11 июня 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-1221/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 марта 2008 года по делу N А05-1221/2008 (судья Шадрина Е.Н.),
установил
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - управление, управление ФСИН) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее - инспекция) при участии третьих лиц Государственного унитарного предприятия учреждения УГ-42/7 ГУИН Минюста России УИН по Архангельской области (далее - предприятие, предприятие учреждения УГ-42/7 УИН по Архангельской области), Управления по технологическому и экологическому надзору в Архангельской области (далее - управление Ростехнадзора) о признании незаконным отказа в списании предприятию учреждения УГ-42/7 УИН по Архангельской области задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, а также начисленных на нее пеней в размере остатка отвлеченных средств в сумме 451 147 рублей 49 копеек, выраженного в письме от 14.09.2007 N 10-25/31725, и возложении на инспекцию обязанности оформить (принять) соответствующее решение о списании.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.03.2008 по делу N А05-1221/2008 в удовлетворении требований управления отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на наличие оснований для списания задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, а также начисленных на нее пеней в размере остатка отвлеченных средств в сумме 451 147 рублей 49 копеек.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, надлежащим образом извещены о времени и месте ее рассмотрения, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, управление ФСИН обратилось в инспекцию с заявлением от 17.08.2007 N 29/6-4975 о списании предприятию учреждения УГ-42/7 УИН по Архангельской области задолженности, образовавшейся до 01.01.2005, по платежам за негативное воздействие на окружающую среду и пеней в общей сумме 451 147 рублей 49 копеек.
Письмом от 14.09.2007 N 10-25/31725 инспекция оставила заявление управления без исполнения, сообщив, что в соответствии с совместным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) от 01.11.2005 NN 806, САЭ-3-21/553@ "Об утверждении порядка передачи органами Федеральной налоговой службы органам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду и дальнейшего взаимодействия органов ФНС России и органов Ростехнадзора в части указанной платы по вопросам проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед бюджетом и инициирования процедур банкротства" (далее - совместный приказ Ростехнадзора, ФНС России от 01.11.2005 NN 806, САЭ-3-21/553@) вся имеющаяся информация по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду передана инспекцией управлению Ростехнадзора, на которое согласно приказу Ростехнадзора от 26.01.2006 N 47 "О возложении функций администраторов" возложено администрирование по данному виду платежа (далее - приказ Ростехнадзора от 26.01.2006 N 47). В настоящее время карточка расчета предприятия с бюджетом по платежам за негативное воздействие на окружающую среду отсутствует, соответственно задолженности, подлежащей списанию, не имеется.
Статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1) предусмотрено, что уголовно-исполнительная система включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний. В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
Управление ФСИН является территориальным органом уголовно-исполнительной системы.
В силу статьи 7 Закона N 5473-1 в интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
Статьей 125 Федерального закона от 03.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что в связи с реформированием федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые мастерские, имеющие статус подразделений указанных учреждений, Правительство Российской Федерации вправе в 2005 году по отдельным решениям списывать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993-2001 годах средств этих предприятий на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В целях реализации статьи 125 Федерального закона от 03.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 07.11.2005 N 660 "Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней", в пункте 1 которого установлено, что задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по перечню согласно Приложению, образовавшаяся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежат списанию (за исключением задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся после 1 января 2002 года, а также начисленных на нее пеней).
Вышеуказанным постановлением утверждены Перечень федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, задолженность которых по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленные на нее пени подлежат списанию (далее - Перечень) и Правила списания задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - Правила списания задолженности).
Под номером 172 Перечня указано предприятие учреждения УГ-42/7 УИН по Архангельской области.
Статьей 122 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" установлено, что в 2006 году списание задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также задолженности по штрафам и пеням, образовавшейся в связи с отвлечением в 1993-2001 годах средств указанных предприятий на нужды учреждений уголовно-исполнительной системы продолжается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в 2005 году.
Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" не установлено продолжение такого списания задолженности.
На основании изложенного с учетом того, что в силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, с 01.01.2007 постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 660 применению не подлежит.
Таким образом, заявление о списании задолженности должно быть подано управлением до 01.01.2007.
Вместе с тем управление направило вышеназванное заявление в инспекцию 17.08.2007, то есть за пределами установленного законодательством срока для списания задолженности.
Ссылка управления ФСИН на заявление от 26.12.2005 N 29/6-5645 и акт сверки расчетов плательщика по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2005 по 30.04.2006 не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Управление 26.12.2005 обратилось в инспекцию с заявлением N 29/6-5645 о списании задолженности предприятию учреждения УГ-42/7 УИН по Архангельской области по обязательным платежам в федеральный, местный бюджеты и внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней. В перечне заявленных к списанию налогов указана плата за негативное воздействие на окружающую среду, однако задолженность по ней отсутствовала (равна "0").
