Организация осуществляет производство и реализацию периодических печатных изданий. При этом часто возникает ситуация, при которой часть тиража номера журнала остается не реализованной потребителям до выхода нового номера, что приводит к его моральному устареванию.
Каким образом учитываются в составе расходов потери при списании морально устаревшей периодической печатной продукции?
Подпунктом 44 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрено включение в перечень прочих расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в данном подпункте п. 1 ст. 264 НК РФ (морально устаревшей), продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходов на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Расходом признается, в частности, стоимость периодических печатных изданий, не реализованных в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания.
Одновременно в соответствии с п. 21 ст. 250 НК РФ доходы в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подпунктами 43 и 44 п. 1 ст. 264 настоящего Кодекса, признаются внереализационными доходами налогоплательщика.
Таким образом, в установленных случаях законодательством предусмотрено восстановление при формировании налоговой базы по налогу на прибыль расходов на производство и реализацию продукции средств массовой информации, ранее списанных в расходы, уменьшающие налоговую базу.
Обобщая отдельные положения главы 25 НК РФ, учитывающие специфику деятельности организаций, осуществляющих производство и реализацию продукции средств массовой информации, необходимо отметить следующее: они имеют право включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, затраты по производству и реализации печатной продукции согласно положениям соответствующих статей настоящего Кодекса.
При возврате покупателями продукции либо при списании продукции средств массовой информации по основаниям, предусмотренным подпунктами 43 и 44 п. 1 ст. 264 НК РФ, затраты на производство и реализацию вышеуказанной продукции подлежат восстановлению путем включения в состав внереализационных доходов. При этом организация вправе учесть в составе прочих расходов расходы на изготовление данной продукции в пределах 10% от стоимости соответствующего тиража, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации.
Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 июля 2006 г.
"Налоговый вестник", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1