19 июня 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-1469/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Муниципальное коммунальное предприятие N 1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 апреля 2008 года по делу N А05-1469/2008 (судья Шашков А.Х.),
установил
муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное коммунальное предприятие N 1" (далее - предприятие, МУП "МКП N 1") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортное и техническое обслуживание населения - Архангельск" (далее - ООО "ТриТОН-Архангельск"), Управлению Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление ФРС) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на тепловую сеть от ЦТП до 2УТ1-1 и 3УТ1-4, расположенную по адресу: г. Архангельск, округ Северный, выраженного в сообщении от 19.11.2007 N 01/068/2007-381.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2008 по делу N А05-1469/2008 в удовлетворении требований предприятия отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, пояснениями к ней, в которых просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на то, что действия внешнего управляющего по продаже имущества на аукционе являются правомерными; необходимость проведения торгов в форме конкурса отсутствует, поскольку продаваемое имущество не относится к числу социально значимых объектов; передача вышеуказанного имущества безвозмездно мэрии г. Архангельска при наличии заявки на участие в конкурсе приведет к нарушению принципа максимизации доходов от конкурсного производства.
Управление ФРС в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). ООО "ТриТОН-Архангельск" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании постановления мэра г. Архангельска от 14.11.1994 N 486 предприятию на праве хозяйственного ведения предоставлен участок тепловой сети от ЦТП до 2УТ1-1 и 3УТ1-4, расположенный по адресу: г. Архангельск, округ Северный, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.07.2006 серии 29 AKN 054059.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 08.04.2005 по делу N А05-15769/04-27 в отношении предприятия введена процедура банкротства - внешнее управление.
В соответствии с планом внешнего управления МУП "МКП N 1" внешним управляющим организованы торги в форме аукциона по продаже тепловых пунктов и участков тепловых сетей, в том числе и объекта, отказ в регистрации перехода прав на который оспаривается по данному делу.
Торги от 21.11.2006, 25.12.2006 и 30.01.2007 признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.04.2007 по делу N А05-15769/04-27 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
На основании договора купли-продажи от 17.09.2007, заключенного между МУП "МКП N 1" (продавец) и ООО "ТриТОН-Архангельск" (покупатель), в собственность последнего перешел 21 участок тепловых сетей, в том числе и тепловая сеть от ЦТП до 2УТ1-1 и 3УТ1-4, расположенная по адресу: г. Архангельск, округ Северный.
Предприятие 21.09.2007 обратилось в управление ФРС с заявлением N 01/068/2007-381 о государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество.
В ходе проведения государственной регистрации управление ФРС установило, что представленные на регистрацию документы не соответствуют Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон N 127-ФЗ), поскольку социально значимый объект продан без проведения конкурса.
Решением управления ФРС от 19.10.2007 проведение государственной регистрации приостановлено до 19.11.2007 для устранения вышеуказанных нарушений.
Сообщением от 19.11.2007 N 01/068/2007-381 управление ФРС на основании пункта 2 статьи 19, абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказало предприятию в государственной регистрации перехода права собственности на тепловую сеть от ЦТП до 2УТ1-1 и 3УТ1-4, расположенную по адресу: г. Архангельск, округ Северный.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 13 вышеуказанного Закона на регистрирующий орган возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверки законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона N 122-ФЗ в указанных в пункте 1 вышеназванной статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 Закона N 122-ФЗ).
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 данного Закона.
Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 132 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 данной статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
С учетом изложенного в ходе внешнего управления или конкурсного производства продажа социально значимых объектов путем проведения торгов в форме конкурса является единственно возможным способом их реализации.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, конкурс по продаже социально значимого объекта, а именно: участка тепловой сети от ЦТП до 2УТ1-1 и 3УТ1-4, расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Северный, не проводился.
Не принимается во внимание ссылка предприятия на то, что спорное имущество не относится к числу социально значимых объектов.
Применительно к Закону N 127-ФЗ под объектами коммунальной инфраструктуры, относящимся к системам жизнеобеспечения, следует понимать всякие технические системы и их элементы, основным предназначением которых является обеспечение того или иного аспекта жизнедеятельности (снабжение необходимыми ресурсами, обеспечение разного рода безопасности) не столько предприятия-банкрота, сколько определенного локального сообщества (поселения, города и пр.).
Из материалов дела следует, что проданные предприятием по договору от 17.09.2007 объекты недвижимости (участки тепловых сетей) обеспечивают теплоснабжение значительной части жилых домов, расположенных в Северном и Октябрьском округах г. Архангельска, в связи с чем являются объектам коммунальной инфраструктуры, относящимся к объектам жизнеобеспечения, что согласно положениям пункта 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ относит их к социально значимым объектам.
Поскольку предприятие торги в форме конкурса не проводило и документы, подтверждающие соблюдение пунктов 4, 5 статьи 132 Закона N 127-ФЗ не представило, управление ФРС правомерно отказало ему в государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости.
Не имеет принципиального значения ссылка предприятия на отсутствие четкого разграничения понятий "конкурс" и "аукцион", поскольку спорное имущество продано без проведения конкурса или аукциона, в свою очередь статья 447 ГК РФ позволяет достаточно четко определить разницу между этими понятиями.
Довод МУП "МКП N 1" о том, что безвозмездная передача продаваемого имущества мэрии г. Архангельска при наличии заявки на участие в конкурсе приведет к нарушению принципа максимизации доходов от конкурсного управления не принимается как противоречащий Закону N 127-ФЗ.
Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком.
Вместе с тем имеющийся в материалах дела отчет от 25.09.2006 N 4/2-2 "Об оценке имущества, принадлежащего МУП "МКП N 1", выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Финансовая Экспертиза", не содержит сведений о стоимости участка тепловой сети от ЦТП до 2УТ1-1 и 3УТ1-4, расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Северный; спорный объект недвижимости продан по цене, указанной в договоре купли-продажи от 17.09.2007.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований предприятия о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на тепловую сеть от ЦТП до 2УТ1-1 и 3УТ1-4, расположенную по адресу: г. Архангельск, округ Северный, выраженного в сообщении от 19.11.2007 N 01/068/2007-381.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, а при обращении в суд с апелляционной жалобой предприятием государственная пошлина не уплачивалась ввиду предоставления отсрочки по ее уплате, в соответствии со статьями 102 АПК РФ, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с него подлежит взысканию госпошлина в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 апреля 2008 года по делу N А05-1469/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Муниципальное коммунальное предприятие N 1" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Муниципальное коммунальное предприятие N 1" в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1469/2008
Истец: МУП "Муниципальное коммунальное предприятие N1"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ООО "Транспортное и техническое обслуживание населения-Архангельск"
Третье лицо: УФРС по Архангельской области и НАО, Инспекция Федеральнгой налоговой службы по г. Архангельску