17 апреля 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-12282/2007 |
Резолютивная часть постановления вынесена 10 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котласе и Котласском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 января 2008 года по делу N А05-12282/2007 (судья Пигурнова Н.И.),
установил
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котласе и Котласском районе Архангельской области (далее - управление, управление ПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Беломортранс-Котлас" (далее - общество, ООО Беломортранс-Котлас") о взыскании штрафа за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2006 год в сумме 9060 рублей 10 копеек.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31.01.2008 по делу N А05-12282/2007 в удовлетворении требований управления отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что несоответствие общей суммы начисленных страховых взносов в сведениях, представленных в управление ПФ РФ, сумме, указанной обществом в декларации по страховым взносам, свидетельствует о том, что индивидуальные сведения в отношении всех работников либо их части являются недостоверными; выявить по каким работникам неверно начислены страховые взносы в индивидуальных сведениях может только работодатель, производящий начисления; уклонение работодателя от представления данных сведений не исключает его ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ); сведения, указанные в расчетах авансовых платежей и в декларации за 2006 год, являются достоверными, поскольку общество своими ежемесячными платежами подтверждает правильность сумм начисленных страховых взносов, указанных в расчетах и декларации за 2006 год.
Управление, общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, общество, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, 05.03.2007 представило в управление Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год по форме АДВ-11 (далее - ведомость по форме АДВ-11), в которой общая сумма страховых взносов, начисленных на страховую часть трудовой пенсии составила 65 021 рубль, на накопительную часть трудовой пенсии - 25 483 рубля.
Управление направило обществу уведомление от 01.08.2007 N 22461, в котором указало на то, что при сверке сумм страховых взносов, указанных в ведомости по форме АДВ-11 и в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год (далее - декларация за 2006 год), выявлены расхождения в суммах начисленных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии; обществу предложено представить уточненную декларацию за 2006 год и правильные индивидуальные сведения.
Управлением ПФ РФ проведена проверка достоверности индивидуальных сведений, представленных обществом, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой составлен акт от 20.08.2007 N 26.
Рассмотрев акт от 20.08.2007 N 26, начальником управления принято решение от 11.09.2007 N 26, в котором зафиксировано правонарушение, выразившееся в том, что обществом представлены недостоверные сведения за 2006 год, предусмотренные статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ, и необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, а именно: суммы начисленных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, указанные в ведомости по форме АДВ-11, не соответствуют названным суммам в декларации за 2006 год.
По декларации за 2006 год всего начислены страховые взносы в сумме 90 601 рубля, в том числе на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 65 083 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 25 518 рублей; по ведомости по форме АДВ-11 всего начислены страховые взносы в сумме 90 504 рублей, в том числе на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 65 021 рубля, на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 25 483 рублей.
Решением от 11.09.2007 N 26 общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за предоставление недостоверных сведений, в виде взыскания финансовой санкции в размере 10 % причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 9060 рублей 10 копеек (90601 х 10 %).
Во исполнение решения от 11.09.2007 N 26 управление направило обществу требование N 26 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 04.10.2007, которым обществу предложено в срок до 19.10.2007 уплатить штраф за представление недостоверных индивидуальных сведений за 2006 год в сумме 9060 рублей 10 копеек.
Поскольку указанное требование в добровольном порядке обществом не исполнено, управление ПФ РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в сумме 9060 рублей 10 копеек.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Названный федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения, которые должны быть представлены в орган Пенсионного фонда и срок их представления установлены в статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона дополнительно к вышеуказанным сведениям, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Согласно пункту 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (далее - Инструкция), каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.
Вместе с индивидуальными сведениями страхователь представляет ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя из правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности.
Таким образом, по смыслу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены либо в отношении которых представлены недостоверные сведения.
Доводы управления ПФ РФ о том, что сведения в отношении каждого застрахованного лица у него отсутствуют ввиду их непредставления обществом, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, своевременного и правильного представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за непредставление которых в установленные сроки к страхователям применяются финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 35 Инструкции территориальные органы осуществляют контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства.
Поскольку отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, в отношении какого количества работников сведения являются недостоверными, управлением неправомерно рассчитан штраф в размере 10 % от суммы платежей за 2006 год за всех застрахованных лиц в сумме 9060 рублей 10 копеек.
Кроме того, управление ПФ РФ не доказало недостоверность сведений об общих суммах страховых взносов, указанных обществом в ведомости по форме АДВ-11.
Ссылка управления на то, что достоверность сведений, отраженных обществом в декларации за 2006 год, подтверждается расчетами авансовых платежей за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2006 года и платежами общества, является необоснованной, поскольку осуществление платежей в соответствии с расчетами авансовых платежей само по себе не свидетельствует о правильности сведений, указанных в декларации и в расчетах, по сравнению со сведениями, указанными в ведомости по форме АДВ-11.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований управления ПФ РФ о взыскании штрафа за непредставление недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2006 год в сумме 9060 рублей 10 копеек.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, а управление на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено, госпошлина с него в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 января 2008 года по делу N А05-12282/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котласе и Котласском районе Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
В.А. Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12282/2007
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области
Ответчик: ООО "Беломортранс-Котлас", Общество с ограниченной ответственностью "Беломортранс-Котлас"