Учет в медучреждениях: денежные поступления
Разъяснения, связанные с двумя постановлениями Правительства России от 30 декабря 2005 г. N 851 и 852, приходится давать и сотрудникам Федерального казначейства, и сотрудникам Минфина России. Некоторые из их ответов по бюджетному учету мы представляем вам.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 852 (далее - Постановление N 852) регулирует порядок получения медицинскими учреждениями средств от Фонда социального страхования РФ за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в порядке оплаты услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов. Порядок отражения в учете и отчетности средств, поступающих учреждениям здравоохранения от территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, регулируется другим правительственным постановлением - от 30 декабря 2005 г. N 851 (далее - Постановление N 851). Средства, поступающие учреждениям здравоохранения по Постановлению N 852, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция N 25н) отражаются следующими записями:
Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
- начисление сумм доходов на основании счета на оплату услуг с приложением талонов родовых сертификатов;
Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"
Кредит счета 2 205 03660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
- поступление сумм доходов.
Перечисленные денежные средства отражаются по дебету счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета" независимо от того, где открыт счет: в органах Казначейства или в расчетной сети ЦБ РФ.
Средства для учреждений здравоохранения от территориальных фондов медстраха для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, отражаются так:
Дебет 1 106 01 000 "Капитальные вложения в основные средства"
Кредит 1 401 01 180 "Прочие доходы";
- начисление сумм доходов на основании бюджетной заявки, составленной согласно приложению N 3 к приказу ФФОМС от 30 декабря 2005 г. N 133;
Вопрос - ответ: ликвидация учреждений
Последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества муниципальных учреждений. Механизм ликвидации четко прописан в различных нормативно-правовых актах, и все же с бюджетным учетом возникают некоторые сложности. Изучив ответы сотрудников Минфина России на запросы министерств финансов различных регионов, журнал "Бюджетный учет" освещает наиболее распространенные проблемы учета операций, связанных с ликвидацией бюджетного учреждения:
по имуществу муниципальной казны;
по передаче дебиторской и кредиторской задолженности.
Каков порядок отражения в учете и отчетности имущества муниципальной казны, в том числе операций по передаче имущества (основных средств) от ликвидируемого бюджетного учреждения в муниципальную казну, если орган имущественных отношений, принимающий на себя вышеуказанное имущество, не является самостоятельным юридическим лицом, а входит в структуру администрации местного самоуправления?
По мнению сотрудников Министерства финансов Российской Федерации, в случае если органы имущественных отношений входят в структуру администрации местного самоуправления и не являются самостоятельным юридическим лицом, имущество казны подлежит отражению на балансе администрации местного самоуправления. В этом случае факту постановки на баланс объектов основных средств ликвидируемого бюджетного учреждения соответствуют три бухгалтерские записи, составленные в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция N 25н):
Дебет счета 2 205 05 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счета 2 401 01 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"
Кредит счета 2 205 05 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
- поступление сумм доходов.
На основании постановления Правительства России от 30 декабря 2005 г. N 851 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медицинскую помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" централизованная бухгалтерия управления здравоохранения открыла в расчетной сети Центробанка отдельные счета в разрезе каждого лечебно-профилактического учреждения.
При проверке комиссия Центробанка указала, что лечебно-профилактические учреждения должны были сами открыть собственные счета. Как поступить в такой ситуации, если в уставах ЛПУ есть положение о том, что учреждения не имеют права открывать счета в банках?
Требование открывать отдельные счета в подразделениях расчетной сети Центробанка России для учета средств на оплату дополнительной медицинской помощи основано не на самом Постановлении N 851, а на подпункте "б" пункта 2 образца договора, приложенного к этому постановлению. Такое условие договора противоречит бюджетному законодательству. Более подробно о том, почему ни централизованные бухгалтерии, ни лечебно-профилактические учреждения не могут открывать счета в расчетно-кассовой сети Центробанка, рассказано в письмах Федерального казначейства:
от 3 апреля 2006 г. N 42-2.2-03/05;
от 4 мая 2006 г. N 42-2.2-03/09. Журнал "Бюджетный учет" публиковал эти письма в майском номере на страницах 1-2 блока "Новые документы в бюджетном учете".
Вопрос - ответ: ликвидация учреждений
Дебет 1 101 00 000 "Основные средства"
Кредит 1 106 01 000 "Капитальные вложения в основные средства";
Дебет 1 401 01 180 "Прочие доходы"
Кредит 1 104 00 000 "Амортизация".
Какие бухгалтерские записи соответствуют передаче дебиторской и кредиторской задолженности при ликвидации бюджетных учреждений, в том числе в случаях непризнания организациями-правопреемниками ликвидируемых бюджетных учреждений данной задолженности?
Никакой разницы между переданной и обычной дебиторской (кредиторской) задолженностью нет. В соответствии с Инструкцией N 25н образовавшаяся в течение отчетного года дебиторская (кредиторская) задолженность отражается в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счетов:
0 401 01 100 "Доходы учреждения" - для дебиторской задолженности;
0 401 01 200 "Расходы учреждения" - для кредиторской задолженности.
В случае если кредиторская задолженность по поставкам материальных ценностей образовалась после 1 января 2005 года, то есть после того как бюджетные учреждения перешли с кассового метода на метод начислений, сумму следует отразить как доход учреждения. То же самое необходимо сделать независимо от даты образования задолженности, если речь идет не о поставках, а о перечисленных (внесенных в кассу учреждения) кредитором денежных суммах.
Если образование кредиторской задолженности было связано с предпринимательской деятельностью бюджетного учреждения, то "отказная" сумма должна быть отражена в налоговых регистрах как внереализационный доход. Непризнанную дебиторскую задолженность при наличии правопреемника в расход списывать не нужно.
"Бюджетный учет", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100