24 апреля 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-1515/2008 |
Резолютивная часть постановления вынесена 17 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Гаврилова Александра Сергеевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 марта 2008 года по делу N А05-1515/2008 (судья Меньшикова И.А.),
установил
предприниматель Гаврилов Александр Сергеевич обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2008 N 13-11/868 ДСП по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04.03.2008 по делу N А05-1515/2008 в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2008 N 13-11/868 ДСП отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что в настоящее время отсутствует государственный реестр контрольно-кассовой техники, включающий персональные и программно-технические комплексы. Кроме того, полагает, что лица, использующие в своей деятельности виды контрольно-кассовых машин, не указанных в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 02.05.2003 N 54), не привлекаются к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники.
Предприниматель, инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Инспекция отзыв на апелляционную жалобу предпринимателя не представила.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба предпринимателя подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 21.01.2008 N 43 старшими должностными лицами инспекции проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ в магазине "Шанс", принадлежащем предпринимателю Гаврилову Александру Сергеевичу, расположенном по адресу: г. Новодвинск, улица 3-ей Пятилетки, д. 30.
По результатам проверки составлены акт от 31.01.2008 N 001474 и протокол от 01.02.2008 N 18 об административном правонарушении (далее - протокол от 01.02.2008 N 18).
В протоколе от 01.02.2008 N 18 зафиксировано административное правонарушение, выразившееся в том, что 31.01.2008 в 16 часов 20 минут в магазине "Шанс", принадлежащем предпринимателю Гаврилову Александру Сергеевичу, расположенному по адресу: г. Новодвинск, улица 3-ей Пятилетки, д. 30, при приеме денежных средств в счет оплаты услуг сотовой связи "Мегафон" на сумму 100 рублей через автомат по приему платежей (платежный терминал) марки ОСМП-2 N 461035610 (системный N 8362081), выявлен факт неприменения контрольно-кассовой техники.
В результате предпринимателем Гавриловым А.С. нарушены пункты 2, 4, 5 Федерального закона от 02.05.2003 N 54-ФЗ.
Рассмотрев протокол от 01.02.2008 N 18 и приложенные к нему материалы проверки, исполняющий обязанности начальника инспекции принял постановление от 07.08.2008 N 13-11/868 ДСП по делу об административном правонарушении и о назначении административного наказания (далее - постановление 07.08.2008 N 13-11/868 ДСП), которым предприниматель Гаврилов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 3000 рублей.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона к контрольно-кассовой технике, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, относятся контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.05.2003 N 54-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии с пунктом 1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам и включенных Комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Контрольно-кассовые машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.
Перечень моделей контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации, предусматривается Государственным реестром контрольно-кассовой техники.
В настоящее время в данном Государственном реестре указаны оборудованные устройствами фискальной памяти контрольно-кассовые машины. Перечень электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов в указанном реестре отсутствует.
Между тем применение электронно-вычислительных машин и программно-технических комплексов предусмотрено Федеральным Законом от 02.05.2003 N 54-ФЗ наравне с контрольно-кассовыми машинами.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 Федерального закона от 02.05.2003 N 54-ФЗ в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов. В связи с этим судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.
Данная позиция отражена и в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2008 N 11301/07.
Таким образом, использование предпринимателем при расчетах вместо контрольно-кассовой машины платежного терминала, не оборудованного встроенным фискальным регистратором, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2008 N 13-11/868 ДСП.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.03.2008 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 марта 2008 года по делу N А05-1515/2008 отменить.
Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 07.02.2008 N 13-11/868 ДСП о привлечении предпринимателя Гаврилова Александра Сергеевича к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 3000 рублей признать незаконным и отменить.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
В.А. Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1515/2008
Истец: Гаврилов Александр Сергеевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и НАО
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1090/2008