20 февраля 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-8313/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы муниципального образования "Печниковское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2007 года по делу N А05-8313/2007 (судья Бабичев О.П.),
установил
закрытое акционерное общество "Ватамановская" (далее - ЗАО "Ватамановская", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточнив свои требования, к главе муниципального образования "Печниковское" (далее - МО "Печниковское") о признании незаконными:
его бездействия, выразившегося в несовершении действий по согласованию проекта границ лесного участка ЗАО "Ватамановская", расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, Каргопольский сельский лесхоз - филиал ОГУ "Архангельсксельлес", Печниковское лесничество, леса бывшего совхоза "Печниковский", кварталы 127, 128, 134-137, 149-153, 160-163, 175-177, 185-187, 194-198, 202-208, 211-219;
его действий по предъявлению условий согласования проекта границ лесного участка ЗАО "Ватамановская", расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, Каргопольский сельский лесхоз - филиал ОГУ "Архангельсксельлес", Печниковское лесничество, леса бывшего совхоза "Печниковский", кварталы 127, 128, 134-137, 149-153, 160-163, 175-177, 185-187, 194-198, 202-208, 211-219, изложенных в письмах главы МО "Печниковское" от 13.06.2007 N 276 и от 01.08.2007 N 361.
Общество также просило обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления в силу судебного акта совершить действия по согласованию проекта границ лесного участка ЗАО "Ватамановская", расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, Каргопольский сельский лесхоз - филиал ОГУ "Архангельсксельлес", Печниковское лесничество, леса бывшего совхоза "Печниковский", кварталы 127, 128, 134-137, 149-153, 160-163, 175-177, 185-187, 194-198, 202-208, 211-219.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 22.10.2007 требования общества удовлетворены. Признаны незаконными действия главы МО "Печниковское" по предъявлению условий согласования проекта границ лесного участка ЗАО "Ватамановская", расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, Каргопольский сельский лесхоз - филиал ОГУ "Архангельсксельлес", Печниковское лесничество, леса бывшего совхоза "Печниковский", кварталы 127, 128, 134-137, 149-153, 160-163, 175-177, 185-187, 194-198, 202-208, 211-219, изложенных в письмах Главы муниципального образования "Печниковское" от 13.06.2007 N 276 и от 01.08.2007 361.
Признано незаконным бездействие главы МО "Печниковское", выразившееся в несовершении действий по согласованию проекта границ лесного участка ЗАО "Ватамановская", расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, Каргопольский сельский лесхоз - филиал ОГУ "Архангельсксельлес", Печниковское лесничество, леса бывшего совхоза "Печниковский", кварталы 127, 128, 134-137, 149-153, 160-163, 175-177, 185-187, 194-198. 202-208, 211-219.
Суд обязал главу МО "Печниковское" в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда совершить действия по согласованию Проекта границ лесного участка ЗАО "Ватамановская", расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, Каргопольский сельский лесхоз - филиал ОГУ "Архангельсксельлес", Печниковское лесничество, леса бывшего совхоза "Печниковский", кварталы 127, 128, 134-137, 149-153, 160-163, 175-177, 185-187, 194-198, 202-208, 211-219.
С муниципального образования "Печниковское" взыскано в пользу ЗАО "Ватамановская" 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Глава МО "Печниковское" с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Мотивируя доводы апелляционной жалобы, ссылается на то, что решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов, и указывает, что обществом проект границ лесного участка главе МО "Печниковское" не передавался.
ЗАО "Ватамановская" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Глава МО "Печниковское" в заявлении от 19.02.2008 N 6, полученным апелляционным судом посредством факсимильной связи, просит отложить рассмотрение дела по причине своей болезни и занятостью своего доверителя в другом процессе.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, потому как приведенные в заявлении причины документально не подтверждены, кроме того дополнительных обстоятельств, послуживших основанием для обращения с апелляционной жалобой, глава МО "Печниковское" не приводит.
С учетом изложенных обстоятельств дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, во исполнение распоряжения главы администрации Архангельской области от 29.01.2002 N 63 между Каргопольским сельским лесхозом - филиалом Федерального государственного учреждения "Архангельское управление сельскими лесами" и ЗАО "Ватамановская" заключен договор от 20.08.2003 безвозмездного пользования участками лесного фонда.
В соответствии с условиями данного договора обществу в безвозмездное пользование преданы участки лесного фонда, расположенные в Печниковском лесничестве, леса бывшего совхоза "Печниковский", кварталы 127, 128, 134-137, 149-153, 160-163, 175-177, 185-187, 194-198, 202-208, 211-219, сроком на пять лет. Названные участки лесного фонда преданы обществу по акту передачи участков лесного фонда в безвозмездное пользование от 20.08.2003. Указанный выше договор зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается соответствующим штампом на его последнем листе (л.д.12).
Общество в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 04.1.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в 2007 году начало совершать действия по приведению указанного выше договора от 20.08.2003 безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.
В этих целях общество в июне 2007 года обратилось к МО "Печниковское с просьбой согласовать проект границ лесного участка ЗАО "Ватамановская", расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, Каргопольский сельский лесхоз - филиал ОГУ "Архангельсксельлес", Печниковское лесничество, леса бывшего совхоза "Печниковский", кварталы 127, 128, 134-137, 149-153, 160-163, 175-177, 185-187, 194-198, 202-208, 211-219 (далее - Проект границ).
