04 марта 2008 г. |
г. Вологда Дело N А66-4253/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
при участии от администрации города Андреаполя Андреапольского района Тверской области Лупандиной В.Ю. по доверенности от 14.01.2008, от Ржевской квартирно-эксплуатационной части района Волчковой В.П. по доверенности от 26.02.2008 N 237, Ганзо Н.Ю. по доверенности от 26.02.2008 N 237,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Андреаполя Андреапольского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 ноября 2007 года по делу N А66-4253/2007 (судья Пугачев А.А.),
установил
администрация города Андреаполя Андреапольского района Тверской области (далее - администрация, администрация г. Андреаполя), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области (далее - территориальное управление) при участии третьего лица Ржевской квартирно-эксплуатационной части района (далее - Ржевская КЭЧ) о признании недействительным распоряжения от 20.04.2007 N 202 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Ржевской квартирно-эксплуатационной частью района в собственность муниципального образования города Андреаполя Андреапольского района Тверской области".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 ноября 2007 года по делу N А66-4253/2007 распоряжение территориального управления от 20.04.2007 N 202 признано недействительным в части передачи включенных в перечень приватизированных квартир, расположенных по адресу: г. Андреаполь, ул. Авиаторов: д. 7 кв. 5; д. 9 кв.7, 30, 38; д. 10 кв. 2, 12, 17; д. 13 кв. 2, 25; д. 14 кв. 38; д. 15 кв. 3; д. 16 кв. 6; д. 17 кв. 2; д. 19 кв.10, 11, 21, 35; д. 20 кв.17, 18, 27, 38, 43; д. 21 кв. 9, 13, 15; д. 22 кв. 6; д. 24 кв. 7, 23; д.25 кв.3; д. 26 кв. 24, 28, 34, 46; д. 28 кв. 4; д. 29 кв.17; по улице Гвардейская площадь: д. 3 кв. 23; д. 5 кв. 2; д. 6 кв. 9; д. 7 кв. 14; д. 9 кв.20, 26, 29, 36; д. 10 кв. 23, 25, 26. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что распоряжение от 20.04.2007 не соответствует федеральному законодательству, а именно: части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлению Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации (далее - постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374), постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы".
Территориальное управление, Ржевская КЭЧ в отзывах, представители Ржевской КЭЧ в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Территориальное управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей администрации, Ржэвской КЭЧ, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, территориальным управлением издано распоряжение от 20.04.2007 N 202 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Ржевской квартирно-эксплуатационной частью района в собственность муниципального образования города Андреаполя Андреапольского района Тверской области".
В приложении к распоряжению от 20.04.2007 N 202 содержится перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования города Андреаполя Андреапольского района Тверской области (далее - муниципального образования "Город Андреаполь").
По мнению администрации, в собственность передаются жилые дома за исключением квартир, номера которых указаны в перечне.
Суд отмечает некорректность изложения наименования передаваемых объектов, но в действительности оспариваемым распоряжением предусмотрена передача в собственность жилых дом, в том числе квартир, номера которых указаны в перечне. Из названного перечня исключены служебные и приватизированные квартиры.
Кроме того, 12.11.2007 сторонами проведена сверка сведений о приватизированных и служебных квартирах, номера которых указаны в приложении к распоряжению, следовательно, довод администрации о том, что в собственность передаются жилые дома за исключением поименованных квартир, является надуманным.
Пунктом 4 названного распоряжения предписано муниципальному образованию "Город Андреаполь" в течение трех недель с момента его издания представить на утверждение в территориальное управление подписанный акт приема-передачи имущества.
В случае, невыполнения пункта 4 распоряжения акт приема-передачи утверждается территориальным управлением в одностороннем порядке (пункт 5 распоряжения от 20.04.2007 N 202).
На основании пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложения N 3 к данному постановлению жилищный фонд подлежит передаче из федеральной в муниципальную собственность.
Следовательно, жилищный фонд, находящийся на территории муниципального образования "Город Андреаполь", указанный в приложении к распоряжению, подлежит передаче в муниципальную собственность.
Также на основании указа Президента Российской Федерации от 25.11.1996 N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, до 1 января 2005 года должны быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и в муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указано, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находится в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходят к другому собственнику государственного или муниципального имущества. Данные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
По мнению администрации, на передачу имущества из федеральной в муниципальную собственность должно быть волеизъявление органов местного самоуправления муниципального образования "Город Андреаполь".
Действительно, Конституционный суд Российской Федерации в определении от 04.12.2007 N 828-О-П указал, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Муниципальное образование "Город Андреаполь" включено в реестр муниципальных образований 28.04.2006, регистрационный номер RU 69501101, что подтверждается свидетельством N 005481.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 1 устава, принятого решением Совета депутатов от 08.02.2006 N 1, территория муниципального образования "Город Андреаполь" входит в состав территории Андреапольского района.
Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов Андреапольского района Тверской области от 23.09.2005 N 51 утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения жилого военного городка N 2 г. Андреаполя (по ул. Авиаторов) войсковой части 11337, передаваемых в собственность муниципального образования "Андреапольский район Тверской области".
Таким образом, согласие на принятие вышеуказанных объектов из федеральной в муниципальную собственность дано муниципальным образованием "Андреапольский район Тверской области" до появления муниципального образования "Город Андреаполь".
Также решением Собрания депутатов Андреапольского района Тверской области от 20.09.2006 N 38 согласован перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения жилого военного городка N 1 г. Андреаполя (по ул. Гвардейской) войсковой части 11337, передаваемых в собственность муниципального образования "Андреапольский район Тверской области".
Поскольку территория муниципального образования "Город Андреаполь" входит в состав территории Андреапольского района можно считать достаточным волеизъявление муниципального образования "Андреапольский район Тверской области".
Кроме того, Советом депутатов городского поселения город Андреаполь принято решение от 05.06.2007 N 5, согласно которому в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования "Города Андреаполь" создана комиссия по приему-передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Ржевской КЭЧ, военных городков NN 1, 2, находящихся по ул. Авиаторов, пл. Гвардейская г. Андреаполя Тверской области.
Следовательно, сам факт утверждения муниципальным образованием "Город Андреаполь" состава комиссии по приему-передаче имущества является волеизъявлением органа местного самоуправления названного муниципального образования на передачу закрепленного на праве оперативного управления за Ржевской КЭЧ имущества из федеральной в муниципальную собственность.
В апелляционной жалобе администрация г. Андреаполя указала на нарушение порядка передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, в частности, по мнению администрации, оспариваемое распоряжение принято с нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374).
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанный перечень документов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Во исполнение указанного постановления Ржэвская КЭЧ с сопроводительным письмом от 16.04.2007 N 558 представила в адрес руководителя территориального управления соответствующий пакет документов.
Ссылка администрации на отсутствие технической документации не является нарушением, препятствующим передаче имущества в муниципальную собственность, поскольку по смыслу пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ передача и принятие спорных объектов не обусловлены возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей, поэтому обязанность по надлежащему оформлению технической документации в равной степени возлагается на Ржэвскую КЭЧ и администрацию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при издании оспариваемого распоряжения территориальное управление нарушило требования постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются в связи со следующим.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", сделки, воля сторон, по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Из оспариваемого распоряжения не следует, что воля территориального управления направлена на отчуждение зданий без земельных участков, занятых этими зданиями и необходимых для их использования.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования.
Таким образом, право собственности муниципального образования на земельные участки, занятые передаваемыми зданиями, возникает в силу Закона.
Также из оспариваемого распоряжения не усматривается воля территориального управления о передаче имущества без правоустанавливающих документов. Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 определяет перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, а не для утверждения перечня передаваемых объектов недвижимости или утверждения передаточного акта. Претензии администрации к пакету документов, представленных Ржевской КЭЧ в адрес территориального управления, не влияют на законность и обоснованность оспариваемого распоряжения.
Доводы администрации г. Андреаполя о том, что имущество в виде 7 жилых домов не может быть передано в муниципальную собственность, поскольку не относится к объектам федеральной собственности, а находится в собственности Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, в структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации (далее - службы) и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
В пункте 5 названного Положения указано, что Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункту 2 подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство обороны Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
На основании изложенного Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Следовательно, жилые дома, находящиеся в собственности Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации, относятся к объектам федеральной собственности.
В свою очередь доказательств того, что жилые дома приобретены Главным квартирно-эксплуатационным управлением за счет деятельности, приносящей доходы, и поэтому поступили в его самостоятельное распоряжение, то есть не являются федеральной собственностью, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал администрации в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения от 20.04.2007N 202 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Ржевской квартирно-эксплуатационной частью района в собственность муниципального образования город Андреаполь Андреапольского района Тверской области".
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку администрации в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с территориального управления в пользу администрации взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 ноября 2007 года по делу N А66-4253/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Андреаполя Андреапольского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4253/2007
Истец: МУ "Администрация г. Андреаполь Андреапольского района Тверской области"
Ответчик: ТУФА по управлению федеральным имуществом по Тверской области
Третье лицо: Ржевская квартирно-эксплуатационная часть района