"1С:Предприятие 8.0": обмен данными между поставщиками и торговыми
организациями
Все розничные торговые сети, а также многие поставщики розницы используют в своей работе ту или иную информационную систему. С помощью информационных систем регистрируются хозяйственные операции, оформляются первичные документы, анализируется деятельность организации и выполняются другие действия, предусмотренные разработчиками систем. При этом взаимодействие между информационными системами разных организаций зачастую отсутствует. Обмен данными в этом случае выполняется не между системами, а между организациями, как правило, с помощью документов на бумаге (приходные и расходные накладные, счета-фактуры и т.д.), факсограмм и файлов MS Office, поступивших по электронной почте или на электроном носителе. Ввод в информационную систему данных, полученных подобным образом, выполняется вручную. При большой номенклатуре товаров, список которой в розничных торговых сетях, например, может состоять из 40-50 тыс. позиций, эта работа требует привлечения значительных ресурсов и неизбежно сопровождается ошибками, для поиска и устранения которых также необходимы ресурсы.
Для организации обмена данными в электронном виде между информационными системами поставщиков и розничных торговых организаций фирма "1С" разработала сервисное решение "1С:Сеть". С апреля 2006 г. данный сервис встроен в типовые прикладные решения "1С:Управление торговлей 8.0" и "1С:Управление производственным предприятием 8.0". С апреля 2006 г. решение "1С:Сеть" также можно получить на диске ИТС в виде конфигурации, объединяемой с упомянутыми прикладными решениями.
Реализация обмена данными в электронном виде предполагает наличие между его участниками определенных договоренностей. Это договоренности о бизнес-процессах обмена, содержании и форматах данных, способе обмена.
Бизнес-процессы обмена данными
В основе решения "1С:Сеть" находятся стандартные бизнес-процессы, разработанные межрегиональной общественной организацией "Стандартизация обмена деловой информацией" - МОО "СОДИ". Эта организация создана в 2004 г. рядом российских компаний и занимается разработкой и продвижением единого отраслевого стандарта информационного и технологического взаимодействия предприятий розничной торговли. Учредителями организации являются "Перекресток", "Азбука вкуса", "Копейка", "Седьмой континент", "Марта", "ЮниМилк", "ОЛМА", "Центр дистрибуции прессы", фирма "1С", "Actis Systems", "UnitSpace" и другие компании. В состав "СОДИ" также входит ассоциация "GS1 Russia", объединяющая предприятия, которые используют стандарт штрихового кодирования товаров EAN:UCC.
В настоящее время "СОДИ" разработала 10 бизнес-процесса и около 20 документов, обеспечивающих их выполнение. Это бизнес-процессы "Обмен данными о товаре", "Передача счетов-фактур", "Создание актов сверки, взаиморасчеты", "Обмен данными о претензиях, акцепт претензии", "Обмен данными о товарных сертификатах" и др.
Сегодня решение "1С:Сеть" поддерживает четыре самых существенных бизнес-процесса из десяти. Это процессы "Обмен данными о товаре", "Обмен коммерческими предложениями", "Заказ товара, акцепт заказа" и "Поставка товара, накладная. Акцепт накладной".
Каждый бизнес-процесс представляет собой некоторую последовательность действий. Следует отметить, что бизнес-процесс "Обмен данными о товаре" применяется для синхронизации данных и предусматривает обмен идентификаторами товарных позиций в каталогах. В результате выполнения этого бизнес-процесса в информационной системе оператора торговой сети (далее - клиента) для каждого поставщика формируется "Список товаров, принятых к работе". Этот список содержит перечень товаров из ассортимента поставщика, которые клиент будет приобретать. Кроме того, теперь товар в информационной системе поставщика, например "Гречка", будет восприниматься системой клиента как "Крупа гречневая", поскольку в системе клиента этот товар называется именно так. После выполнения бизнес-процесса "Обмен коммерческими предложениями" в систему клиента загружается прайс-лист поставщика с полным перечнем коммерческих условий по товарам и услугам, поставляемым данному клиенту.
Предположим, что бизнес-процессы "Обмен данными о товаре" и "Обмен коммерческими предложениями" выполнены, и рассмотрим более подробно бизнес-процесс "Заказ товара, акцепт заказа".
В информационной системе клиента формируется электронный документ "Исходящий заказ" и передается поставщику. В системе поставщика этот документ трансформируется в электронный документ "Входящий заказ". На основании этого документа создается документ "Заказ покупателя". Далее в соответствии с бизнес-процессом для поставщика предусмотрено два варианта действий.
Если поставщик может выполнить заказ в полном объеме в указанный срок, то в системе формируется электронный документ "Акцепт заказа", который передается клиенту. В случае если поставщик может выполнить заказ частично или на других условиях поставки, то в системе формируется документ "Отказ заказа" (в терминологии операторов розничных сетей - "Реджект заказа"). Данный документ содержит информацию только о той части заказа, поставку которой поставщик готов выполнить, и фактически является предложением клиенту оформить новый заказ.
После получения от клиента нового входящего заказа и его акцепта заказ считается принятым к исполнению.
Форматы данных
Электронные документы, формируемые и обрабатываемые сервисом "1С:Сеть", соответствуют стандарту CommerceML, разработанному "1С" при участии Microsoft в 2000 г. В настоящее время актуальна версия стандарта 3.0. Данный стандарт позволяет унифицировать обмен коммерческой информацией между различными предприятиями и в результате уменьшить их затраты на организацию информационного взаимодействия.
В то же время в "1С:Сеть" предусмотрена конвертация электронных документов в другие XML-форматы обмена, принятые в иностранных компаниях, такие, как GS1 XML и OASIS UBL.
Способы обмена
Поставщики и операторы торговых сетей могут обмениваться данными как напрямую, так и через специализированный Центр обработки данных (ЦОД) "1С:Сеть".
Прямой обмен данными можно реализовывать с помощью выгрузки электронных документов в файл на носитель информации и последующей его загрузки. Предусмотрен и прямой обмен данными по электронной почте. При этом отправка и получение данных выполняются непосредственно во время работы с интерфейсом "1С:Предприятия 8.0".
Разработчиком ЦОД "1С:Сеть", а также провайдером услуг по обмену коммерческой информацией через ЦОД является компания UnitSpace. Первый месяц услуги по обмену данными оказываются бесплатно, далее - на платной основе. Чтобы подключиться к ЦОД, поставщик должен получить приглашение от абонента ЦОД - оператора торговой сети. Использование ЦОД для обмена данными дает поставщикам и операторам торговых сетей определенные преимущества. К ним относится, например, предотвращение ошибок при помощи проверки документов в ЦОД на соответствие формата и содержания стандартам электронного обмена данными, а также на соответствие логике исполняемого бизнес-процесса. Пользователи ЦОД защищены и от получения нежелательных документов, которые свободно распространяются по электронной почте. ЦОД может оповещать менеджеров компаний-пользователей о наступлении контрольных событий. Кроме того, информацию центра можно использовать в качестве независимого источника информации при решении споров в области обмена документами.
По состоянию на июнь 2006 г. завершен пилотный проект по внедрению сервиса "1С:Сеть" и подключению к ЦОД в ТД "Перекресток". В настоящее время проводится планомерное подключение к "1С:Сеть" его поставщиков. Ведутся также переговоры о подключении к ЦОД с другими операторами розничных сетей.
И. Сидоров,
фирма "1С", контактный телефон (495) 737-92-57
"Финансовая газета", N 34, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71