03 июля 2008 г. |
г. Вологда Дело N А52-4997/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 марта 2008 года по делу N А52-4997/2007 (судья Рутковская Л.Г.),
установил
общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" (далее - общество, ООО АН "Четыре угла") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (далее - комитет, комитет по имущественным отношениям), Администрации Псковской области (далее - администрация области), Администрации г. Пскова (далее - администрация города) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка под строительство, зафиксированного в письме от 17.10.2007 N 1/7-2796, и возложении обязанности выполнить необходимые действия, связанные с предоставлением земельного участка под строительство.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Регионгаз" (далее - ООО "Регионгаз", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17.03.2008 по делу N А52-4997/2007 в удовлетворении требований общества отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка под строительство.
Администрация области в отзыве, дополнениях к нему, комитет по имущественным отношениям в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Администрация области заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, представители общества, комитета, администрация города, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО АН "Четыре угла" обратилось в комитет по имущественным отношениям с заявлением от 31.07.2007 N Р-4У01 о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства (далее - заявление от 31.07.2007 N Р-4У01). В названном заявлении оно просило оформить, утвердить акт о выборе земельного участка, проект границ и принять решение о предварительном согласовании места размещения универсального объекта строительства, а именно: продовольственного магазина - бизнес-центра.
Также в заявлении от 31.07.2007 N Р-4У01 общество указало на то, что земельный участок располагается в г. Пскове по адресу: ул. Первомайская, 28, с наложением на земельный участок с кадастровым номером (далее - КН) 60:27:01 02 07:0024; с юго-запада ограничен сараями жилого дома; с юго-востока - красной линией ул. Труда и границей участка под имеющийся жилой дом; с северо-запада примыкает к границе смежного участка с КН 60:27:01 02 07:01; с северо-востока ограничен красной линией ул. Первомайской. Общая потребная площадь земельного участка составляет примерно 1000 кв. м; испрашиваемое право - аренда сроком, ориентировочно, на 3 года.
В направленном обществу ответе от 17.10.2007 N 1/7-2796 комитет по имущественным отношениям сообщил о том, что по информации управления строительства и архитектуры, изложенной в письме от 26.09.2007 N 2204, формирование земельного участка невозможно в связи с тем, что испрашиваемый участок выделен для строительства жилого дома на основании распоряжения администрации города от 23.09.2004 N 3268-р.
В связи с этим комитет на основании пункта 5 раздела 1 Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, предоставление которых отнесено к полномочиям администрации области, утвержденного постановлением администрации Псковской области от 22.03.2006 N 118, отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 раздела I вышеуказанного Порядка в 10-дневный срок после получения заявления о предоставлении земельного участка от заинтересованного лица, за исключением случаев обращения органа местного самоуправления, комитет направляет в местную администрацию муниципального района или городского округа, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок, информацию о местоположении и площади земельного участка для проведения в месячный срок следующих работ по формированию испрашиваемого земельного участка: подготовки проекта границ земельного участка; определения разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией; определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включающих в себя электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение, и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В случае установления невозможности предоставления земельного участка по итогам проведения работ по формированию земельного участка, предусмотренных названным пунктом, и по результатам согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями комитет направляет заявителю уведомление с указанием причин невозможности предоставления данного земельного участка.
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации города от 23.09.2004 N 3268-р ООО "Регионгаз" согласовано место размещения под строительство жилого дома по ул. Первомайской, 28, утвержден акт о выборе земельного участка и проект его границ; разрешено выполнение работ по установлению границ земельного участка на местности и постановке на государственный кадастровый учет в ФГУ "Земельная кадастровая палата Псковской области".
Данный земельный участок сформирован, прошел кадастровый учет, что подтверждается выпиской из землеустроительного дела и плана границ земельного участка КН 60:27:01 02 07:24 площадью 1149 кв. м.
Испрашиваемый земельный участок полностью накладывается на земельный участок с КН 60:27:01 02 07:0024 плюс прилегающая к нему часть пустыря, что подтверждается выкопировкой из планшета города, приложенной ООО АН "Четыре угла" к заявлению от 31.07.2007 N Р-4У01.