Управлением Ростехнадзора и предприятием составлен акт сверки расчетов плательщика по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2005 по 30.04.2006, в котором задолженность по указанным платежам и пеням составила 451 147 рублей 49 копеек.
Согласно пункту 4 Правил списания задолженности налоговый орган либо исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения предприятия уголовно-исполнительной системы проводит в срок не позднее 30 дней после получения заявления о списании задолженности сверку расчетов размера задолженности и составляет совместно с территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний соответствующий акт, на основании которого оформляется решение о списании задолженности.
По смыслу вышеуказанной нормы акт сверки составляется только после получения заявления о списании задолженности по суммам, указанным в самом заявлении.
Кроме того, акт сверки составляется инспекцией с управлением ФСИН, а не управлением Ростехнадзора и предприятием учреждения УГ-42/7 УИН по Архангельской области.
Также названными Правилами не предусмотрена сверка задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду между инспекцией и управлением Ростехнадзора.
В отношении администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду и действовавшего до 01.01.2007 порядка списания задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду необходимо отметить следующее.
С 2005 года функции по администрированию платежей за негативное воздействие на природную среду осуществляли органы Ростехнадзора на основании совместного приказа Ростехнадзора, ФНС России от 01.11.2005 N N 806, САЭ-3-21/553@.
Целью вышеназванного приказа явилось установление единого порядка передачи органами ФНС России органам Ростехнадзора информации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду и дальнейшего взаимодействия органов ФНС России и органов Ростехнадзора в части указанной платы по вопросам проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед бюджетом и инициирования процедур банкротства в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" и Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации".
Приказом Ростехнадзора от 26.01.2006 N 47 функции по администрированию платежей за негативное воздействие на окружающую среду возложены на управления Ростехнадзора.
Пунктом 3 вышеназванного приказа установлено, что администраторы платежей на соответствующей территории выполняют следующие функции: контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет платежей, пеней и штрафов по ним; начисление и учет платежей (пеней и штрафов по ним) в установленном порядке; взыскание задолженности по платежам (пени и штрафам) в бюджет; принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей (пеней и штрафов по ним); доведение до плательщиков реквизитов счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства для учета соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним), и порядка заполнения платежных поручений на перечисление в бюджет соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним).
В силу пункта 3 Правил списания задолженности решение принимается налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 7.3 пункта 7 раздела III Порядка, утвержденного совместным приказом Ростехнадзора, ФНС России от 01.11.2005 N N 806, САЭ-3-21/553@) (далее - Порядок), налоговые органы ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, в котором производится оценка выполнения плательщиками условий реструктуризации задолженности, получают от территориальных органов Ростехнадзора информацию об уплаченных суммах текущих платежей по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также платежей, уплаченных плательщиками по графикам погашения задолженности.
Подпунктом 7.1 пункта 7 раздела III Порядка предусмотрено, что инспекции ФНС России по районам и городам направляют на бумажном носителе в территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождении плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду информацию о плательщиках, в отношении которых налоговыми органами приняты решения о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, в пятнадцатидневный срок с момента принятия такого решения.
Таким образом, функции по администрированию платежей за негативное воздействие на окружающую среду осуществлялись органами Ростехнадзора, а обязанности по принятию решения о списании задолженности возлагались на налоговые органы.
При этом не принимается во внимание довод управления о том, что по настоящему делу к задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду применяется порядок администрирования, установленный до 01.01.2005, поскольку данный порядок не влияет на наличие оснований для списания налоговыми органами задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, так как с 01.01.2007 списание указанной задолженности не предусмотрено.
В отношении пропуска управлением срока подачи заявления в суд следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Материалами дела подтверждается, что о нарушении своих прав, связанных с отказом в списании задолженности управление узнало 28.09.2007, то есть в день получения письма от 14.09.2007 N 10-25/31725, а с заявлением в арбитражный суд об оспаривании вышеуказанного решения инспекции обратилось 08.02.2008, то есть по истечении установленного трехмесячного срока.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства управления о восстановлении пропущенного срока подачи вышеуказанного заявления, признав причины его пропуска неуважительными, поскольку управлением не представлены доказательства невозможности обращения в суд в установленный срок.
Вместе с тем по настоящему делу пропуск управлением срока подачи заявления в суд не имеет значения, поскольку дело рассмотрено по существу.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал управлению в удовлетворении требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с инспекции в пользу управления не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 марта 2008 года по делу N А05-1221/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1221/2008
Истец: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску
Третье лицо: Управление по технологическому и экологическому надзору в Архангельской области, ГУП учреждения УГ- 42/7 ГУИН Минюста России УИН по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1410/2008