Глава МО "Печниковское" в письме от 13.06.2007 N 276, адресованном обществу, сославшись на "критическую ситуацию по обеспечению лесосечным фондом на 2008 год населения и учреждений, расположенных на территории муниципального образования", предложил обществу "исключить 6 кварталов (150, 151, 175, 205, 206, 112) из межевания и передать их для обеспечения потребностей населения муниципального образования "Печниковское" в древесине (л.д.16).
После получения указанного письма общество обратилось к главе МО "Печниковское" с письмами, полученными последним 18.06.2007 входящий N 462, 22.06.2007 входящий N 470, 30.07.2007 входящий N 567, в которых просило ускорить рассмотрение вопроса о согласовании проекта границ (л.д. 17, 18, 20).
Глава МО "Печниковское" в письме от 01.08.2007 N 361, адресованном обществу, указал, что согласует границы лесного участка после передачи закрытым акционерным обществом "Ватамановская" кварталов 150, 151, 175, 205, 206, 112 муниципальному унитарному предприятию "Печниковское". Исходя из содержания названного письма других требований к обществу глава МО "Печниковское" не выдвигал.
Общество, считая как бездействие главы МО "Печниковское" по несогласованию Проекта границ, так и его действия по выдвижению в качестве условия для такого согласования требования о передаче обществом кварталов 150, 151, 175, 205, 206, 112 муниципальному унитарному предприятию "Печниковское", выразившиеся в письмах от 13.06.2007 N 276 и от 01.08.2007 N 361, незаконными, оспорило их в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ к подведомственности арбитражного суда относятся споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из указанных законоположений, ненормативный правовой акт или действие (бездействие) органа местного самоуправления могут быть признаны арбитражным судом незаконными лишь при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего спора суд пришел к выводу о том, что обществом представлены доказательства несоответствия оспариваемых действий (бездействия) ответчика требованиям действующего законодательства, а также нарушения этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Статьей 7 ЛК РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (статья 67, часть 3 статьи 23 ЛК РФ) и землеустройству (пункт 3 статьи 69, статья 92 ЛК РФ, Федеральный закон "О землеустройстве").
Пунктом 3 статьи 69 ЛК РФ установлено, что границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон N 78-ФЗ), устанавливаются в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, для приведения обществом договора от 20.08.2003 безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с требованиями ЛК РФ, необходимо проведение работ по лесоустройству и землеустройству лесных участков, являющихся объектами указанного договора. В процессе проведения указанных работ по лесоустройству и землеустройству лесных участков должны быть определены границы указанных лесных участков (являющихся объектами указанного договора).
Пунктом 1 статьи 69 ЗК РФ предусмотрена возможность проведения землеустройства по инициативе землепользователей.
В соответствии со статьей 1 Закона N 78-ФЗ, в которой определены понятия, используемые в данном Законе, землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Этой же статьей Закона N 78-ФЗ установлено, что землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства.
Согласно статье 23 Федерального закона "О землеустройстве" порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, определено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию, в том числе с органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 Положения Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение согласования следующей землеустроительной документации: а) генеральной схемы Российской Федерации; б) документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти; в) документации, касающейся земель, находящихся в Федеральной собственности.
Согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.
В соответствии с пунктом 4 Положения решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае отказа в согласовании - с указанием причин). Если уведомление не направлено в указанный срок, землеустроительная документация считается согласованной.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, МО "Печниковское", получив от общества Проект границ с просьбой о его согласовании, было обязано дать заявителю ответ по существу этого обращения, то есть либо согласовать этот Проект, либо мотивировано отказать в его согласовании.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что поскольку ответчик на обращение общества с просьбой согласовать Проект границ ответа не дал, требование заявителя о признании незаконным оспариваемого бездействия ответчика, выразившегося в несовершении действий по согласованию Проекта границ, подлежат удовлетворению, является обоснованным.
В отношении требований заявителя о признании незаконными действий ответчика по предъявлению условий согласования Проекта границ, изложенных в указанных выше письмах главы МО "Печниковское" от 13.06.2007 N 276 и от 01.08.2007 N 361, суд обоснованно удовлетворил эти требования общества и правомерно исходил из того, что законодательством не установлена возможность выдвижения требований, указанных в названных письмах ответчика, при решении вопроса о возможности согласования Проекта границ.
Глава МО "Печниковское" доказательств законности совершения оспариваемых заявителем действий (бездействия) и наличия установленных законом оснований для отказа в согласовании Проекта границ не представил.
В апелляционной жалобе ответчик приводит тот же довод, который оценивался судом первой инстанции, о том, что Проект границ муниципальным образованием получен не был.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, факт получения ответчиком Проекта границ подтверждается его письмами от 13.06.2007 N 276 и от 01.08.2007 N 361 (л.д. 16, 21), из содержания которых следует, что Проект границ ответчиком был получен и вопрос об утверждении Проекта границ им рассматривался; письмами Прокуратуры Каргопольского района Архангельской области от 23.07.2007 N 10-27В-07 и от 03.09.2007 N 10-27В-07 (л.д.42, 43), доказательств обратного МО "Печниковское" не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2007 года по делу N А05-8313/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования "Печниковское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Богатырева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8313/2007
Истец: ЗАО "Ватамановская"
Ответчик: Глава МО "Печниковское" Тарасов Станислав Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5146/2007