г. Санкт-Петербург
23 сентября 2009 г. |
Дело N А21-4210/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9619/2009) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейском районе Калининградской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Калининградской области
от 15.06.2009 по делу N А21-4210/2009 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейском районе Калининградской области (межрайонное)
к ООО "Бест международные перевозки"
о взыскании финансовых санкций в размере 40 222,80 руб.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены;
от ответчика: не явились, извещены;
установил:
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейском районе Калининградской области (далее - Управление, заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Бест международные перевозки" (далее - Общество) штрафных санкций в сумме 40 222,80 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 15.06.2009 требования удовлетворены частично. С Общества взыскан штраф в сумме 2 000 руб.
Управление, не согласившись с решением суда в части снижения размера штрафных санкций, в силу п.3 ст.114 НК РФ, направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить судебный акт в части отказа во взыскании штрафа в сумме 38 222,80 руб.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при снижении штрафа не учтено то обстоятельство, что несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета приводит к несвоевременному учету начисленных страховых взносов на лицевые счета граждан.
В судебное заседание представители сторон не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Пенсионным фондом представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно отзыву Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, т.к. судом правомерно снижен размер штрафных санкций до 2 000 руб.
Апелляционная инстанция, проверяет правильность применения судом норм материального и процессуального права в рамках требований, изложенных в апелляционной жалобе.
Как видно из материалов, Общество, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, 06.03.2009 представило в Фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 г. (л.д.12), т.е. с нарушением срока, установленного пенсионным законодательством, до 01.03.2009.
Управлением, в связи с допущенным Обществом нарушением, составлен акт от 10.03.2009 N 4-15 (л.д.6) и принято решение от 06.04.2009 N 3 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 указанного закона в виде штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 40 222,8 руб. (л.д.7).
06 апреля 2009 года Управлением Пенсионного фонда в адрес Общества выставлено требование N 3, которым заинтересованному лицу в срок до 22.04.2009 предлагалось добровольно уплатить 40 222,80 рублей штрафа (л.д.8).
Поскольку Общество добровольно штраф не уплатило, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа. До настоящего времени сумма штрафа не уплачена.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 14 того же нормативного акта страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена обязанность страхователя представлять один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. В данной статье также предусмотрена обязанность страхователя представлять сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 17 названного закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт предоставления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с нарушением срока, подтвержден материалами дела, что не оспаривает и само Общество.
Как следует из материалов дела, индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 2008 год ООО "Бест международные перевозки" не представило в орган Пенсионного фонда в установленные сроки. Факт правонарушения подтвержден актом проверки, протоколом ведомости уплаты страховых взносов от 06.03.2009 (л.д.12).
Размер штрафа определен органом Пенсионного фонда в соответствии с требованиями названной статьи, исходя из суммы платежей, подлежащих уплате обществом за отчетный период - 2008 год.
Однако судом первой инстанции установлены обстоятельства смягчающие ответственность, а именно, что ответчик привлекается впервые; срок предоставления сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) был нарушен всего на два дня.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь п.3 ст.114 НК РФ, снизил размер штрафных санкций до 2 000 руб.
Доводы Управления, что судом первой инстанции несоразмерно снижены штрафные санкции, отклоняется апелляционным судом.
В статье 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Указанный перечень не является исчерпывающим.
Согласно п.4 названной статьи обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В соответствии со ст.114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.
Налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием.
Возможность применения норм Налогового кодекса РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2003 N 167ФЗ, указывающей на то, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, законодательства РФ о налогах и сборах и т.д.
Как разъяснил ВАС РФ и ВС РФ в п.19 Постановления Пленума от 11.06.1999 N 41/9, п.3 ст.114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения и т.д.) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом руководствуется принципами справедливости и соразмерности.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 июня 2009 года по делу N А21-4210/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4210/2009
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейском районе Калининградской области (межрайонное)
Ответчик: ООО "Бест международные перевозки"
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9619/2009