г. Вологда |
|
09 января 2008 г. |
Дело N А05-8180/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В., Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой А.Ю.,
при участии от Архангельской таможни Корельского А.В. по доверенности от 20.07.2005 N 3660,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 октября 2007 года по делу N А05-8180/2007 (судья Лепеха А.П.),
установил
открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - общество, ОАО "НК "Роснефть") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне о признании недействительными решения от 23.07.2007 N 10203000/230707/11 об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного органа и требования от 24.07.2007 N 24 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 октября 2007 года по делу N А05-8180/2007 в удовлетворении требований общества отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не применены законы, подлежащий применению, а именно: пункты 1, 5 статьи 6, пункт 2 статьи 361, пункт 3 статьи 350 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт "б" статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 2003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон РФ "О таможенном тарифе"); кроме того, судом неправильно истолковано понятие "припасы"; общество считает, что правомерно воспользовалось освобождением от уплаты таможенных платежей от всего объема вывезенного топлива, как в части, необходимого для бункерного танкера на основании пункта 4 статьи 266 ТК РФ, так и в части предназначенного для заправки рыбопромысловых судов на основании статей 318, 319 ТК РФ и статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Архангельская таможня в отзыве и ее представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем дело рассмотрено без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Архангельской таможни, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Нефтяная компания "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" (далее - ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт", исполнитель) и компанией "OIL AND MARINE TECHOLOGY LLC" (США) (далее - заказчик) заключен договор от 31.03.2006 N 0131206/1-0196К (далее - договор от 31.03.2006), согласно подпункту 1.1 пункта 1 которого исполнитель обязуется по заявкам заказчика обеспечивать суда нефтепродуктами (в дальнейшем - бункеровка), а заказчик принимать и оплачивать их в соответствии с условиями данного договора.
В настоящее время ОАО "НК "Роснефть" является правопреемником ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт", которое прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.10.2006 N 323978/2006.
В филиале АК СБ РФ Архангельского отделения N 8637 по вышеуказанному договору оформлен паспорт сделки N 06040002/1481/0088/1/0.
Согласно пункту 1.2. договора от 31.03.2006 номенклатура нефтепродуктов, объемы, конкретные сроки поставки, стоимость услуги или цены за единицу продукции, сроки оплаты оговариваются в дополнительных соглашениях, которые являются неотъемлемой частью договора.
При этом в пункте 9.2 договора от 31.03.2006 стороны предусмотрели, что в случае наличия разногласий между договором и дополнительным соглашением, условия последнего имеют приоритет над условиями договора.
Согласно пункту 2.1 договора от 30.03.2006 заказчик подает заявку, в которой указывает вид и марку нефтепродуктов, их количество, место оказания услуг, название, флаг судна, порт и страну следования, данные агента и ориентировочный срок поставки.
10 июля 2006 года компанией "OIL AND MARINE TECHOLOGY LLC" подана обществу заявка на обеспечение судов нефтепродуктами. В данной заявке указаны вид и марка нефтепродуктов, их количество, место оказания услуг, название судна, данные агента, условия оплаты и т.д. Также в ней содержится перечень судов, которые подлежали бункеровке через судно "Видное" с указанием необходимого количества топлива для каждого судна.
Согласно пункту 2.3. договора от 31.03.2006 после согласования условий заявки уполномоченные представители сторон должны подписать дополнительное соглашение, в котором указывается вид, марка, количество нефтепродуктов и/или другая согласованная услуга, стоимость услуги и/или цена на нефтепродукты, сроки и место поставки и /или оказания услуги, название судна, способ поставки, условия оплаты и другая необходимая информация.
Во исполнение условий договора на основании письменной заявки от 10.07.2006 между ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" (продавец, поставщик) и компанией "OIL AND MARINE TECHOLOGY LLC" (США) (покупатель) заключено дополнительное соглашение от 10.07.2006 N 11 к договору от 31.03.2006.
