г. Вологда
24 января 2008 г. |
Дело N А13-366/2007-09 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Елагиной О.К. и Моисеевой И.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
при участии представителей истца Валуевой А.М. по доверенности от 15.01.2008 N 305, Сысолятиной Л.А. по доверенности от 25.12.2007 N 07/96, ответчика Красикова А.А. по доверенности от 25.12.2007 N 158, Толмосова С.В. по доверенности от 11.12.2007 N 141,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 мая 2007 года по делу N А13-366/2007-09 (судья Сальников Е.Г.),
установил
открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу "Вологодский подшипниковый завод" (далее - Завод) о взыскании 594 412 руб. 30 коп. основного долга по договору энергоснабжения от 05.01.1999 N 9 за октябрь - декабрь 2006 года.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31.05.2007 с ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" в пользу открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" взыскано 606 856 руб. 42 коп., в том числе: 594 412 руб. 30 коп. задолженности и 12 444 руб. 12 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" с решением суда не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 решение от 31.05.2007 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Доводы жалобы сводятся к тому, что договор энергоснабжения от 05.01.1999 N 9-ВОЭ действует на условиях, определённых сторонами при его заключении, поскольку Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, не предусмотрено, что их действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров. Формирование истцом предельных уровней нерегулируемых цен не соответствует законодательству, так как в спорный период Региональной энергетической комиссией Вологодской области не была установлена для истца сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. Ответчик не допускает перерасхода электроэнергии по сравнению с договорными объёмами, следовательно, при отсутствии перерасхода поставленная электроэнергия оплачена по регулируемым тарифам.
Представители ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержали.
Представители Компании в отзыве на апелляционную жалобу, в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу и судебном заседании просят решение оставить без изменения, а жалобу ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" - без удовлетворения. Указывают, что применённый порядок расчётов за поставленную электроэнергию соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и условиям договора, отсутствие утверждённой для истца на 2006 год сбытовой надбавки не может являться основанием для признания не соответствующим закону формирования истцом предельных уровней нерегулируемых цен, договорные величины на 2006 год сторонами не согласованы. Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в пункте 61 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), содержится предписание применять регулируемый тариф в отношении всего объема покупаемой электроэнергии, является ошибочным ввиду неправильного толкования ответчиком норм материального права.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору энергоснабжения от 05.01.1999 N 9-ВОЭ (с протоколами разногласий и согласования разногласий), заключённому между ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" и ОАО "Вологдаэнерго", правопреемником которого по указанному договору является истец, последний снабжает ответчика электроэнергией, которую ответчик должен оплачивать в порядке, размере и сроки, предусмотренные договором.
Пунктом 1.2 договора установлено, что энергоснабжающая организация при отпуске электрической энергии и мощности, а абонент при её потреблении руководствуются договором, решениями ФЭК и РЭК Вологодской области, законодательством и действующими нормативно-правовыми актами РФ.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 ГК РФ).
За поставленную в октябре-декабре 2006 года электроэнергию и мощность истец в соответствии с условиями договора выставил ответчику на оплату счета-фактуры на общую сумму 58 297 368 руб. 25 коп. Ответчик оплатил данные счета только в размере 57 702 955 руб. 95 коп. От оплаты остальной части долга - 594 412 руб. 30 коп. отказался, считая, что истец при расчёте стоимости электрической энергии неправомерно применил свободные цены.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
Положения пункта 2 статьи 422 ГК РФ, на которые ссылается в апелляционной жалобе ЗАО "Вологодский подшипниковый завод", не могут применяться без учета положений статьи 424 Кодекса, являющейся специальной нормой по отношению к статье 422 ГК РФ.
В соответствии со статьёй 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 2 статьи 424 ГК РФ определено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Договор энергоснабжения N 9-ВОЭ, являясь публичным договором, относится к тем договорам, в которых условия о цене определяются не волей, не по соглашению сторон, а в соответствии с требованиями законодательства РФ. Кроме того, в договоре N 9-ВОЭ конкретная цена не определена. Пунктом 3.1 договора предусмотрено осуществление расчетов за потребление электроэнергии по тарифам, причем установленным не только в соответствии с решениями региональной (федеральной) энергетической комиссии, но и в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования, тарифы - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В силу пункта 3 Основ ценообразования в систему тарифов входят не только регулируемые тарифы (цены), но и свободные (нерегулируемые) цены.
