не установлено, равно как и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания незаконными действий комитета по привлечению предпринимателя к ответственности. Принятие акта в результате этих действий не противоречит законодательству. Законность постановления применительно к требованиям норм КоАП РФ (наличие элементов состава правонарушения) судом апелляционной инстанции не проверялась, поскольку согласно утверждениям заявителя правовое основание заявленных требований - нормы главы 24 АПК РФ, а не главы 25 АПК РФ.
В свете изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене, а апелляционная жалоба комитета - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 270, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2009 по делу А56-8217/2009 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Логиновой Анны Михайловны о признании незаконными действий по Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга привлечению к ответственности, а также признании недействительным принятого в результате незаконных действий ненормативного акта - постановления заместителя председателя Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 02.10.2008 о назначении индивидуальному предпринимателю Логиновой Анне Михайловне (зарегистрирована 29.12.2004 ИФНС по Московскому району Санкт-Петербурга, адрес места нахождения: Санкт-Петербург, улица Типанова, дом 19, квартира 40, ИНН 781001445597) административного наказания в виде 3000 руб. штрафа за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12-1 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" в данной части - отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в сумме 2000 руб. отнести на индивидуального предпринимателя Логинову Анну Михайловну.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8217/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Логинова Анна Михайловна
Ответчик: Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4290/10
31.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4290/10
07.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-8217/2009
07.09.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8764/2009