Недобросовестное поведение субъектов налоговых правоотношений как
основание ответственности
В последнее время в юридической литературе широко обсуждается вопрос об употреблении этических положений при конструировании и применении норм права. Думаем, что в таких случаях можно и нужно применять общечеловеческие принципы, не все можно урегулировать правом.
Понятие "добросовестность" - категория сугубо этическая, заимствованная правом для отграничения законопослушного и отклоняющегося поведения, в том числе в экономической деятельности.
Существует некий кругооборот этических принципов ведения экономической деятельности и соответствующих правовых норм. Выработанные практикой принципы трансформируются в правовые нормы, которые в свою очередь возвращаются в практику экономических отношений, чтобы упорядочивать и совершенствовать их с внесением в общественные отношения. Этот кругооборот замкнутый, но динамичный, учитывающий реальные изменения.
Добросовестность (добропорядочность) субъектов экономической деятельности - неотъемлемая часть этики бизнеса. Достаточно вспомнить период расцвета российской экономики конца XIX - начала XX в., когда купеческое слово ценилось даже выше, чем письменный договор. Признание лица "бесчестным" влекло общественную "смерть" делового человека.
Сегодня быть честным бизнесменом экономически выгоднее. Причем эту аксиому хорошо знают и чаще применяют крупные предприниматели, а среди мелких, к сожалению, еще встречаются любители наживы за чужой счет.
Современное законодательство все чаще обращается к этическим правилам. В рамках цивилистики наглядно видна трансформация этических положений в принцип договорных отношений (ст. 425 ГК РФ) и в принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Отсюда следуют обязанности соблюдения условий договора всеми участниками и возмещения причиненного вреда.
В контексте налогового права добросовестность состоит в соблюдении субъектами экономической деятельности требований этики бизнеса и правовых норм, в честном выполнении своих обязательств друг перед другом. Думаем, что нормативно закреплять определение термина "добросовестность" в НК РФ излишне, достаточно будет указания на соблюдения данного принципа всеми субъектами налоговых правоотношений.
Таким образом, добросовестность в налоговом праве презюмирует взаимные права и обязанности субъектов. Так, для налогоплательщика - это обязанность своевременно и в полном объеме уплатить установленные законом налоги и (или) сборы, для налогового органа - обязанность своевременно информировать обо всех изменениях налогового законодательства и всемерно помогать налогоплательщику в его нелегкой обязанности по уплате налогов. Налоговый агент обязан своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги и (или) сборы с налогоплательщика.
В связи с последним возникает практический вопрос: можно ли привлечь к ответственности (и к какой) бухгалтера организации, вовремя не представившего работнику справку по форме N 2-НДФЛ или представившего ее с нарушением требований НК РФ? Кто в данном случае должен нести ответственность за непредставление декларации или ее представление с ложными сведениями? По закону ответственность несет налогоплательщик, хотя, считаем, что в этом случае он исключительно добросовестен. Поэтому, пока принцип добросовестности будет применяться только к налогоплательщику, а не ко всем субъектам налоговых отношений, до тех пор о добросовестности всех налоговых субъектов рано говорить.
С.С. Якимова,
адвокат, г. Тольятти,
соискатель Саратовского юридического института МВД России
"Ваш налоговый адвокат", N 3, III квартал 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru