10 апреля 2008 г. |
г. Вологда Дело N А52-4502/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Бочкаревой И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области Кочновой Т.Н. по доверенности от 21.12.2007 N 01-7301,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 24 декабря 2007 года по делу N А52-4502/2007 (судья Жупанова Л.В.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Магна" (далее - общество, ООО "Магна") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Псковской области (далее - управление, управление ФРС) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных целей от 26.12.2006, выраженного в сообщении от 26.07.2007 N 03-883.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 24.12.2007 по делу N А52-4502/2007 отказ в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных целей от 26.12.2006, выраженный в сообщении управления от 26.07.2007 N 03-883, признан незаконным.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на то, что понятия "участок лесного фонда" и "лесной участок" не равнозначны; предметом договора аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных целей от 26.12.2006 является участок лесного фонда, то есть лес, который с 08.12.2006 исключен из перечня объектов недвижимости; поэтому договор аренды такого участка государственной регистрации не подлежит; кроме того, на момент заключения вышеуказанного договора положения Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года), регулирующие порядок предоставления участков лесного фонда в аренду, утратили силу.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя управления, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба управления подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, 26.12.2006 между Федеральным государственным учреждением "Великолукский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Псковской области (далее - ФГУ "Великолукский лесхоз", арендодатель) и ООО "Магна" (далее - арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных целей (далее - договор аренды участка лесного фонда от 26.12.2006), в пунктах 2.1, 2.2 которого указано, что на основании Протокола о результатах лесного конкурса от 18.12.2006 N 3 арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда для культурно-оздоровительных целей общей площадью 0,5 га с кадастровым номером 60:02:000000:0159, расположенный на территории Великолукского района в лесах 1 группы ФГУ "Великолукский лесхоз" в квартале 133 выделе 12 Низовского лесничества.
В пункте 3 названного договора указано, что договор заключен сроком на 25 лет со дня его вступления в силу. Договор вступает в силу с момента его регистрации.
Общество 23.05.2007 обратилось в управление ФРС с заявлением N 5951 о регистрации вышеуказанного договора.
Управление ФРС со ссылкой на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации) отказало обществу в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 26.12.2006, направив сообщение от 26.07.2007 N 03-883 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.07.2007 N 03-883).
В обоснование отказа в государственной регистрации вышеуказанного договора управление указало на то, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенная часть Лесного кодекса 1997 года утратили силу; пунктом 1 статьи 16 Вводного закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ в пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) внесены изменения, в соответствии с которыми из числа объектов недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения. Следовательно, государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на участок лесного фонда, а также сделок с ним с 08.12.2006 не осуществляется.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса 1997 года к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Иное установлено положениями статей 31, 32, 34 Лесного кодекса 1997 года.
В силу статьи 34 Лесного кодекса 1997 года участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, за исключением случаев предоставления участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
Согласно статье 31 Лесного кодекса 1997 года по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования либо видов использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 32 Лесного кодекса 1997 года договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством.
С момента государственной регистрации договор аренды участка лесного фонда считается заключенным.
Из совокупности вышеуказанных правовых норм следует, что договор аренды участка лесного фонда от 26.12.2006 подлежал государственной регистрации в силу непосредственного указания на это в Лесном кодексе 1997 года и в соответствии с гражданским законодательством.
Вышеуказанные положения Лесного кодекса 1997 года утратили силу с 08.12.2006 в связи с вступлением в законную силу статьи 12 Вводного закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 16 Вводного закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ в пункт 1 статьи 130 ГК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми из числа объектов недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения.
Аналогичные изменения внесены статьей 22 вышеуказанного Вводного закона в статью 1 Федерального закона о государственной регистрации.
Таким образом, на момент подписания протокола по результатам проведения лесного конкурса (18.12.2006) и договора аренды участка лесного фонда (26.12.2006), равно как и на момент обращения общества в управление с заявлением о регистрации вышеуказанного договора (23.05.2007), и направления управлением сообщения об отказе в государственной регистрации от 26.07.2007 N 03-883, положения Лесного кодекса 1997 года об аренде участка лесного фонда уже не действовали, а леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
Основания для отказа в государственной регистрации объекта недвижимого имущества предусмотрены статьей 20 Федерального закона о государственной регистрации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 вышеуказанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с названным Федеральным законом.
В связи с изменениями гражданского и лесного законодательства, а также Федерального закона о государственной регистрации, участки лесного фонда перестали относиться к тому имуществу, права на которые подлежали государственной регистрации. Тем не менее, отсутствие государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда не влияет на решение вопроса о его заключении.
Таким образом, после вступления в законную силу Вводного закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ правовые основания для государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 26.12.2006 отсутствовали.
В пункте 1 статьи 4 предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом 2006 года (вступившим в законную силу с 01.01.2007) в срок до 01.01.2009. Для этого осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации".
Согласно положениям главы 6 Лесного кодекса 2006 года в аренду предоставляются лесные участки, представляющие собой земельные участки, границы которых определяются в соответствии с названным Кодексом.
В силу статьи 93 Лесного кодекса 2006 года право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации.
Следовательно, подлежат государственной регистрации право собственности и другие вещные права только на лесные участки (земельные участки), а не участки лесного фонда.
Ссылка суда первой инстанции в обоснование необходимости государственной регистрации договора аренды от 26.12.2006 на Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (признанного утратившим силу только постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договорах аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности"), является ошибочной по следующим основаниям.
Названное Положение утверждено в соответствии со статьей 31 Лесного кодекса1997 года и в части положений о государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, определения правового значения данной регистрации и правовых последствий ее отсутствия дублировало соответствующие нормы Лесного кодекса 1997 года и ГК РФ. В силу статьи 4 Федерального закона о государственной регистрации, статей 131, 164 ГК РФ государственная регистрация сделок и прав производится в случаях, установленных законами, в то время как вышеуказанное Положение относится к иным нормативным правовым актам.
Такой вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2008 по делу N А52-3757/2007.
Следует отметить, что в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.07.2007 N 03-883 указано, что оно принято на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации, в соответствии с которым в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем в названном сообщении не указано каких-либо замечаний к представленным на государственную регистрацию документам.
Данное нарушение не является существенным, поскольку сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.07.2007 N 03-883 содержит основания для отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, выразившиеся в нарушении требований абзаца 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации.
Таким образом, управление правомерно отказало обществу в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 26.12.2006.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Псковской области от 24.12.2007 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Поскольку апелляционная жалоба управления удовлетворена, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине подлежат взысканию с общества в пользу управления.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 24 декабря 2007 года по делу N А52-4502/2007 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Магна" о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 26.12.2006, выраженного в сообщении от 26.07.2007 N 03-883, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Магна" в пользу Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области расходы по госпошлине в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции. , апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
В.А. Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4502/2007
Истец: ООО "Магна"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Псковской области
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-462/2008