г. Вологда |
|
10 января 2008 г. |
Дело N А05-10910/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Виноградовой Т.В., Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Октябрьского района г. Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2007 года (судья Ипаев С.Г.),
установил
прокурор Октябрьского района г. Архангельска обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Федерального государственного учреждения "Северный медицинский центр им. Н.А. Семашко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава", Учреждение) на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.10.2007 и приложенных к нему материалов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 23.11.2007 в удовлетворении требования прокурора о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 14.1 КоАП РФ, отказано.
Прокурор Октябрьского района г. Архангельска с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить, ссылаясь на осуществление Учреждением платных медицинских услуг с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "и" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30. По мнению прокурора, договоры, заключаемые обществом с ограниченной ответственностью "МЦ" (далее - ООО "МЦ") с обратившимися гражданами, не содержат сведений о стоимости фактических расходов, понесенных медицинским учреждением при оказании платных медицинских услуг, отсутствует достоверная информация об этих услугах, в том числе их действительная стоимость. Считает, что имеются основания для привлечения Учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление медицинской деятельности с нарушением условий лицензии. В дополнении к апелляционной жалобе прокурор ссылается на то, что, прекращая дело в отношении ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава" об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, судом не учтено и то обстоятельство, что деятельность, осуществляемая в соответствии с лицензией, может выполняться только самим юридическим лицом, получившим лицензию.
ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, прокурор Октябрьского района г. Архангельска, рассмотрев материалы проверки о законности оказания ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава" и обществом с ограниченной ответственностью "МЦ" (далее - ООО "МЦ", общество) платных медицинских услуг населению, принял постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.10.2007, выразившегося в осуществлении Учреждением предпринимательской деятельности по оказанию платных медицинских услуг с нарушением условий лицензии. По мнению прокурора, нарушение условий лицензии состоит в том, что Учреждение в нарушение Правил об оказании платных медицинских услуг не заключает договоры с обратившимися за медицинской помощью физическими лицами. В договорах, заключаемых ООО "МЦ" с гражданами, и квитанциях, выдаваемых обществом гражданам, отсутствуют существенные условия договора о стоимости медицинских услуг и размере вознаграждения.
Прокурор Октябрьского района г. Архангельска пришел к выводу о нарушении Учреждением пунктов 2, 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, статьи 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статей 426, 779 Гражданского кодека Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В связи с чем обратился в суд с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обжалуемое решение суда мотивировано отсутствием в действиях ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава" состава вмененного ему в вину административного правонарушения.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителям право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения статей 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суд, уполномоченный рассматривать соответствующие дела.
При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям статьи 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ, а также иные документы, предусмотренные частью 2 статьи 204 АПК РФ.
При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены главой 25 и иными нормами АПК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникшие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 4 части 2 статьи 17 указанного Федерального закона установлено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по такому виду деятельности, как медицинская деятельность.
В целях данного Федерального закона применяются следующие основные понятия, в частности, лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту "и" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является, соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке.
Согласно пункту 2 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 N 27 (далее - Правила), платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
Пунктом 11 названных Правил предусмотрено, что предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 данного Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 26.2 Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 названной статьи).
Согласно пункту 2.2.1 раздела 2 "Цели и предмет деятельности" Устава ФГУ "Северный медицинский центр им. Н.А. Семашко" Учреждение осуществляет медицинскую деятельность: первичную (доврачебную) помощь, скорую и неотложную медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническую помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому, стационарную помощь, в том числе в условиях дневного стационара, санаторно-курортную помощь, прочие работы и услуги медицинской помощи.
ФГУ "Северный медицинский центр им. Н.А. Семашко" получена лицензия на осуществление медицинской деятельности от 12.05.2005 N 99-01-001676, срок действия которой с 12.05.2005 по 18.09.2008. В приложениях к названной лицензии от 12.05.2005 NN 14, 15 указаны виды оказываемых Учреждением медицинских услуг.
Как усматривается из материалов дела, между ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава" и ООО "МЦ" (Фирма) заключен договор от 01.06.2007, согласно которому Учреждение поручает Фирме от его имени за вознаграждение на условиях данного договора заключать договоры на оказание медицинских услуг согласно перечню (приложение N 1), утвержденному Учреждением.
Приложение N 1 к договору содержит наименование услуг и их цену.
В силу пункта 1.2 договора услуги оказываются непосредственно сотрудниками Учреждения, на его медицинском оборудовании согласно заявкам Фирмы и на условиях, согласованных сторонами.
В соответствии с пунктом 2.1 Учреждение обязуется, в частности, предоставить Фирме помещение на праве аренды на условиях отдельного соглашения; оказывать клиентам медицинские услуги согласно заявкам Фирмы и на условиях, согласованных сторонами.
Согласно пункту 2.2 договора Фирма обязуется, в частности, осуществлять поиск клиентов и заключать с ними договоры на оказание услуг; своевременно перечислять денежные средства, полученные от клиентов, за вычетом удержанного вознаграждения.
Обществом утверждено Положение о доступе к платным медицинским услугам в ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава", в силу пункта 4.2 которого организация работ по оказанию платных медицинских услуг осуществляется на основании договора, заключенного между обществом и потребителем (пациентом). В договоре прописываются все существенные условия, включая наименование и стоимость услуги, порядок расчетов, обязанности и ответственность сторон.
Кроме того, пунктом 4.4 названного Положения предусмотрено, что пациент может получить документ, подтверждающий фактические расходы на лечение в бухгалтерии ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава" при предъявлении документа, подтверждающего оплату медицинской услуги.
Из имеющегося в материалах дела договора от 18.09.2007 на оказание медицинских услуг следует, что данный договор заключен ООО "МЦ" с физическим лицом Борисовой М.И. на лечение и обследовании в стационаре. В силу пункта 1.3 названного договора медицинские услуги оказываются персоналом ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава" и на его оборудовании, при этом имеются все необходимые лицензии и сертификаты.
Стоимость услуг определена в размере 5000 руб.
Согласно договору от 26.09.2007, заключенному ООО "МЦ" с физическим лицом Третьяковой Ю.И., исполнитель оказывает услуги по организации доступа и направлению последней в ФГУ "Северный медицинский центр им. Н.А. Семашко" на прохождение медицинской комиссии.
Стоимость услуг определена в размере 1196 руб.
Указанные выше договоры заключены обществом в рамках договора от 01.07.2007, заключенного ФГУ "Северный медицинский центр им. Н.А. Семашко" с ООО "МЦ".
В квитанциях по оплате медицинских услуг от 02.10.2007 N 007891, от 02.10.2007 N 0010064, от 26.09.2007 N 008729 указаны следующие сведения: виды медицинских услуг, их стоимость и дата получения денежных средств по оплате медицинских услуг.
В рассматриваемом случае медицинскую помощь населению оказывают не работники общества, а непосредственно специалисты ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава", имеющего соответствующую лицензию.
Довод прокурора о прекращении производства по административному делу арбитражным судом ошибочен, поскольку решением суда отказано в удовлетворении требования прокурора о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение суда соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2007 года по делу N А05-10910/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Октябрьского района г. Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Богатырева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10910/2007
Истец: Прокурор Октябрьского района г. Архангельска
Ответчик: ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава"