г. Вологда |
|
10 января 2008 г. |
Дело N А05-10911/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Виноградовой Т.В., Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калашян С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Октябрьского района г. Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2007 года (судья Максимова С.А.),
установил
прокурор Октябрьского района г. Архангельска обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), общества с ограниченной ответственностью "МЦ" (далее - ООО "МЦ", общество) на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.10.2007 и приложенных к нему материалов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 23.11.2007 в удовлетворении требования прокурора о привлечении ООО "МЦ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 14.1 КоАП РФ, отказано.
Прокурор Октябрьского района г. Архангельска с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить, ссылаясь на то, что при вынесении оспариваемого решения судом не учтен характер действий работающих в ООО "МЦ" лиц и оказываемых ими услуг, а также условия договора оказания платных медицинских услуг, заключаемого обществом с обратившимися гражданами. Считает, что имеются основания для привлечения ООО "МЦ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление медицинской деятельности без лицензии.
ООО "МЦ" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу прокурора - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО "МЦ" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Архангельску 28.03.2005 за основным государственным регистрационным номером 1022900515021 и осуществляет деятельность по оказанию платных услуг населению в г. Архангельске по адресам: пр-кт. Троицкий, 115, наб. Северной Двины, 66, ул. Адмиралтейская, 2.
Прокурор Октябрьского района г. Архангельска, рассмотрев материалы проверки о законности оказания федеральным государственным учреждением "Северный медицинский центр им. Н.А. Семашко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава") и ООО "МЦ" платных медицинских услуг населению, принял постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.10.2007.
В постановлении отражено, что ООО "МЦ" оказывает платные медицинские услуги населению без наличия лицензии на право осуществления указанной деятельности. По мнению прокурора, работающие в ООО "МЦ" по совместительству медицинские регистраторы (медицинские сестры) при исполнении своих трудовых обязанностей занимаются определением объема и вида медицинских услуг для обратившихся граждан, поскольку при обращении граждан за оказанием платных медицинских услуг работниками общества выясняются вопросы о предполагаемом предоставлении медицинских услуг и граждане направляются к соответствующему врачу. Эти действия осуществляются медицинскими сестрами и по своему характеру относятся к медицинским услугам (первичная медицинская помощь), то есть подлежат обязательному лицензированию.
Копия указанного постановления получена генеральным директором общества Малафеевским Н.О., которому разъяснены соответствующие права, о чем имеется его подпись в постановлении.
Прокурор Октябрьского района г. Архангельска пришел к выводу о нарушении ООО "МЦ" статьи 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Федерального Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ). В связи с этим обратился в суд с заявлением о привлечении ООО "МЦ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП.
Обжалуемое решение суда мотивировано отсутствием в действиях ООО "МЦ" состава вмененного ему в вину административного правонарушения.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителям право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения статей 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суд, уполномоченный рассматривать соответствующие дела.
При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям статьи 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные частью 2 статьи 204 АПК РФ.
При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены главой 25 и иными нормами АПК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникшие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности в частности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу статьи 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 4 части 2 статьи 17 указанного Федерального закона установлено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по такому виду деятельности, как медицинская деятельность.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность включает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2007 N 9613) утвержден Перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи.
В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" (ОСТ ТО N 91500.01.0005-2001), введенным в действие Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12 под медицинским услугами понимаются мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 названной статьи).
Согласно пункту 5.1 раздела 5 "Предмет деятельности общества" Устава ООО "МЦ", в числе других видов деятельности, осуществляет деятельность в области здравоохранения, прочую деятельность по охране здоровья.
Между ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава" (далее - Учреждение) и ООО "МЦ" (Фирма) заключен договор от 01.06.2007, согласно которому Учреждение поручает Фирме от его имени за вознаграждение на условиях данного договора заключать договоры на оказание медицинских услуг согласно перечню (приложение N 1), утвержденному Учреждением.
В силу пункта 1.2 договора услуги оказываются непосредственно сотрудниками Учреждения на его медицинском оборудовании согласно заявкам Фирмы и на условиях, согласованных сторонами.
В соответствии с пунктом 2.1 Учреждение обязуется, в частности, предоставить Фирме помещение на праве аренды на условиях отдельного соглашения; оказывать клиентам медицинские услуги согласно заявкам Фирмы и на условиях, согласованных сторонами.
Согласно пункту 2.2 договора Фирма обязуется, в частности, осуществлять поиск клиентов и заключать с ними договоры на оказание услуг; своевременно перечислять денежные средства, полученные от клиентов, за вычетом удержанного вознаграждения.
Как усматривается из материалов дела: трудовых договоров общества с работниками, объяснений Казакевич Е.В., Абдуллаевой Е.В., Малафеевского Н.О. - в обязанности медицинских регистраторов входит выяснение того, на каком основании потребитель обращается за оказанием медицинских услуг (ОМС, ДМС, договор с работодателем, разовые медицинские услуги), а также характера предполагаемых услуг (ритуальные, лечебно-диагностические, стоматологические и т.д.) с определением их стоимости согласно прейскуранту.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанные услуги не предусмотрены перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющимся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
В рассматриваемом случае медицинскую помощь населению оказывают не работники общества, а непосредственно специалисты ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава", имеющего соответствующую лицензию.
Имеющийся в материалах дела договор на оказание возмездных медицинских услуг, заключенный между ООО "МЦ" и Борисовой М.И., согласно которому исполнитель оказывает лечение и обследование в стационаре, не опровергает приведенные выше обстоятельства. Несмотря на то, что в качестве исполнителя в договоре указано ООО "МЦ", в силу пункта 1.3 названного договора медицинские услуги оказываются персоналом ФГУ "СМЦ им. Н.А. Семашко Росздрава" и на его оборудовании, при этом имеются все необходимые лицензии и сертификаты.
При таких обстоятельствах решение суда соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2007 года по делу N А05-10911/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Октябрьского района г. Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Богатырева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10911/2007
Истец: Прокурор Октябрьского района г. Архангельска
Ответчик: ООО "МЦ"
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5243/2007