По условиям дополнительного соглашения от 10.07.2006 N 11 продавец обязался перед покупателем обеспечить судно "Видное" нефтепродуктами марки GASOILL-0,2-62/JI-0,2-62 в количестве 4925 тонн по цене 531 доллар США за тонну, то есть произвести бункеровку в порту Архангельск через терминал "Талаги". В свою очередь, покупатель обязался перед продавцом топлива произвести оплату нефтепродуктов в следующем порядке и в сроки: 75% в качестве предоплаты; 25% в течение 10 дней с даты бункеровки, но не позднее 180 дней с даты бункеровки в соответствии с законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". При этом условиями дополнительного соглашения от 10.07.2006 N 11 стороны предусмотрели, что топливо переходит в собственность покупателя с даты бункеровки согласно бункерной накладной.
14 июля 2006 года ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" подало в Архангельскую таможню заявку (поручение N В688 на отгрузку бункерного топлива), зарегистрированную под N 140706/01203, на нефтепродукты: дизельное топливо в количестве 5000 тонн (код товара по ТН ВЭД 2710194500), которые подлежали вывозу с таможенной территории Российской Федерации на танкере "Видное".
Согласно заявке (поручение N В688) ОАО "НК "Роснефть- Архангельскнефтепродукт" оформило нефтепродукты в таможенном режиме "перемещение припасов", то есть без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Также ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" представило в таможню приложение N 1 к заявке (поручение N В688), в котором содержался перечень судов, подлежащих бункеровке через танкер "Видное" с указанием необходимого количества топлива по каждому из судов.
В соответствии с бункерной накладной, представленной при таможенном оформлении, 16.07.2006 на танкер "Видное" погружены нефтепродукты в количестве 4840,980 тонн, которые затем вывезены с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов".
Данные обстоятельства подтверждаются соответствующей отметкой Поморского таможенного поста Архангельской таможни, сделанной в генеральной декларации на отход судна, а именно: проставлен штамп "Выпуск транспортного средства разрешен" и дата 16.07.2006.
Следовательно, 16 июля 2006 года Поморским таможенным постом Архангельской таможни принято решение о выпуске в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов" нефтепродуктов в количестве 4840,980 тонн.
Архангельской таможней на основании статей 361, 363, 367 ТК РФ проведена проверка соблюдения таможенного законодательства при перемещении 16.07.2006 через таможенную границу нефтепродуктов ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" на танкере "Видное", по результатам которой составлено заключение от 15.07.2007 N 33.
Руководствуясь статьей 412 ТК РФ, начальник Архангельской таможни рассмотрел (с учетом заключения от 15.07.2007 N 33) в порядке ведомственного контроля решение Поморского таможенного поста о выпуске в соответствии с таможенным режимом "перемещение товаров" нефтепродуктов, вывезенных 16.07.2006 с таможенной территории РФ на танкере "Видное". В результате принял решение от 23.07.2007 N10203000/230707/11, которым решение Поморского таможенного поста Архангельской таможни в части выпуска дизельного топлива в количестве 4840,980 тонн в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов" отменено.
На основании решения от 23.07.2007 N 10203000/230707/11 обществу направлено требование от 24.07.2007 N 24 об уплате таможенных платежей, в котором указано, что в результате неправомерного декларирования в соответствии с режимом "перемещение припасов" товаров, вывезенных 16.07.2007 с таможенной территории РФ на танкере "Видное", у общества возникла задолженность по уплате таможенных платежей в сумме 19 274 537 рублей 91 копейки, начислены пени в сумме 2 599 171 рубля 44 копеек за период с 17.07.2006 по 24.07.2007.
В соответствии с пунктом 1 статьи 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ.
Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (пункт 2 статьи 361 ТК РФ).
В силу статьи 412 ТК РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов. Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе отменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом.
Материалами дела подтверждается, что статус находящихся под таможенным контролем нефтепродуктов утрачен 16.07.2006. Заключение по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров составлено 15.07.2007.
Таким образом, проверка достоверности сведений после выпуска товаров проведена в пределах срока, установленного пунктом 2 статьи 361 ТК РФ. Следует отметить, что в пункте 2 статьи 361, а также в статьях 363, 367 ТК РФ не указан документ, которым оформляется проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.
Следовательно, указанная проверка может оформляться заключением по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров.
В заключении перечислены выявленные нарушения. Вышестоящий таможенный орган в порядке ведомственного контроля на основании указанного заключения вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение нижестоящего таможенного органа.
Срок принятия решения вышестоящим таможенным органом ТК РФ не установлен.
