16 января 2008 г. |
г. Вологда Дело N А44-2073/2007 |
Резолютивная часть постановления вынесена 09 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Магановой Т.В., Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного областного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Новжилкоммунсервис" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 сентября 2007 года по делу N А44-2073/2007 (судья Ларина И.Г.),
установил
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) (далее - управление, управление ПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному областному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Новжилкоммунсервис" (далее - предприятие, ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис") о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в общей сумме 73 688 рублей 96 копеек.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 11 сентября 2007 года по делу N А44-2073/2007 с предприятия взысканы страховые взносы и пени за период с 01.10.2006 по 31.12.2006 в общей сумме 73 688 рублей 96 копеек, в том числе недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 69 431 рубля и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 4257 рублей 96 копеек.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, оставить заявление управления без рассмотрения, ссылаясь на то, что взыскиваемая задолженность не является текущим платежом, поэтому требование должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве.
Управление в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Предприятие, управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, предприятие заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба предприятия подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Новгородской области от 13.02.2007 по делу N А44-355/2007 принято к производству заявление о признании ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис" банкротом, определением от 12.03.2007 в отношении предприятия введена процедура наблюдения.
В период процедуры наблюдения управление направило предприятию требование N 1002 по состоянию на 19.04.2007 об уплате недоимки по страховым взносам за 2006 год и пеней в общей сумме 73 688 рублей 96 копеек, в том числе недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2006 год в сумме 69 431 рубля и начисленных на указанную задолженность пеней за период с 01.10.2006 по 31.12.2006 в сумме 4257 рублей 96 копеек, с добровольным сроком для исполнения до 05.05.2007.
Неисполнение предприятием названного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения управления в суд с заявлением о взыскании вышеуказанной задолженности.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что страховые взносы за период с 01.10.2006 по 31.12.2006 являются текущими платежами, поскольку срок их уплаты наступил после принятия заявления о признании должника банкротом и введения процедуры наблюдения, поэтому требования управления о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ расчетным периодом является календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ определено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 названного Федерального закона. Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 вышеуказанного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно статье 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
В данном случае заявленные управлением к взысканию с предприятия страховые взносы начислены за 2006 год и пени на указанную задолженность за период с 01.10.2006 по 31.12.2006.
В силу статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ) взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ под текущими платежами в деле о банкротстве понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Согласно пункту 2 указанной статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25) даны разъяснения по квалификации требований по обязательным платежам, согласно которым при применении положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
По настоящему делу датой возникновения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год является не дата окончания срока уплаты страховых взносов (14.04.2007), а дата окончания расчетного периода, которая наступила до принятия заявления о признании должника банкротом (13.02.2007) и введения в отношении него процедуры наблюдения (12.03.2007).
При таких обстоятельствах требование управления не является текущим и подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.
Поскольку основное требование об уплате задолженности по страховым взносам за 2006 год не является текущим, то и требование об уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, срок уплаты которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, требование управления - оставлению без рассмотрения.
Поскольку апелляционная жалоба предприятия удовлетворена, а управление ПФ РФ от уплаты госпошлины освобождено, госпошлина, уплаченная предприятием по платежному поручению от 27.09.2007 N 399, подлежит возврату из федерального бюджета на основании статей 104, 110 АПК РФ, пункта 5 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 269, 270 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
апелляционную жалобу государственного областного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Новжилкоммунсервис" удовлетворить, решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 сентября 2007 года по делу N А44-2073/2007 - отменить.
Требования государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области о взыскании с государственного областного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Новжилкоммунсервис" недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в сумме 73 688 рублей 96 копеек, в том числе недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 69 431 рубля и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 4257 рублей 96 копеек, оставить без рассмотрения.
Возвратить государственному областному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Новжилкоммунсервис" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.09.2007 N 399.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Маганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2073/2007
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области
Ответчик: ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис"
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4570/2007