Платить налоги - это выгодно
В последнее время государство приняло ряд мер по легализации доходов физических лиц: начиная с 2001 года была введена одна из самых низких в мире единая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13%, а в 2005 году были снижены ставки по единому социальному налогу.
Но государство не только стимулирует бизнес, но и переходит в наступление на неплательщиков налогов. Предпринимателям приходится объяснять представителям властей причину низких зарплат своих сотрудников, что свидетельствует о возможном использовании "зарплатных" схем. Как показывает практика, после подобного "общения" бизнесменов с чиновниками в некоторых регионах размер выплат работникам вырос в несколько раз.
Постараемся доказать с помощью математических расчетов тем, кто еще находится "в тени", что легальная выплата зарплаты своим сотрудникам является экономически выгодной для организации.
Обозначим фонд оплаты труда организации до легализации расходов на оплату труда как ФОТдл.
Предположим, что работодателю в случае легализации зарплаты придется компенсировать в полном объеме налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который работники будут платить после легализации доходов, то есть фактически увеличить размер окладов. Принимая во внимание, что налоговая ставка по НДФЛ составляет в соответствии с п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) 13%, рассчитаем новый фонд оплаты труда (обозначим его как ФОТ) следующим образом:
ФОТ = 100 : (100% - 87%) х ФОТдл = 100% : 87% х ФОТдл. (1)
Из уравнения (1) можно сделать вывод, что только одна компенсация НДФЛ со стороны работодателя приведет к увеличению расходов на 14,94% (100% : 87% х 100% - 100%).
Легализация расходов на оплату труда приведет к тому, что организации придется уплачивать единый социальный налог (ЕСН). Ввиду того что сумма ЕСН будет зависеть от размера налоговой базы по каждому работнику, работодатель должен будет применить и различные налоговые ставки с учетом требований ст. 241 НК РФ.
Допустим, что работодатель легализует расходы на оплату труда, которые в полном объеме учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль согласно ст. 255 НК РФ.
С учетом вышесделанных допущений платежи работодателя увеличатся на суммы НДФЛ и ЕСН. Выгода же работодателя будет состоять в уменьшении налога на прибыль, снижение которого произойдет за счет того, что на расходы будут отнесены суммы ЕСН и входящего в фонд оплаты труда НДФЛ. Допустим, что работодатель исчисляет налог на прибыль по ставке 24% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Общее налоговое бремя работодателя складывается из суммы НДФЛ и ЕСН за минусом суммы уменьшенного в результате легализации налога на прибыль организаций. Уменьшение налога на прибыль вызвано в свою очередь увеличением расходов на оплату труда и суммы ЕСН, учитываемых в составе расходов в целях налогообложения после легализации (ст. 255, подпункт 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Выразим общее налоговое бремя работодателя следующей формулой:
13% х ФОТ + ЕСН - 24% х (ФОТ + ЕСН) = 13% х ФОТ + ЕСН - 24% х ФОТ -
24% х ЕСН = (13% - 24%) х ФОТ + (100% - 24%) х ЕСН = -11% х ФОТ + 76% х
ЕСН. (2)
Именно из формулы (2) при вышеуказанных ограничениях можно сделать вывод, выгадает или потеряет организация от легализации расходов работников на оплату труда. Нетрудно заметить, что математическое выражение выгоды (потерь) представляет собой разницу между 76% ЕСН, исчисленного с нового фонда оплаты труда, и 11% нового фонда оплаты труда.
Пример.
Допустим, что в организации трудятся 11 человек, получающие заработную плату "в конвертах". При этом один работник (назовем его руководителем проекта) имеет ежемесячный оклад 90 000 руб., а остальные работники - по 55 000 руб. После легализации расходов на оплату труда новые оклады работников, полученные исходя из формулы (1) и представляющие собой старые оклады работников с учетом компенсации НДФЛ, составят: руководителя проекта - 103 448,28 руб., остальных работников - по 63 218,39 руб.
