г. Санкт-Петербург
28 сентября 2009 г. |
Дело N А26-231/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.С.Копыловой
судей Е.В.Жиляевой, Е.К.Зайцевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Д.Семеновой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8146/2009) Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2009г. по делу N А26-231/2009 (судья А.В.Мельник), принятое
по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
к 1. ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса",
2. ЗАО "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса",
3. Торгово-промышленная палата Республики Карелия,
4. ООО "Блок",
5. ООО "Экселент-Центр",
6. Государственный некоммерческий "Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства",
7. Негосударственное образовательное учреждение "Центр КАРЕЛНОК: образовательное учреждение карельский республиканский межотраслевой центр непрерывного образования руководящих работников, специалистов органов управления и субъектов хозяйственной деятельности",
8. Рубин М.С.
о ликвидации ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса"
при участии:
от истца: Лях Ю.П. по доверенности N 1-4-23/68 от 11.01.2009г.
от ответчиков: не явились
установил:
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.05.2009г. удовлетворены требования истца о ликвидации ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса". Обязанности по ликвидации общества возложены на государственный некоммерческий "Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства" (далее - Фонд).
Фондом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, исковое заявление оставить без рассмотрения. Фонд полагает, что судом неполно выяснены имеющие значение для дела обстоятельства. Податель апелляционной жалобы указывает, что согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 4 Информационного Письма президиума от 13.08.2004г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса РФ" (далее - Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004г. N 84), по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо, каким ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" не является, поскольку фактически прекратило свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в установленном Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ порядке, с чем и обращался Фонд к истцу. Фонд указывает, что не сможет исполнить решение суда, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 106 от 02.05.2005г. в отношении него применяются процедуры ликвидации. Возложение дополнительных обязанностей на председателя ликвидационной комиссии Фонда фактически означает возложение дополнительных функций на орган исполнительной власти притом, что имущество ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" находится в частной собственности.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснив о невозможности инициировать процедуру банкротства в отношении ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" в связи с отсутствием предусмотренных законодательством о банкротстве оснований и невозможности исключить Общество из ЕГРЮЛ. Основанием для подачи иска послужило нарушение Обществом положений Федерального закона от 10 декабря 2003 N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закона N 174-ФЗ), статья 2 которого содержит императивное указание на судебный порядок ликвидации организации, нарушившей положения данного закона. Отметили, что Фонд обращался за ликвидацией Общества, а не за исключением его из ЕГРЮЛ. По определению суда истец представил Устав общества и указал, что согласно статье 31 Устава при принудительной ликвидации ликвидационная комиссия может быть назначена судом, определяющим ее количественный состав.
От ЗАО "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" поступило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке с применением статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с неявкой в судебное заседание ответчиков, извещенных в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ о времени и месте его проведения.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, правовую позицию истца в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" зарегистрировано 04.07.2002г. за N 3270824 Администрацией местного самоуправления г. Петрозаводска.
Согласно Письму ИФНС по г. Петрозаводску N 5.2-30/217 от 10.01.2008г., Общество не представляет отчетности с 4 кварта 2004 года.
В связи с ликвидационными мероприятиями в Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства и сохранением статуса учредителя ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса", Фонд обратился в налоговый орган по месту нахождения ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" за инициированием процедуры ликвидации или исключения ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" из ЕГРЮЛ.
В связи с получением сведений из Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе ИФНС по г. Петрозаводску обратилась в арбитражный суд за ликвидацией ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" по основанию грубого нарушения законодательства о рынке ценных бумаг в связи с тем, что регистрация выпуска ценных бумаг в установленный законом срок акционерным обществом не произведена.
Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии ЗАО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" нарушения положений Закона N 174-ФЗ и применил часть 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ о принудительной ликвидации юридического лица.
При этом суда первой инстанции возложил обязанность по ликвидации учрежденного общества на Федеральный Фонд .
Процессуальное решение суда первой инстанции не противоречит толкованию норм материального права в абзаце 2 пункта 8 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004г. N 84, допускающем возложение обязанности по ликвидации юридического лица на одного из его учредителей.
Возражения подателя апелляционной жалобы, связанные с собственной процедурой ликвидации, не образуют оснований применения норм статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ притом, что относятся к порядку исполнения судебного акта, который разъяснен в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 9 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004г. N 84, и на стадии проверки законности и обоснованности решения суда является преждевременным.
Отклоняется довод подателя апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 4 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004г. N 84, поскольку не имеется данных, подтверждающих возможность обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о несостоятельности отсутствующего должника, так как необходима совокупность условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002г. N 127-ФЗ в действующей редакции, и прежде всего наличие задолженности по обязательным платежам.
Кроме того, согласно абзацу 4 Информационного Письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.12.1997г. N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса РФ", при рассмотрении исков о ликвидации юридического лица и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 110, 176, 268, 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда первой инстанции от 13.05.2009г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-231/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
Ответчик: закрытое акционерное общество "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса""
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Республике Карелия
Третье лицо: Торгово-промышленная палата Республики Карелия, Рубин М.С, ООО "Экселент-Центр", ООО "Карельское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" , ООО "Блок", Негосударственное образовательное учреждение "Центр КАРЕЛНОК: образовательное учреждение карельский республиканский межотраслевой центр непрерывного образования руководящих работников, специалистов органов управления и субъектов хозяйственной деятельности"H-|яяяяC-|Тє, ЗАО "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса", Государственный некоммерческий "Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства"