06 марта 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-10389/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Ерцевская жилищно-коммунальная служба "Антей" администрации муниципального образования "Ерцевское" Семчук Т.С. по доверенности от 14.01.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ерцевская жилищно-коммунальная служба "Антей" администрации муниципального образования "Ерцевское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 ноября 2007 года по делу N А05-10389/2007 (судья Ипаев С.Г.),
установил
муниципальное унитарное предприятие "Ерцевская жилищно-коммунальная служба "Антей" администрации муниципального образования "Ерцевское" (далее - предприятие, Ерцевское МУП "Антей") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2007 N 272 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 ноября 2007 года по делу N А05-10389/2007 в удовлетворении требований предприятия отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что причиной нарушения правил содержания и ремонта жилых домов явилось тяжелое материальное положение предприятия, отсутствие финансирования, большая дебиторская задолженность по квартплате и коммунальным платежам; фактически жилищный фонд муниципального образования "Ерцевское" находится в собственности муниципального образования "Коношский муниципальный район", поскольку акт приема-передачи указанного имущества не подписан главой муниципального образования "Ерцевское" в связи с отсутствием технической документации.
Жилищная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.
Жилищная инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании обращения администрации "Коношский муниципальный район" в жилищную инспекцию, а также распоряжения начальника жилищной инспекции от 27.09.2007 N А-09/6-02/1591 государственным жилищным инспектором проведены внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением Ерцевским МУП "Антей" Правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, по результатам которых составлены акты от 28.09.2007 NN А09/7-05/617, А-09/7-05/618.
Согласно акту от 28.09.2007 N А09/7-05/617 в содержании жилого дома N 12 по ул. Бочарова в поселке Ерцево Коношского района Архангельской области выявлены следующие нарушения, а именно: неисправности кровельного покрытия (трещины, сколы шифера) в районе 1-2 подъездов, кровельного покрытия в местах сопряжения с дымовыми трубами и вентиляционными шахтами в районе 1-2 подъездов, приборов освещения в лестничной клетке на 1 этаже 1 подъезда, дверей входа и тамбура входа в 1-2 подъезды, прибора освещения входа 2 подъезда, обшивки карнизного свеса с торца дома в районе 1 подъезда; отсутствие отдельными местами тепловой изоляции трубопровода отопления в лестничной клетке на цокольном этаже 1 подъезда, заполнения оконного проема слухового окна в чердачном помещении в районе 1-2 подъездов, зонта на вентиляционной шахте в районе 1-2 подъезда со стороны главного и дворового фасада; не проведение прочистки дымоходов печей в районе 1-2 подъездов.
В акте от 28.10.2007 N А09/7-05/618 указаны нарушения содержания жилого дома N 26-а по ул. Школьная в поселке Ерцево Коношского района Архангельской области, выявленные в ходе проверки, а именно: неисправности кровельного покрытия (трещины, сколы шифера) в районе 1-2 подъездов, в местах сопряжения с дымовыми трубами в 1-2 подъездов, вентиляционной шахты (разрушение кирпичной кладки, не проведение прочистки вентиляционных каналов) в чердачном помещении в районе 1-2 подъездов, наружного остекления заполнения оконного проема в лестничной клетке 1 подъезда (2 рамы), покрытия пола на этажных и межэтажных площадках лестничного марша в лестничных клетках 1 подъезда (1-2 этажи), покрытия козырька входа 1-2 подъезда, придомового тротуара в районе входа во 2 подъезд, заполнения дверей входа 2 подъезда, приборов освещения входа 1-2 подъездов; отсутствие запирающего устройства люка выхода на кровлю в районе 1-2 подъездов, тепловой изоляции трубопровода отопления в лестничной клетке 1 подъезда (цокольный этаж), 2 подъезда (2 этаж); наличие оголенных проводов электропроводки в лестничной клетке на 2 этаже 1 подъезда; не проведение прочистки дымоходов печей кухонного очага по стояку кв. N 9.
В отношении предприятия государственным жилищным инспектором составлен протокол от 28.09.2007 N А-09/7-03/341 (далее - протокол от 28.09.2007 N А-09/7-03/341), в котором зафиксировано административное правонарушение, выразившееся в том, что предприятие нарушило положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), а именно: в доме N 12 по ул. Бочарова в п. Ерцево Коношского района Архангельской области установлены неисправности кровельного покрытия (трещины, сколы шифера) в районе 1-2 подъездов, кровельного покрытия в местах сопряжения м дымовыми трубами и вентиляционными шахтами в районе 1-2 подъездов; в доме N 26-а по ул. Школьная в п. Ерцево Коношского района установлена неисправность кровельного покрытия (трещины, сколы шифера) в районе 1-2 подъездов.
