15 апреля 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-12328/2007 |
Резолютивная часть постановления вынесена 08 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Архангельское предприятие котельных" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 января 2008 года по делу N А05-12328/2007 (судья Ипаев С.Г.) ,
установил
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее - управление, управление ПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Архангельское предприятие котельных" муниципального образования "Город Архангельск" (далее - предприятие, МУП "АПК") о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в общей сумме 259 614 рублей 40 копеек.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31.01.2008 по делу N А05-12328/2007 с предприятия взысканы страховые взносы за 1 и 2 кварталы 2007 года в сумме 54 764 рублей, пени в сумме 203 762 рублей 19 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на то, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ), то есть после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; в силу статьи 126 вышеуказанного Федерального закона с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что мотивировочная часть апелляционной жалобы не соответствует ее резолютивной части, в частности, предприятие просит отменить решение суда полностью, в то время как мотивировочная часть не содержит оснований для отмены решения в части требований, в удовлетворении которых управлению ПФ РФ отказано. Таким образом, предприятие не согласилась с решением суда только в удовлетворенной части требований управления, поэтому апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в указанной части.
Предприятие, управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.2005 по делу N А05-666/05-21 в отношении МУП "АПК" введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.06.2005 по данному делу предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство; определением от 07.11.2007 срок конкурсного производства продлен на шесть месяцев.
В период конкурсного производства управление ПФ РФ направило предприятию требование N 151261 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 01.10.2007, согласно которому предприятию предложено в срок до 16.10.2007 уплатить недоимку по страховым взносам и пени за первое полугодие 2007 года в общей сумме 259 614 рублей 40 копеек, в том числе страховые взносы: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 45 849 рублей, на накопительную часть - в сумме 8915 рублей и пени, начисленные на недоимку по указанным взносам: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 183 648 рублей 18 копеек, на накопительную часть - в сумме 21 202 рублей 22 копеек.
Поскольку указанное требование в добровольном порядке предприятием не исполнено, управление ПФ РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеням.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ обязательные платежи относятся к текущим платежам, если возникли после принятия заявления о признании должника банкротом, а также срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, которые по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Обязанность по уплате страховых взносов по данному делу возникла у предприятия после признания его банкротом и открытия конкурсного производства.
Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).
Вместе с тем в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 применительно к положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ разъяснено, что при применении пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации порядке, то есть вне очереди. Указанные требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что пени в общей сумме 203 762 рублей 19 копеек начислены предприятию за следующие периоды: на недоимку по страховым взносам за 2005 год в сумме 198 396 рублей 92 копеек, за 1 квартал 2006 года - в сумме 858 рублей 60 копеек, за 2, 3, 4 кварталы 2006 года - в сумме 2749 рублей 27 копеек, за 1 и 2 квартал 2007 года - в сумме 1757 рублей 40 копеек.
Доводы предприятия о неправомерном начислении пеней в связи с тем, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства начисление их прекращается, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
В абзаце 1 пункта 29 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 разъяснено, что при применении предусмотренной абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Таким образом, положения о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства пеней, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, не распространяются на текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства.
Согласно абзацу 2 пункта 29 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки.
Следовательно, управление ПФ РФ правомерно начислило пени по страховым взносам, срок уплаты которых наступил после открытия конкурсного производства.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно взысканы с предприятия страховые взносы за 1 и 2 кварталы 2007 года в сумме 54 764 рублей, пени в сумме 203 762 рублей 19 копеек.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, а при обращении в суд с апелляционной жалобой предприятием государственная пошлина не уплачивалась ввиду предоставления отсрочки по ее уплате, в соответствии со статьями 102 АПК РФ, 333.21 НК РФ с него подлежит взысканию госпошлина в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 января 2008 года по делу N А05-12328/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Архангельское предприятие котельных" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Архангельское предприятие котельных" муниципального образования "Город Архангельск" в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
В.А. Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12328/2007
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске
Ответчик: МУП "Архангельское предприятие котельных" МО "Город Архангельск", Конкурсный управляющий МУП "Архангельское предприятие котельных" МО "Город Архангельск" Прудиев В.М., Конкурсный управляющий МУП "Архангельское предприятие котельных" МО "Город Архангельск" Прудиев В.М
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-941/2008