г. Санкт-Петербург
23 сентября 2009 г. |
Дело N А21-4211/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9589/2009) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейской районе Калининградской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Калининградской области
от 15.06.2009 по делу N А21-4211/2009 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейской районе Калининградской области (межрайонное)
к ООО "К-Системс Европа"
о взыскании финансовых санкций в размере 36 407,80 руб.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены;
от ответчика: не явились, извещены;
установил:
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейском районе Калининградской области (далее - Управление, заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "К-Системс Европа" (далее - Общество) штрафных санкций в сумме 36 407и,80 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 15.06.2009 требования удовлетворены частично. С Общества взыскан штраф в сумме 500 руб.
Управление, не согласившись с решением суда в части снижения размера штрафных санкций, в силу п.3 ст.114 НК РФ, направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить судебный акт в части отказа во взыскании штрафа в сумме 35 907,80 руб.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при снижении штрафа не учтено - то обстоятельство, что несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета приводит к несвоевременному учету начисленных страховых взносов на лицевые счета граждан.
В судебное заседание представители сторон не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Пенсионным фондом представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Обществом отзыв не представлен.
Апелляционная инстанция, проверяет правильность применения судом норм материального и процессуального права в рамках требований, изложенных в апелляционной жалобе.
Как видно из материалов, Общество, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, 11.03.2009 представило в Фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 г. (л.д.13), т.е. с нарушением срока, установленного пенсионным законодательством, до 01.03.2009.
Управлением, в связи с допущенным Обществом нарушением, составлен акт от 11.03.2009 N 10-15 (л.д.6) и принято решение от 06.04.2009 N 7 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 указанного закона в виде штрафа в размере 10 % причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 36 407,80 руб. (л.д.10).
06 апреля 2009 года Управлением Пенсионного фонда в адрес Общества выставлено требование N 7, которым заинтересованному лицу в срок до 22.04.2009 предлагалось добровольно уплатить 36 407,80 рублей штрафа (л.д.9).
Поскольку Общество добровольно штраф не уплатило, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа. До настоящего времени сумма штрафа не уплачена.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 14 того же нормативного акта страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена обязанность страхователя представлять один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. В данной статье также предусмотрена обязанность страхователя представлять сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 17 названного закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт предоставления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с нарушением срока, подтвержден материалами дела, что не оспаривает и само Общество.
Как следует из материалов дела, индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 2008 год ООО "К-Системс Европа" не представило в орган Пенсионного фонда в установленные сроки. Факт правонарушения подтвержден актом проверки, протоколом ведомости уплаты страховых взносов от 11.03.2009 (л.д.13).
Размер штрафа определен органом Пенсионного фонда в соответствии с требованиями названной статьи, исходя из суммы платежей, подлежащих уплате обществом за отчетный период - 2008 год.
Однако судом первой инстанции установлены обстоятельства смягчающие ответственность, а именно, что ответчик привлекается впервые; срок предоставления сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) был нарушен всего на два дня.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь п.3 ст.114 НК РФ, снизил размер штрафных санкций до 500 руб.
Доводы Управления, что судом первой инстанции несоразмерно снижены штрафные санкции, отклоняется апелляционным судом.
В статье 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Указанный перечень не является исчерпывающим.
Согласно п.4 названной статьи обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В соответствии со ст.114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.
Налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием.
Возможность применения норм Налогового кодекса РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2003 N 167 ФЗ, указывающей на то, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, законодательства РФ о налогах и сборах и т.д.
Как разъяснил ВАС РФ и ВС РФ в п.19 Постановления Пленума от 11.06.1999 N 41/9, п.3 ст.114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения и т.д.) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом руководствуется принципами справедливости и соразмерности.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 июня 2009 года по делу N А21-4211/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4211/2009
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейской районе Калининградской области
Ответчик: ООО "К-Системс Европа"
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9589/2009