Из формулы (2) вычислим экономический эффект от легализации зарплат работников. Для начала исчислим ЕСН исходя из новых окладов. В год оклад руководителя проекта составит 1 241 379,36 руб. (103 448,28 руб. х 12 мес.), а остальных работников - по 758 620,68 руб. (63 218,39 руб. х 12 мес.). Соответственно согласно п. 1 ст. 241 НК РФ по руководителю проекта ЕСН составит 117 627,59 руб. [104 800 руб. + (1 241 379,36 руб. - 600 000 руб.) х 2%]; по прочим работникам - по 107 972,41 руб. [104 800 руб. + (758 620,68 руб. - 600 000 руб.) х 2%]. Таким образом, организация должна уплатить ЕСН в сумме 1 197 351,72 руб. (117 627,59 руб. + 107 972,41 руб. х 10 чел.). Новый фонд оплаты труда составит 8 827 586,2 руб. (1 241 379,36 руб. + 758 620,68 руб. х 10 чел.). Теперь, имея все исходные данные, вычислим согласно формуле (2) выгоду, полученную организацией от легализации доходов ее сотрудников:
-11% х 8 827 586,2 руб. + 76% х 1 197 351,72 руб. = - 61 047,2 руб.
Из данного примера можно сделать вывод, что выгода компании от легализации доходов ее сотрудников составит более 61 000 руб. в год. Некоторые могут возразить, что это столь незначительная сумма для рассматриваемого примера, что ее можно было бы проигнорировать. Однако хотелось бы отметить, что у некоторых специалистов сложилось устойчивое мнение, что выход организаций "из тени" сопровождается дополнительными экономическими издержками. На данном конкретном примере показано, что это не всегда так.
Преимущества легализации доходов работников организации носят не только экономический характер. В данном случае исключаются риски привлечения к уголовной ответственности должностных лиц организаций, использующих выплату заработной платы "в конвертах". Так, не составит труда исчислить ЕСН с "теневой" заработной платы. Заработная плата руководителя в год составит 1 080 000 руб. (90 000 руб. х 12), остальных работников - по 660 000 руб. (55 000 руб. х 12). Следовательно, по руководителю проекта ЕСН занижен в сумме 114 400 руб. [104 800 руб. + (1 080 000 руб. - 600 000 руб.) х 2%]; по всем иным работникам - в сумме 1 060 000 руб. {[104 800 руб. + (660 000 руб. - 600 000 руб.) х 2%] х 10 чел.}. Итоговая сумма заниженного ЕСН в год составит 1 174 400 руб. (114 400 руб. + 1 060 000 руб.), или за три финансовых года более 3,5 млн. руб. Сумма неудержанного НДФЛ за три финансовых года превысит 2 900 000 руб. Очевидно, что руководители организации могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 199 и 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
От легализации доходов выгоду получают и работники. Например, при получении кредитов необходимо документальное подтверждение размера заработной платы работника. Таким образом, сотрудники организации уже в краткосрочном периоде смогут ощутить достоинства легальной выплаты заработной платы. К преимуществам долгосрочного плана необходимо отнести увеличение отчислений на пенсионное обеспечение.
Теперь зададимся вопросом, при какой эффективной налоговой ставке по ЕСН организация получает выгоды от легализации заработной платы. Эффективной налоговой ставкой С назовем отношение суммы ЕСН к новому фонду оплаты труда ФОТ. Выражение (2) примет следующий вид:
(-11% + 76% х С) х ФОТ. (3)
Как мы наблюдали выше, организация будет иметь выгоду, если выражение (3) будет отрицательным (меньше нуля). Из этого следует, что эффективная ставка по ЕСН С должна быть меньше 14,47%. Видно, что такая ставка возможна при получении большей частью работников годовых доходов в сумме более 600 000 руб. Из формулы (3) можно сделать и другой вывод: государство может сделать экономически выгодной легализацию расходов на оплату труда, установив для определенных категорий налогоплательщиков ставку по ЕСН в размере менее 14,47% посредством изменения шкалы налогообложения.
