г. Санкт-Петербург
28 сентября 2009 г. |
Дело N А21-5176/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барминой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела по надзору на море, континентальном шельфе и регулировании морских работ Калининградской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.06.2009 по делу А21-5176/2009 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Межколхозная производственная база"
к Отделу по надзору на море, континентальном шельфе и регулировании морских работ Калининградской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу
об оспаривании постановления
при участии:
от истца: Коршун В.В. по доверенности от 10.06.2009;
от ответчика: Батовой Н.Э. по доверенности от 30.07.2009 N РБ-07/2303;
установил:
закрытое акционерное общество "Межколхозная производственная база" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Отдела по надзору на море, континентальном шельфе и регулировании морских работ Калининградской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу (далее - Отдел по надзору на море) от 26.05.2009 N 11/034-09.
Решением суда от 19.06.2009 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Отдел по надзору на море, ссылаясь несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, а заявление общества оставить без удовлетворения.
В судебном заседании 22.09.2009 представитель отдела доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель заявителя возразил против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, сотрудниками Отдела по надзору на море в период с 03.03.2009 по 29.04.2009 проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой выявлено, что общество осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух в процессе эксплуатации стационарного источника (котельная) при отсутствии специального разрешения.
Материалы проверки переданы для рассмотрения прокурору города Светлый Калининградской области, который по результатам их рассмотрения вынес постановление от 06.05.2009 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). Дело направлено в Отдел по надзору на море для рассмотрения и принятия решения по существу.
По результатам рассмотрения материалов проверки старшим государственным инспектором - руководителем отдела в присутствии представителей общества вынесено постановление от 26.05.2009 N 11/034-09, которым общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде 40 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило постановление в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Также судом исследованы и отклонены доводы общества об отсутствии полномочий по вынесению постановления у должностного лица Отдела по надзору на море и нарушения порядка и сроков проведения проверки. Нарушений административной процедуры при привлечении общества к административной ответственности судом не установлено.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу статьи 31 названного Федерального закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт эксплуатации котельной при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в январе 2009 года, поскольку срок ранее выданного разрешения закончился 31.12.2008, а новое не было оформлено. Из документов следует, что эксплуатация котельной осуществлялась в течение 1 квартала 2009 года (справка о видах топлива, л.д. 65 и расчет л.д. 81-82).
Согласно статье 1 Закона об охране атмосферного воздуха под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В предмет доказывания при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, входит определение перечня и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.
Поскольку пробы атмосферного воздуха административным органом не брались (на момент проверки работа котельной приостановлена), их лабораторное исследование не проводилось, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что в качестве топлива для котельной обществом используются сепарированные льяльные (замазученные) воды, сливаемые с судов, и отходы деревообделочного цеха - опилки, которых за отопительный период 1 квартал 2009 года израсходовано: 1350 литров вод и 363,8 куб.м (справка о деятельности и видах топлива л.д. 65).
Для расчета выбросов загрязняющих веществ административным органом использованы Временные методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности, которые рекомендованы к применению Минприроды и экологии в письме от 06.02.2009 N 46/1273.
В перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарным источником общества, входят азота диоксид, азота оксид, углерод оксид, сажа, бенз/а/пирен, взвешенные вещества, что помимо представленного обществом расчета выбросов за 1 квартал 2009 года, также подтверждается заключением экспертизы Федерального государственного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" от 25.06.2009 N 1/112-ЭА. Следовательно, обществом допущен выброс указанных веществ (расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за 1 квартал 2009 года, л.д.82).
Доводы общества о том, что котельная была передана в пользование по договору аренды другому лицу, материалами дела не подтвердились. В деле нет доказательств того, что в состав имущества, переданного в аренду, входит здание котельной. Более того, заявителем не оспаривается, что при сдаче имущества в аренду, лицом, ответственным за оформление соответствующих разрешительных документов на выбросы загрязняющих веществ, является общество. Процедура привлечения общества к ответственности соблюдена и заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, противоречат фактическим обстоятельствам дела, которые, в свою очередь, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
В свете изложенного решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба Отдела по надзору на море - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.06.2009 по делу N А21-5176/2009 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Межколхозная производственная база" о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу от 26.05.2009 N 11/034-09 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 8.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде 40 000 руб. административного штрафа - отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5176/2009
Истец: ЗАО "Межколхозная производственная база"
Ответчик: Отдел надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу, Отдел надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1996/10
15.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1996/10
22.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-5176/2009
28.09.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8982/2009