Рассмотрев протокол от 28.09.2007 N А-09/7-03/341 и материалы дела об административном правонарушении, начальник инспекции принял постановление от 02.10.2007 N 292 по делу об административном правонарушении (далее - постановление от 02.10.2007 N 292), в котором указано, что Ерцевское МУП "Антей" не выполнило обязанность по организации содержания и ремонта жилых домов N 12 по ул. Бочарова, N 26-а по ул. Школьная в поселке Ерцево Коношского района Архангельской области, вследствие чего нарушило подпункты 4.6.1.1, 2.6.2, 5.6.2, 4.7.2, 4.9.13, 4.6.1.13, 5.7.2, 4.1.7, 4.2.4.2, 4.8.4, 5.6.6, 4.8.14 и другие положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному штрафу в размере 40 000 рублей.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу положений статьи 7.22 КоАП РФ субъектом указанного правонарушения может быть только должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Из материалов дела следует, что в целях обеспечения содержания и функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Ерцевское" постановлением главы названного муниципального образования от 14.03.2006 N 10 создана жилищно-коммунальная служба "Антей" администрации муниципального образования "Ерцевское" (далее - МО "Ерцевское"), основанная на праве хозяйственного ведения.
В пункте 2 названного постановления указано, что деятельность Ерцевского МУП "Антей" основывается и определяется на основании устава.
Согласно подпункту 4.1 пункта 4 Устава Ерцевского МУП "Антей" предприятие осуществляет текущий, капитальный ремонт жилищного фонда, оказание коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению (канализация).
В целях содержания жилого фонда МО "Ерцевское" постановлением главы указанного муниципального образования от 28.08.2007 N 21-а в хозяйственное ведение Ерцевского МУП "Антей" с 01.04.2007 передан жилой фонд МО "Ерцевское" общей площадью 60071 кв. м.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) указаны основания возникновения жилищных прав и обязанностей. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В силу статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ).
Следовательно, Ерцевское МУП "Антей" осуществляет права собственника в отношении переданного ему жилищного фонда МО "Ерцевское", в частности в домах N 12 по ул. Бочарова, N 26-а по ул. Школьной в п. Ерцево.
В соответствии с подпунктом 4.6.1.1 пункта 4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить следующее: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно подпункту 4.6.1.13 пункта 4.6 вышеуказанных правил кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем.
В соответствии с подпунктом 4.6.2.3 пункта 4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, устанавливающие требования к содержанию общего имущества.
В пункте 10 названных правил указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Факт нарушения предприятием правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, то есть совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, подтверждается актами от 28.09.2007 N N А09/7-05/617, А-09/7-05/618, протоколом от 28.09.2007 N А-09/7-03/341, постановлением от 02.10.2007 N 292.
Таким образом, Ерцевское МУП "Антей", являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт жилых домов и (или) жилых помещений МО "Ерцевское", подлежит административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В постановлении от 02.10.2007 N 292 указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении представитель предприятия с выявленными в ходе проведения мероприятия по государственному контролю нарушениями согласился, пояснив, что предприятием предпринимаются все возможные меры по надлежащему содержанию жилищного фонда. Аналогичные пояснения содержаться в апелляционной жалобе предприятия.
Также в апелляционной жалобе предприятие ссылается на то, что оно не имело возможности осуществлять ремонт жилого фонда в связи с тяжелым финансовым положением, большой дебиторской задолженностью по квартплате и коммунальным платежам, отсутствием финансирования, однако указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения от административной ответственности.
Правонарушения, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ, посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда.
Применительно к рассматриваемой ситуации законодателем предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих ответственность.
Вышеуказанные обстоятельства, в том числе тяжелое материальное положение предприятия, учтено жилищной инспекцией при назначении минимального наказания, предусмотренного санкцией статьи 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Устранение предприятием нарушений, выявленных в ходе проверки жилищной инспекцией, в 5-дневный срок (акты об устранении нарушений от 11.10.2007), свидетельствует о том, что у предприятия имелась возможность для соблюдения Правил, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ предприятие признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Поскольку событие административного правонарушения и вина предприятия в его совершении подтверждаются материалами дела, в действиях Ерцевского МУП "Антей" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что постановление от 28.03.2007 N 21-а принято с нарушением действующего законодательства, так как фактически жилфонд МО "Ерцевское" находится в собственности муниципального образования "Коношский муниципальный район" (далее - МО "Коношский муниципальный район"), акт приема-передачи имущества от МО "Коношский муниципальный район" к МО "Ерцевское" не подписан со стороны последнего в связи с отсутствием технической документации на жилые дома, снят представителем предприятия в судебном заседании 04.03.2008.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2007 N 272 по делу об административном правонарушении
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, госпошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная предприятием по квитанции Сбербанка РФ от 03.12.2007, подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 ноября 2007 года по делу N А05-10389/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ерцевская жилищно-коммунальная служба "Антей" администрации муниципального образования "Ерцевское" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Ерцевская жилищно-коммунальная служба "Антей" администрации муниципального образования "Ерцевское" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по квитанции Сбербанка РФ от 03.12.2007.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10389/2007
Истец: МУП "Ерцевская ЖКС "Антей" Администрации МО "Ерцевское"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5335/2007