г. Санкт-Петербург
16 сентября 2009 г. |
Дело N А21-3033/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Е.А. Фокиной, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8372/2009) Управления Россельхознадзора по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2009 по делу N А21-3033/2009 (судья Мялкина А.В.) принятое
по заявлению ОГУП "Единая система обращения с отходами"
к Управлению Россельхознадзора по Калининградской области
3-ему лицу Агентству по имуществу Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явились- извещены( уведомление N 30222, 30221)
от ответчика: Степановой А.В. доверенность от 13.08.2009г. N 2623, Отинашвили Н.С. доверенность от 13.08.2009г. N 2621
от 3-го лица: не явились- извещены(уведомление N 30224)
установил:
Областное государственное унитарное предприятие "Единая система обращения с отходами" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Россельхознадзора по Калининградской области от 12.02.2009г. N 02/04/2009 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В обоснование своих требований предприятие указало на отсутствие его вины.
Решением суда первой инстанции заявленные ОГУП "Единая система обращения с отходами" требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Управления Россельхознадзора по Калининградской области от 12.02.2009г. N 02/04/2009 о привлечении ОГУП "Единая система обращения с отходами" к административной ответственности по ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда, Управление Россельхознадзора по Калининградской области направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что материалами проверки подтверждается факт совершенного предприятием правонарушения.
Представители предприятия в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, возражения изложили в отзыве, заявив ходатайство о приобщении документов, подтверждающих факт получения данного земельного участка в аренду, их неявка не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Управлением Россельхознадзора по Калининградской области проведена внеплановая проверка деятельности ОГУП "Единая система обращения с отходами" по вопросу соблюдения земельного законодательства при пользовании земельным участком с кадастровым номером 39:05:03 06 20:0012.
В ходе проверки установлено, что предприятием при осуществлении хозяйственной деятельности используется земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:05:03 06 20:0012, площадью 8.72га, расположенный с правой стороны автодороги пос.Круглово - пос.Янтарный Зеленоградского района не по целевому назначению. Часть земельного участка (0,26га) используется предприятием как хозяйственная зона (для стоянки техники, хозяйственных построек), то есть не по назначению.
По результатам проверки составлен акт от 29.01.2009г. N 10, протокол об административном правонарушении от 30.01.2009г. N 02/04/2009 в отношении ОГУП "Единая система обращения с отходами", на основании которого вынесено постановление от 12.02.2009г. N 02/04/2009 о привлечении предприятия к административной ответственности по ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
ОГУП "Единая система обращения с отходами" с указанным постановлением не согласилось по тем основаниям, что Управлением не доказана вина предприятия в нецелевом использовании спорного земельного участка, поскольку предприятием был получен земельный участок с регистрационным номером 39:05:03 06 17:0024 для осуществления уставной деятельности (утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов) с расположенными на нем объектами имущества. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое постановление незаконным, оценил обстоятельства дела и сделал выводы о том, что Россельхознадзору не предоставлено право рассмотрения дел об административных правонарушениях по вопросам нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Земельный контроль в Российской Федерации осуществляется на основании Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г N 689.
Согласно названному Положению осуществление государственного земельного контроля возложено на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.
В соответствии с пунктом 3 Положения контроль за соблюдением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Пунктом 5 указанного положения установлена компетенция Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, которой предусмотрен государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиорации земель и защиты растений.
Вместе с тем, Указом Президента РФ от 12.05.2008г. N 724 функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель переданы Министерству сельского хозяйства (п.9).
Согласно приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 13.06.2006г N 171 (в редакции от 22.08.2008г.) осуществление функций по контролю и надзору в сфере земельных отношений (в части земель сельскохозяйственного назначения) возложено на Управление Россельхознадзора.
В соответствии с ч.1 ст.3 Земельного кодекса РФ земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.
Таким образом, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору компетентно осуществлять проверки, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в силу ст.23.21 названного Кодекса.
Согласно ч.2 ст.23.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе рассматривать:
- главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители;
- главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители;
- главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.
Из материалов дела следует, что постановление от 12.02.2009г. N 02/04/2009 вынесено начальником отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Калининградской области.
Начальник отдела Управления (субъекта) в силу ч.2 ст.23.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях не наделен правами рассматривать дела об административных правонарушениях, поскольку такими правами наделены руководители Управления Россельхознадзора (субъекта) и его заместители.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях некомпетентным лицом, что является безусловным основанием для признания его незаконным.
Кроме того, апелляционный суд считает, что административный орган, привлекая юридическое лицо к административной ответственности за совершенное правонарушение, обязан рассмотреть вопрос о его виновности в силу ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно положениям ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Управление, привлекая ОГУП "Единая система обращения с отходами" к административной ответственности по ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нецелевое использование земельного участка, не установило вину предприятия.
Материалами дела подтверждается, что предприятию на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Калининградской области от 29.07.2003г. N 983-р "О приеме-передаче дел ОГУП "Единая система обращения с отходами" по акту приема-передачи от 01.08.2003г. для осуществления уставных целей переданы в хозяйственное ведение объекты имущества: полигон ТБО "Круглово", полигон ТБО, хозяйственная зона, домик оператора, подъездная дорога (3га), находящиеся на земельном участке N 39:05:03 06 17:24, расположенном с правой стороны автодороги пос.Круглово - пос.Янтарный Зеленоградского района. Передача предприятию данного имущества подтверждается выпиской из реестра государственного имущества Калининградской области N 412-О от 03.11.2004г., договором аренды земельного участка площадью 30 001кв.м N 3 от 30.05.2007г. сроком на 49 лет. Документы на пользование предприятием земельным участком, находящимся под названными объектами имущества, переданными предприятию, не оформлены надлежащим образом в связи с неоконченным межеванием земель. Указанный земельный участок входит в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:05:03 06 20:0012, принадлежащего гражданке Сало Л.С. на праве собственности. По процедуре межевания указанного земельного участка в Арбитражном суде Калининградской области на рассмотрении находится спор (дело А21-3808/2009) между предприятием и Управлением Федерального Агентства по имуществу Калининградской области.
Оценив вышеназванные обстоятельства, апелляционный суд считает, что в данном случае Управление не доказало вину предприятия не в целевом использовании спорного земельного участка, поскольку предприятие использовало в осуществлении своей деятельности те объекты, которые находятся на спорном земельном участке, имеющем статус - земли промышленности, кадастровый N 39:05:03 06 17:0024, по их назначению и являются собственностью Калининградской области.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оспариваемое постановление подписано некомпетентным лицом и отсутствует вина предприятия в использовании земельного участка не по его назначению, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2009г. по делу N А21-3033/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3033/2009
Истец: ОГУП "Единая система обращения с отходами"
Ответчик: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по Калининградской области
Третье лицо: Агентство по имуществу Калининградской области