Таким образом, земельный участок с КН 60:27:01 02 07:24 сформирован до обращения общества в комитет с заявлением от 31.07.2007 N Р-4У01.
При этом на 31.07.2007 трехлетний срок действия распоряжения администрации города от 23.09.2004 N 3268-р не истек.
По мнению общества, отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 17.10.2007 N 1/7-2796, является необоснованным, поскольку на момент его принятия комитетом трехлетний срок действия распоряжения от 23.09.2004 N 3268-р истек, а ООО "Регионгаз" не получило в аренду данный земельный участок и не обеспечило начало строительства на нем согласованного объекта.
В свою очередь 14.03.2007 ООО "Регионгаз" обратилось в комитет по имущественным отношениям с заявлением N Ргаз-02 о предоставлении земельного участка с КН 60:27:01 02 07:24 площадью 1149 кв. м в аренду для строительства жилого дома по адресу: г. Псков, ул. Первомайская, 28.
Однако письмом от 12.04.2007 N 1/10-798 комитет возвратил без рассмотрения заявление третьего лица в связи с тем, что распоряжением администрации области от 23.01.2007 N 10-р временно до 01.06.2007 приостановлено предоставление земельных участков для строительства, выдачи разрешений на строительство и реконструкцию объектов капительного строительства в границах объединенной охранной зоны исторического центра г. Пскова. Также в письме зафиксировано, что данное обстоятельство не препятствует повторному обращению в комитет в случае прекращения действия этого распоряжения администрации области или утверждения проекта планировки исторического центра г. Пскова.
В пункте 6 статьи 30 ЗК РФ указано, что если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, он представляется для строительства в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, то есть в порядке, установленном для предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок сформирован, но не закреплен за каким-либо гражданином или юридическим лицом.
Согласно подпункту 3, 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Далее подписывается протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или договор аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, в данном случае предоставление испрашиваемого земельного участка путем принятия решения о предварительном согласовании земельного участка невозможно, следовательно, решение об отказе в предоставлении земельного участка под строительство, зафиксированное в письме от 17.10.2007 N 1/7-2796, является правомерным.
Необоснованны доводы общества о применении к правоотношениям по настоящему делу положений Гражданского кодекса Российской Федерации
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Иное предусмотрено в пункте 6 статьи 30 ЗК РФ, содержащем специальную норму о распоряжении сформированными земельными участками.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Таким образом, в заявлении о предоставлении земельного участка для строительства указывается, в том числе назначение объекта предполагаемого к строительству на земельном участке.
В представленном обществом заявлении от 31.07.2007 N Р-4У01 содержится информация о том, что объект будет состоять из совмещенных в одном здании с разными входами магазина (первый этаж), бизнес-центра (второй, третий этажи) и площадки для парковки автомобилей.
Согласно статье 31 Правил землепользования и застройки города Пскова на основе правового зонирования территории, утвержденных постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2007 N 112, в зоне исторического центра города (С1) магазин является основным видом разрешенного использования недвижимости; парковка перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования - разрешенным видом использования, сопутствующим основному; залы многоцелевого назначения для проведения встреч, собраний являются видом использования, требующим специального зонального согласования.
Следовательно, в заявлении указаны совершенно разные объекты, предполагаемые к строительству на испрашиваемом земельном участке, что в случае формирования земельного участка не позволило бы провести полный объем работ, а именно: согласование с соответствующими организациями на предмет оценки возможности предоставления земельного участка для строительства определенного объекта, получение разрешенного использования земельного участка, проведение информирования населения о предполагаемом объекте строительства, изготовление проекта границ земельного участка для строительства объекта.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка под строительство, зафиксированного в письме от 17.10.2007 N 1/7-2796, и возложении обязанности выполнить необходимые действия, связанные с предоставлением земельных участков под строительство.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине в пользу общества не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области 17 марта 2008 года по делу N А52-4997/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4997/2007
Истец: ООО Агентство недвижимости "Четыре угла"
Ответчик: Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, Администрация Псковской области, Администрация города Пскова
Третье лицо: ООО "Регионгаз"
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1776/2008