г. Санкт-Петербург
28 сентября 2009 г. |
Дело N А56-28201/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10199/2009) Управления Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 июня 2009 года по делу N А56-28201/2009 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Петростройсервис"
к Управлению Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области
3-е лицо: Управление Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Краснякова Е.С., доверенность от 01.06.2009.
от заинтересованных лиц: Новикова О.В., доверенность N 1/5-32 от 11.01.2009.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петростройсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области от 03.02.2009 о назначении административного наказания к протоколам N 150, 151, 152, 153, 154 от 27.01.2009.
Определением от 13.05.2009 требования общества об оспаривании постановлений от 03.02.2009 о назначении наказаний к протоколам от 27.01.2009 N 150, 152, 153 выделены в отдельное производство, которому присвоен номер А56-28201/2009.
Определением от 20.05.2009 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление).
Решением от 26.06.2009 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые постановления от 03.02.2009 к протоколам N 150, N 152 и N 153 признаны незаконными и отменены. Суд пришел к выводу о доказанности административным органом наличия события административного правонарушения и вины Общества в его совершении. Вместе с тем, суд, оценив обстоятельства совершения правонарушения, пришел к выводу, что своими действиями Общество не создало существенной угрозы охраняемым общественным правоотношения, и, руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), признал совершенные правонарушения малозначительными.
Не согласившись с решением суда, Управление направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просило решение от 26.06.2009 отменить. Податель жалобы указал, что суда отсутствовали правовые основания для признания совершенных Обществом правонарушений малозначительными.
В судебном заседании представитель Общества, считая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.01.2009 должностными лицами УФМС на основании Распоряжения N 2 от 13.01.2009 проведена проверка соблюдения ООО "Центр" Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее -Закон N 109-ФЗ) и Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ на строительном объекте, расположенном по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Краснофлотская, д. 42.
В ходе проверки выявлено, что ООО "Петростройсервис" (подрядчик на указанном строительном объекте) привлечены к трудовой деятельности иностранные граждане - Каримов Б.К., Махмадияров Ж.А., Зияев К.С. при отсутствии у них разрешения на работу, действующего на территории Ленинградской области.
По данному факту Управлением 27.01.2009 составлены протоколы об административных правонарушениях N 150, 152, 153 и вынесены постановления от 03.02.2009, которыми ООО "Петростройсервис" признано виновным в совершении административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. по каждому постановлению.
Считая данные постановления незаконными, Общество оспорило их в судебном порядке.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность работодателя за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются статьей 13.1 настоящего Федерального закона (пункт 4.1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ).
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и не оспаривается представителем управления, что осуществляющие трудовую деятельность на проверяемом объекте граждане Узбекистана Каримов Б.Е., Махмадияров Ж.А., Зияев К.С. прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Пунктом 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ работодателям или заказчикам работ (услуг) предоставлено право привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В данном случае ООО "Петростройсервис" привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных гражданин, имеющих разрешение на работу на территории Санкт-Петербурга.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 18.15 КоАП РФ, выражается в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Поскольку ООО "Петростройсервис" привлекло к трудовой деятельности иностранных гражданин, имеющих разрешение на работу в Российской Федерации (городе Санкт-Петербурге), следует признать, что в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, что в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение заявителя к административной ответственности.
Применение судом первой инстанции пункта 55 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 является ошибочным.
Вместе с тем, ошибочный вывод суда о наличии события административного правонарушения и вины Общества в его совершении, не привел к принятию неправильного судебного акта.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на следующее.
Согласно распоряжению N 2 от 13.01.2009 проверка должна была проводиться в отношении ООО "Центр".
Нарушения миграционного законодательства выявлены в деятельности ООО "Петростройсервис", в отношении которого распоряжение о проведении проверки не выносилось.
В судебном заседании представитель Управления пояснил, что проверка ООО "Петростройсервис" проведена в порядке статьи 7 Регламента проведения проверочных мероприятий по соблюдению положений миграционного законодательства Российской Федерации территориальными органами Федеральной миграционной служба, утвержденного приказом ФМС России от 16.01.207 N 10 (далее - Регламент).
В соответствии с названной статьей Регламента в целях оперативного реагирования на поступившую информацию о возможных фактах нарушения законодательства Российской Федерации Российской Федерации в сфере миграции проверочные мероприятия могут осуществляться и на иных, предусмотренных Планом проведения проверочных мероприятиях, объектах.
Решение о проведении подобных проверочных мероприятий принимается руководителем территориального органа ФМС России (его заместителем) или руководителем структурного подразделения территориального органа ФМС России (его заместителем).
В рассматриваемом случае, как пояснил представитель Управления, проверка ООО "Петростройсервис" проведена в целях оперативного реагирования на поступившую информацию в ходе проверки ООО "Центр", однако решение о проведении такой проверки уполномоченным должностным лицом территориального органа ФМС России не выносилось.
Напротив, при проверке прорабу ООО "Петростройсервис" предъявлено Распоряжение N 2, согласно которому проверка должна быть проведена в отношении ООО "Центр".
Кроме того, согласно Распоряжению N 2 проверка поручена рабочей группе в составе старшего инспектора В.Н. Петракова (старший группы), инспекторам Д.В. Бежану и А.С. Силюкову.
Между тем, фактически проверка проведена и акт проверки от 20.01.2009 подписан сотрудником УФМС Петровым А.Г.
Однако доказательства поручения названному должностному лицу осуществления проверки ООО "Петростройсервис" в материалах дела отсутствуют, что является нарушением статей 9, 10 Регламента и свидетельствует о проведении проверки неуполномоченным лицом.
Учитывая изложенное, решение суда от 26.06.2009 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 июня 2009 года по делу N А56-28201/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28201/2009
Истец: ООО "Петростройсервис"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области
Третье лицо: Управление Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области