Таким образом, решение от 23.07.2007 N 10203000/230707/11 об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного органа принято в пределах полномочий Архангельской таможни.
Согласно пункту 3 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Указанный срок соблюден Архангельской таможней при направлении требования от 24.07.2007 N 24 об уплате таможенных платежей.
При этом являются ошибочными доводы общества о том, что моментом обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей является 16.07.2006, поскольку проверка документов и сведений после выпуска товаров начата вышестоящим органом (Архангельской таможней) только 15.07.2007.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 главы 17 ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим.
Согласно пункту 1 статьи 264 ТК РФ перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Пунктом 1 статьи 265 ТК РФ предусмотрено, что таможенный режим перемещения припасов допускает перемещение товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов).
В соответствии с пунктом 4 статьи 266 ТК РФ при вывозе с таможенной территории РФ припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и техническому обслуживанию указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов.
Из системного толкования вышеуказанных норм ТК РФ следует, что освобождение от уплаты таможенной пошлины представляется лишь на то вывозимое и находящееся на борту судов количество припасов, которое необходимо для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания именно этих судов.
Таким образом, поместив нефтепродукты в количестве 4840,980 тонн под таможенный режим "перемещение припасов", общество взяло на себя обязанность по соблюдению условий и ограничений, предусмотренных условиями данного таможенного режима.
Указанное топливо практически полностью использовано для передачи на другие суда, что являлось нарушением заявленного таможенного режима "перемещение припасов".
Передача топлива с танкера "Видное" на другие суда в рассматриваемом случае не носила временного характера, и Архангельская таможня разрешения на такую передачу не давала.
При этом вывезенное топливо в количестве, необходимом и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и техническому обслуживанию танкера "Видное", не входило в спорное количество нефтепродуктов - 4840,980 тонн.
В апелляционной жалобе общество ссылается на статью 35 Закона РФ "О таможенном тарифе", которая предусматривает освобождение от уплаты таможенной пошлины предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 916 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 916) Государственному таможенному комитету Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации предписано в месячный срок установить порядок контроля за целевым использованием перечисленных таможенных льгот.
В целях реализации положений Закона РФ "О таможенном тарифе", постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 916, а также упорядочения таможенного оформления предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (далее - ГТК РФ) разработано Указание от 05.10.1994 N 01-12/1112 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 01.11.1994 N 716).
Согласно пункту 1 данного Указания таможенное оформление предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества (далее - товары), вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, производится таможенными органами Российской Федерации, в регионах деятельности которых расположены российские порты. В отношении указанных товаров таможенное оформление и декларирование производится в порядке, установленном для временно вывозимых товаров, с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, а также без применения мер экономической политики.
Декларирование товаров производится в соответствии с действующими нормативными документами ГТК России с представлением грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), при этом к ГТД должна быть приложена письменная заявка владельца судна (пункт 1.1 Указания).
Таким образом, льгота по уплате таможенной пошлины при вывозе топлива за таможенную территорию РФ для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, может предоставляться только при определенных условиях, а именно: при соблюдении порядка таможенного оформления и декларирования товара как временно ввозимого, а не ввозимого при таможенном режиме "перемещение припасов", а также при представлении заявки именно от владельца судна.
Перечисленные условия для освобождения от уплаты таможенных платежей обществом не соблюдены; при таможенном оформлении топлива заявлен таможенный режим "перемещение припасов".
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что настоящий спор подлежит рассмотрению исходя из положений, установленных параграфом 3 главы 21 ТК РФ, с учетом всех условий и ограничений, предусмотренных данным параграфом, является обоснованным.
В связи с этим отсутствуют неустранимые противоречия актов таможенного законодательства, на которые ссылается общество в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано обществу в удовлетворении требований о признании недействительными решения от 23.07.2007 N 10203000/230707/11 об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного органа и требования от 24.07.2007 N 24 об уплате таможенных платежей.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку обществу в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с таможни в пользу общества взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 октября 2007 года по делу N А05-8180/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8180/2007
Истец: ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" (представительство в Архангельской области), ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
Ответчик: Архангельская таможня
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-8180/2007
29.09.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5039/2007
09.04.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-8180/2007
09.01.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5039/2007