Таким образом, договором N 9-ВОЭ не предусмотрена обязанность сторон осуществлять расчеты в отношении всего объема приобретаемой Заводом электроэнергии исключительно по регулируемым ценам. В соответствии с указанным договором и с учетом положений статей 421, 424, 426 ГК РФ расчеты за поставленную Заводу электроэнергию должны производиться в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (статья 21) наделил Правительство Российской Федерации (далее - Правительство) полномочиями по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов), правил и порядка деятельности гарантирующих поставщиков.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период_" Правительству РФ предоставлены полномочия по утверждению правил оптового и розничных рынков электроэнергии переходного периода.
Правительство в пределах своей компетенции утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (постановление Правительства от 31.08.2006 N 530), Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (постановление Правительства от 23.10.2003 N 643) и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федерации (постановление Правительства от 26.02.2004 N 109).
Основами ценообразования определен порядок формирования регулируемых цен на розничном рынке (раздел V). Пунктом 12 Основ ценообразования установлено, что при определении необходимой валовой выручки для целей установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) на оптовом и розничном рынках не учитываются результаты торговли электрической энергией (мощностью) по свободным (нерегулируемым) ценам.
Постановлением Правительства от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (далее - Правила розничных рынков, Правила) изменен порядок расчётов за потребляемую электроэнергию на розничных рынках.
Применение свободных (нерегулируемых) цен на электроэнергию для розничных рынков регламентируется нормами пункта 4, разделами VII и X Правил функционирования розничных рынков, поэтому является несостоятельным довод подателя жалобы со ссылкой на пункт 5 постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 об отсутствии механизма определения стоимости электроэнергии.
Согласно пункту 4 Правил розничных рынков продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объёмах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объёмам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками. Продажа остальных объёмов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включённых в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 106 Правил розничных рынков электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками в объёме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
Согласно пункту 109 Правил розничных рынков электрическая энергия (мощность) сверх объёмов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 настоящих Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Пунктом 108 Правил розничных рынков определен порядок распределения на потребителей объема электроэнергии, покупаемой ОАО "Вологодская сбытовая компания" на оптовом и розничном рынках по нерегулируемым ценам. При этом, Правила розничных рынков не ставят возможность применения свободных цен в зависимость от превышения потребителем объемов электроэнергии, определенных в договоре энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 108 Правил розничных рынков объем электрической энергии (мощности), приобретаемый по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, поставляется покупателям по регулируемым ценам (тарифам) на розничных рынках пропорционально объему фактически потребленной покупателями за соответствующий расчетный период электрической энергии (мощности). В связи с этим апелляционная инстанция не может согласиться с доводом жалобы о том, что при отсутствии перерасхода энергии оплата должна производиться по регулируемым ценам. Кроме того, соглашения об объёмах электроэнергии на 2006 год, подписанного сторонами, не имеется.
Исходя из вышеизложенного истец не может продавать по утверждённым РЭК Вологодской области тарифам тот объём электрической энергии, который был приобретён Компанией по нерегулируемым ценам. В связи с этим и с учетом положений пункта 12 Основ ценообразования апелляционная инстанция не согласна с доводом жалобы о необходимости включения в сбытовую надбавку гарантирующего поставщика расходов на приобретение по свободным ценам электроэнергии, продаваемой населению по регулируемым тарифам.
Суд апелляционной инстанции согласен с позицией истца о том, что отсутствие утвержденной для Компании на 2006 год сбытовой надбавки не может являться основанием для признания не соответствующим закону формирования истцом предельных уровней нерегулируемых цен.
В соответствии с пунктом 109 Правил розничных рынков обязанность по расчёту предельного уровня нерегулируемых цен возложена на организацию, поставляющую электроэнергию. Рыночная цена складывается из двух величин:
- средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены электроэнергии на оптовом рынке, которую рассчитывает НП "АТС" (данная величина в соответствии с абзацем 7 пункта 110 Правил розничных рынков ежемесячно публикуется на официальном сайте НП "АТС");
- стоимости регулируемых услуг, тарифы на которые устанавливаются органами государственной власти.
Регулируемые услуги являются составляющей частью тарифа, утвержденного органом государственной власти, и для целей определения их совокупной стоимости Правилами розничных рынков не предусмотрена процедура сложения стоимости всех услуг, включая сбытовую надбавку.
