30 января 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-7761/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.
при участии от заявителя Воронова М.Б. по доверенности от 15.11.2007, Маслова Д.А. по доверенности от 03.10.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Титан-Девелопмент" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 октября 2007 года по делу N А05-7761/2007 (судья Трубина Н.Ю.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Титан-Девелопмент" (далее - ООО "Титан-Девелопмент", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточнив свои требования, к Управлению государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области (далее - Управление) о признании недействительным отказа в согласовании проекта реконструкции подвальных помещений административного 4-хэтажного корпуса здания по ул. Поморская, д. 7 и обязании Управления согласовать проект реконструкции.
Определением суда от 23.08.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Архангельской области (далее - Главное управление МЧС), Департамент по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (далее - Департамент), Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Архангельской области (далее - Территориальное управление), муниципальное образование "Город Архангельск" в лице Управления военно-мобилизационной работы и административных органов (далее - МО "Город Архангельск").
Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 30.10.2007 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
ООО "Титан-Девелопмент" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить. Ссылается на то, что суд, вынося решение, не дал правовой оценки представленным документам, подтверждающим наличие права собственности на оспариваемое помещение и основания его приобретения. Полагает, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; считает, что ООО "Титан-Девелопмент" и ООО "Фирма Поморская" получили здание без указания в правоустанавливающих документах наличия защитного сооружения в здании, акты проверок, по мнению общества, таким доказательством не являются.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Главное управление МЧС в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Департамент по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что подвальные помещения административного 4-х этажного корпуса здания по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 7 в реестре областного имущества не числится.
Третьи лица: Территориальное управление, МО "Город Архангельск" отзывы на апелляционную жалобу общества не представили.
Управление, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители ООО "Титан-Девелопмент" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы заявителя.
Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Как видно из материалов дела и установлено судом, исполнительным комитетом Архангельского городского совета народных депутатов принято решение от 20.08.91 N 204/32 о регистрации товарищества с ограниченной ответственностью комплексная гостиничная фирма "Поморская" (далее - ТОО комплексная гостиничная фирма "Поморская") и о передаче на баланс фирмы здания гостиницы "Двина" 1932 и 1961 годов постройки.
Между отделом муниципальной собственности Архгорисполкома и ТОО комплексная гостиничная фирма "Поморская" заключен договор от 01.10.91 N 2, согласно которому отделом переданы в уставный капитал фирмы здания гостиницы "Двина" 1932 и 1961 годов постройки, расположенные по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д.9.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.07.99 зарегистрировано право собственности ООО "Фирма "Поморская" на здание административное 4-х этажного корпуса и подвал, расположенные по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д.7.
ООО "Фирма "Поморская" 24.01.2006 обратилось в Управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты администрации Архангельской области с просьбой сообщить исходные данные и требования для разработки инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проекте строительства объекта - торговые площади в подвальном помещении существующего бизнес-центра, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д.7 (т. 3, л.8).
Управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты администрации Архангельской области письмом от 13.02.2006 N 03-05/146 (т.1, л.12) сообщило ООО "Фирма "Поморская" о невозможности согласовать реконструкцию подвального помещения здания существующего бизнес-центра по адресу г. Архангельск, ул. Поморская, д. 7 под торговые площади, поскольку в части подвала административного 4-х этажного корпуса здания по ул. Поморской, д. 7 в соответствии со справкой Главного управления МЧС от 08.02.2005 N 591-3-2-3 расположено убежище как объект гражданской обороны.
Между ООО "Фирма "Поморская" и ООО "Титан-Девелопмент" заключен договор от 17.04.2006, согласно которому стороны осуществляют реорганизацию путем присоединения ООО "Фирма "Поморская" к ООО "Титан-Девелопмент" с переходом к основному обществу всех прав и обязанностей присоединяемого общества.
Согласно передаточному акту от 19.06.2006 обществу с ограниченной ответственностью "Титан-Девелопмент" передано здание административное 4-х этажного корпуса и подвал, расположенные по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д.7.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.10.2006 зарегистрирован переход права собственности на здание административное 4-х этажного корпуса и подвал, расположенные по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д.7, к обществу с ограниченной ответственностью "Титан-Девелопмент".
ООО "Титан-Девелопмент", считая отказ Управления неправомерным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Третье лицо, Главное управление МЧС, не поддержало заявленные требования, пояснив в отзыве, что в спорном помещении в соответствии с записью в журнале учета защитных сооружений числится объект гражданской обороны - защитное сооружение (убежище) IV класса.
Третье лицо, МО "Город Архангельск" в лице Управления военно-мобилизационной работы и административных органов, с отзывом на заявление представило реестр защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности МО "Город Архангельск", согласно которому в доме 7 по улице Поморской в г. Архангельске зарегистрировано защитное сооружение.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции признал правомерным оспариваемый отказ Управления в согласовании проекта реконструкции подвальных помещений, исходя из доказанности факта наличия в подвале дома N 7 по ул. Поморская в г. Архангельске защитного сооружения гражданской обороны на момент обращения общества с письмом к Управлению от 24.01.2006 о согласовании реконструкции этого подвального помещения здания под торговые площади.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании устанавливает соответствие оспариваемого акта, решений, действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), а также устанавливает нарушает ли оспариваемый акт права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 данного Кодекса в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт, решения или действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Следовательно, основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным (решения, действия (бездействия) незаконным) является одновременно наличие двух условий: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение данным актом (решением, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возложена на заинтересованное лицо.
Согласно статье 8 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ О гражданской обороне" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны отнесено создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны.
На основании пункта 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 359, к объектам и имуществу гражданской обороны, приватизация которых запрещена, относятся отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны.
В соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.99 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне (пункт 2).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 9).
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также за счет строительства этих объектов (пункт 12).
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
Статус защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) как объекта гражданской обороны в силу пункта 1.2 Правил определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Пункт 2.1 Правил предусматривает, что учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Согласно пункту 2.2 Правил документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
В соответствии с пунктом 3.1.2 Правил встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под помещения торговли и питания (магазины, залы столовых, буфеты, кафе, закусочные и др.).
При эксплуатации ЗС ГО в мирное время в силу пункта 3.2.2 Правил запрещается перепланировка помещений.
Состояние ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации (пункт 4.1.1. Правил).
Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, пунктом 3 которого установлено, что при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается перепланировка помещений.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу о том, что в подвале дома N 7 по ул. Поморская в г. Архангельске с 1958 года числится защитное сооружение гражданской обороны общей площадью 156,5 кв.м на 300 человек укрываемых, исходя из того, что это обстоятельство подтверждается выпиской из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Архангельской области, выданной 03.10.2007 Главным управлением МЧС по Архангельской области; выпиской из реестра защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности муниципального образования "Город Архангельск", представленной 02.10.2007 Управлением военно-мобилизационной работы и административных органов муниципального образования "Город Архангельск"; паспортом убежища от 31.10.79 N 18.
Вместе с тем, имеющийся в материалах дела паспорт убежища от 31.10.79 N 18 (т.1, л.22, 44, т.2, л.117) относится к объекту, расположенному по адресу: г. Архангельск, Октябрьский район, ул. Виноградова, д. 38.
В рассматриваемом случае спор между обществом и Управлением касается реконструкции подвального помещения здания, расположенного по другому адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 7.
Управление в письме от 13.02.2006 N 03-05/146 в качестве основания о невозможности согласовать реконструкцию подвального помещения здания существующего бизнес-центра по адресу г. Архангельск ул. Поморская д. 7 под торговые площади, поскольку в части подвала административного 4-х этажного корпуса здания по ул. Поморской, д. 7 расположено убежище как объект гражданской обороны, ссылается на справку Главного Управления МЧС России по Архангельской области от 08.02.2005 N 591-3-2-3.
В данной справке Главное управление МЧС указывает на то, что по журналу учета защитных сооружений Главного управления за фирмой Поморская (бывшая гостиница "Двина") по адресу: пр. Троицкий, д. 38 числится защитное сооружение (убежище) IV класса вместимостью 300 человек, 1951 года ввода в эксплуатацию (т. 1, л. 13, т. 2, л. 60).
Представители заявителя в судебном заседании пояснили, что проспект Виноградова был переименован в проспект Троицкий.
Определением от 09.01.2008 суд апелляционной инстанции предложил Управлению представить письменные пояснения относительно сведений, содержащихся в паспорте убежища от 31.10.79 N 18, касающихся адреса и даты приемки в эксплуатацию ЗС ГО. Таких пояснений суду не представлено.
Имеющаяся в материалах дела выписка из реестра защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности муниципального образования "Город Архангельск" (т. 2, л. 113, 114), достаточным доказательством наличия в подвальном помещении административного здания защитного сооружения гражданской обороны не является, поскольку в силу пункта 2.2 Правил документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией-балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В данном случае как паспорт убежища, так и паспорт сооружения на спорный объект суду не представлены.
Доводы о том, что сведения о наличии в подвальном помещении административного здания ЗС ГО собственнику здания по ул. Поморская, д. 7 было известно с момента передачи этого здания в уставный капитал товариществу с ограниченной ответственностью комплексная гостиничная фирма "Поморская" со ссылкой на акты инвентаризации и проверок защитного сооружения, составленные уполномоченными органами ГО и ЧС с участием представителей собственника здания от декабря 1994 года, от 25.01.95, от 25.03.97, от 05.09.2002, от 24.06.2004, от 11.07.2006, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание.
Согласно тому же пункту 2.2 Правил паспорт сооружения оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Доказательств того, что по итогам инвентаризаций составлялся паспорт сооружения не представлено.
Кроме того, только акт рабочей комиссии о проверке защитного сооружения от 05.09.2002 подписан руководителем ООО фирма "Поморская", акт проверки от 24.06.2004 касается защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 38 (т.1, л. 111, 112).
Учетная карточка защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) N 29/74 не содержит сведений о дате ее заполнения и подписи организации, на балансе которой находится ЗС ГО (т.1, л. 103,104).
С учетом приведенных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии ЗС ГО в здании, расположенном по адресу г. Архангельск, ул. Поморская, д. 7 Управлением, не представлено. В связи с чем оспариваемый обществом отказ в реконструкции спорного подвального помещения следует признать неправомерным.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 октября 2007 года по делу N А05-7761/2007 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Титан-Девелопмент" - удовлетворить.
Признать недействительным отказ Управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области в согласовании проекта реконструкции подвальных помещений административного 4-х этажного корпуса здания, расположенного в г. Архангельске, ул. Поморская, д.7, оформленного письмом от 13 февраля 2006 года N 03-05/146.
Управлению государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Титан-Девелопмент".
Взыскать с Управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Титан-Девелопмент" в возмещение расходов по уплате госпошлины сумму 3000 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Председательствующий |
В.А. Богатырева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7761/2007
Истец: ООО "Титан-Девелопмент"
Ответчик: Управление противопожарной службы и гражданской защиты Администрации Архангельской области
Кредитор: Мэрия города Архангельска Муниципально-правовой департамент
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области, МО "Город Архангельск" в лице Управления военно-мобилизационной работы в административных органов, Департамент по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области, Главное управление МЧС России по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5193/2007