Предположив, что все работники имеют одинаковый оклад (обозначим его как О), найдем величину оклада, при котором выгодна легализация заработной платы. Сумма ЕСН по каждому работнику (ЕСНр) исчисляется следующим образом:
ЕСНр = 104 800 руб. + 2% х (О - 600 000 руб.).
Отношение данной суммы ЕСНр по каждому работнику к сумме его оклада О должно быть менее 14,47%:
ЕСНр : О = [104 800 руб. + 2% х (О - 600 000 руб.)] : О х 14,47%. (4)
Из выражения (4) следует, что легализация расходов на оплату труда всегда экономически выгодна для тех организаций, в которых каждый сотрудник получает "в конверте" более 52 000 руб. ежемесячно (то есть при значении О более 52 000 руб.).
Выше мы рассматривали ситуацию, когда легализуется полностью вся заработная плата. Иными словами, речь шла о тех работниках, которые вообще не получали официальную заработную плату. Однако, как правило, организации отражают незначительную часть расходов на оплату труда в учете и отчетности. В таком случае формула (2) несколько изменится:
-11% х ФОТл + 76% х ЕСНл. (5)
В данном выражении (5) ФОТл обозначены суммы выведенных "из тени" (легализованных) расходов на оплату труда, а ЕСНл - суммы увеличения ЕСН, полученные в результате легализации. При этом необходимо учитывать, что при исчислении суммы ЕСНл применяются соответствующие налоговые ставки.
Поясним вышеприведенное на условном примере.
Пример.
Допустим, что в организации только одному сотруднику выплачивается заработная плата "в конверте" в сумме 174 000 руб. в год. Остальные 300 000 руб. (в год) - это официальный доход работника. Легализованные доходы работника исходя из формулы (1) составят 200 000 руб. (174 000 руб. х 100% : 87%). Рассчитаем увеличение ЕСН. Исходя из требований п. 1 ст. 241 НК РФ к налоговой базе от 280 000 руб. до 600 000 руб. применяется налоговая ставка 10%. Следовательно, легализованные доходы работника в размере 200 000 руб. будут облагаться по ставке 10% и ЕСН составит 20 000 руб. Применяя формулу (5) и учитывая, что ФОТл = 200 000 руб. и ЕСНл = 20 000 руб., получим экономическую выгоду от легализации расходов на оплату труда в сумме 6800 руб. в год (-11% х 200 000 руб. + 76% х 20 000 руб.).
Как видим, ограничение по эффективной налоговой ставке по ЕСН в случае легализации части расходов на оплату труда (5) менее жесткое, нежели то, что касается вывода "из тени" всех доходов сотрудников (2). Это обусловлено тем, что в первом случае ставка менее 14,47% применяется при легализации годовых доходов свыше 280 000 руб. (ежемесячных доходов - свыше 23 400 руб.).
Выводы.
1. Легализация расходов на оплату труда исключает риск привлечения руководителей организации к уголовной ответственности за уклонение от уплаты ЕСН и неисполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ.
2. Легализация доходов позволяет работникам более полно реализовывать свои права (получение кредитов, пенсии и т.д.).
3. Организации могут получать экономические выгоды, что возможно, если полностью выводятся "из тени" доходы работников, превышающие 52 000 руб. в месяц, либо если организация уже выплачивает официально ежемесячную заработную плату в размере не менее 23 400 руб. и легализует доходы сверх этой суммы.
Необходимо также отметить, что легализация экономически выгодна для налогоплательщика, если он применяет ставку ЕСН в размере менее 14,47%. В этой связи представляется, что, понижая налоговую ставку для уровня доходов в размере 280 000 руб. в год, государство имеет действенный рычаг для дальнейшего вывода "из тени" доходов физических лиц.
Н.Н. Злыгостев,
начальник отдела налогообложения
группы компаний "Торговый дом "Перекресток"
"Налоговый вестник", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1