В целях расчёта совокупной стоимости регулируемых услуг пунктом 109 Правил предусмотрено использование разности двух величин:
- тарифа на электрическую энергию, установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации;
- средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке.
Обе эти величины на 2006 год установлены для ОАО "Вологодская сбытовая компания" постановлением РЭК Вологодской области от 13.12.2005 N 333 "О тарифах на электрическую энергию".
Таким образом, для реализации электроэнергии по свободным ценам обязательное наличие утвержденной регулирующим органом сбытовой надбавки не требуется. Для расчета необходимо наличие лишь указанных выше величин, установленных НП "АТС" и РЭК Вологодской области в отношении истца.
В соответствии с пунктом 57.1 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденные приказом ФСТ РФ от 24.11.2006 N 302-э/5, вступили в силу 24.12.2006. С учетом этого РЭК Вологодской области при принятии постановления от 13.12.2005 N 333 "О тарифах на электрическую энергию" не имело правовых оснований для расчета в составе тарифа сбытовой надбавки.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика рассчитывается исходя из необходимости компенсации гарантирующему поставщику расходов, связанных с регулируемой деятельностью, - поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
В 2006 году для ОАО "Вологодская сбытовая компания" сбытовая надбавка не была установлена РЭК Вологодской области. Затраты ОАО "Вологодская сбытовая компания" на сбыт были учтены РЭК Вологодской области в принятых тарифах для конечных потребителей на единицу электрической энергии полезного отпуска (постановление РЭК Вологодской области от 13.12.2005 N 333 "О тарифах на электрическую энергию").
Данное постановление РЭК Вологодской области не признано в установленном законом порядке недействующим. Законность утвержденных указанным постановлением тарифов ответчиком не оспаривается.
Таким образом, применение истцом при расчетах за поставленную электроэнергию свободных цен в отсутствие утвержденной сбытовой надбавки не противоречит Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, Федеральному закону "Об электроэнергетике" от 23.03.2003 N 35-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
Расчет стоимости электроэнергии, продаваемой по свободным ценам, произведен истцом с использованием механизмов, определенных в разделе VII Правил розничных рынков, в связи с этим является несостоятельным довод подателя жалобы о применении истцом пункта 64 Основ ценообразования.
Расчёт свободных (нерегулируемых) цен в спорный период и определение объёма электроэнергии, подлежащего продаже по нерегулируемым ценам (коэффициент в), расчет суммы исковых требований осуществлены истцом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, с применением при расчётах величин, определенных НП "АТС" и РЭК Вологодской области.
Разделом VII Правил розничных рынков установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что в системном толковании со статьей 2 Закона N 41-ФЗ указывает на их императивный характер.
Таким образом, законодателем установлена возможность ограничения свободного определения сторонами некоторых условий договора путем установления императивных норм, в том числе в отношении цены договора энергоснабжения. Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Поскольку положения пункта 1 статьи 424 ГК РФ о применении цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами, являются императивными, оплата ответчиком объема электроэнергии, приобретенного истцом по нерегулируемым ценам, должна производиться по ценам, определенным с учетом пункта 109 Правил. В связи с этим апелляционная инстанция не может согласиться с доводом жалобы о том, что применение нерегулируемых тарифов возможно только в случае внесения изменений в договор, а Правила не могут применяться к отношениям сторон, возникающим из ранее заключенных договоров.
Довод ответчика о содержащемся в пункте 61 Основ ценообразования предписании применять регулируемый тариф в отношении всего объема покупаемой электроэнергии не может быть принят судом. Пунктом 61 Основ ценообразования закреплено требование о том, в каком порядке должны быть установлены применяемые при расчетах регулируемые тарифы, что не свидетельствует о необходимости применения регулируемых цен ко всему объему покупаемой электроэнергии.
Таким образом, осуществление расчётов за поставленную ответчику в спорный период электроэнергию по свободным ценам, установленным в соответствии с Правилами розничных рынков, не противоречит действующему законодательству и заключённому между сторонами договору.
С учётом изложенного, доводы ответчика приведённые в апелляционной жалобе, являются несостоятельными. Оснований для отмены или изменения решения не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 мая 2007 года по делу N А13-366/2007-09 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-366/2007
Истец: ОАО "Вологодская сбытовая компания"
Ответчик: ЗАО "Вологодский подшипниковый завод"
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2901/2007