Приобретение гражданства в упрощенном порядке
С ростом миграционных процессов, главным образом за счет миграции трудовых ресурсов, на территории бывшего СССР актуализируется проблема приобретения гражданства России. Анализ положений действующего законодательства приводит нас к выводу о том, что при решении вопроса о приобретении гражданства Закон руководствуется таким древним критерием, как ценз оседлости. Вместе с тем существуют реальные возможности по приобретению гражданства в упрощенном порядке. В связи с изменившейся геополитической ситуацией в мире, данная проблема, несомненно, нуждается в фундаментальной разработке.
Основания приобретения
Приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке, т. е. без соблюдения ценза оседлости - требования о проживании в течение 5 лет непрерывно на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство (п. "а" ст. 13 ч. 1 Федерального закона "О гражданстве") - иностранными гражданами (т. е. лицами, имеющими гражданство другого государства) и лицами без гражданства (т. е. вообще не имеющими никакого гражданства либо имеющими гражданство непризнанного государства), возможно путем обращения с заявлением при наличии следующих условий:
- достижение возраста 18 лет;
- дееспособность (т. е. способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять обязанности ст. 21 ГК РФ). Признание недееспособным и ограничение дееспособности по российскому законодательству возможно только судом (ст. 29, 30 ГК РФ). По общему правилу в вопросах приобретения гражданства РФ применяется законодательство РФ. Соответственно, если иностранец признан недееспособным либо ограниченным в правах другим государством, это не является основанием для отказа в приобретении гражданства РФ;
- лица, претендующие на получение российского гражданства (далее по тексту - лица), имеют хоты бы одного родителя, который:
а) является гражданином РФ;
б) проживает на территории РФ;
- лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства. Данный случай является наиболее подходящим к ситуации, сложившейся в государствах Прибалтики, входивших ранее в СССР;
- лица являются гражданами государств, входивших в состав СССР, при этом получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 г.;
- лица в настоящее время проживают на территории РФ, независимо от срока проживания, и при этом:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР (гражданство СССР приобреталось с момента рождения);
б) состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет, и являются гражданами РФ;
- лица являются нетрудоспособными и прибыли в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированы по месту жительства в РФ (т. е. аналог прописки) не позднее 1 июля 2002 г. (т. е. здесь за основу берется критерий обеспеченности жильем);
- лица имели гражданство СССР, прибыли в РФ из государств, входивших в СССР, зарегистрированы по месту жительства в РФ (аналог прописки) не позднее 1 июля 2002 г. либо получили разрешение на временное проживание в РФ, если до 1 января 2006 г. заявили о своем желании приобрести гражданство РФ;
- лица являются ветеранами Великой отечественной войны, имели гражданство СССР, и проживают на территории РФ.
Также в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке:
ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на это. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ. При этом ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ);
ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя;
ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, при условии, что опекун или попечитель является гражданином РФ.
Для выяснения правовой природы статуса недееспособного лица, а также таких гражданских состояний, как опека и попечительство, необходимо обратиться к положениям Гражданского кодекса РФ.
Порядок предоставления
Порядок предоставления гражданства РФ утвержден Указом Президента РФ от 14.11.2002. В частности, заявление о приеме в гражданство РФ подается в органы внутренних дел, если лицо проживает на территории РФ, либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если лицо проживает за пределами РФ и не имеет места жительства в РФ.
Действующим законодательством предусмотрена возможность приобретения гражданства РФ в еще более упрощенном (регистрационном) порядке с представлением в органы внутренних дел по прибытии в РФ всего двух документов: миграционной карты с отметкой о регистрации по месту пребывания в РФ и отметкой в паспорте о выезде на ПМЖ в РФ либо листка убытия в РФ, но, только для лиц, прибывающих из государств, с которыми заключены международные соглашения. Такие соглашения заключены с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой. С другими государствами, в частности государствами Прибалтики, входившими в состав СССР, подобных международных соглашений нет.
Закон о гражданстве применительно к лицам, прибывающим из государств, входивших в СССР, в качестве главного признака упрощенного приобретения гражданства РФ рассматривает наличие постоянного места жительства в РФ. Международные соглашения с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией под упрощенным порядком приобретения гражданства понимают не соблюдение ценза оседлости, а приобретение гражданства постфактум, т. е. уже после прибытия в РФ в явочном порядке. При этом наличие места жительства не обязательно.
Следует напомнить, что 6 ноября 1997 г. Российская Федерация подписала Европейскую конвенцию о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) ETS N 166*(1). Пункт 3 ст. 6 Конвенции предусматривает общий порядок приобретения гражданства с соблюдением ценза оседлости: "Каждое государство, подписавшее Конвенцию, обязано предусмотреть в своем внутреннем законодательстве возможность приема в гражданство лиц, законно и постоянно проживающих на его территории. При этом условия приема в гражданство не должны предусматривать срока проживания, превышающего 10 лет перед подачей заявления".
Определяет Конвенция и условия приобретения гражданства в упрощенном порядке:
- супругами лиц, являющихся его гражданами;
- детьми одного из его граждан, с учетом любых изъятий, которые могут предусматриваться его внутренним законодательством в отношении детей, родившихся за пределами территории данного государства;
- детьми, один из родителей которых приобретает или приобрел гражданство данного государства;
- детьми, усыновленными одним из его граждан;
- лицами, которые родились на территории данного государства, законно и постоянно проживают на ней;
- лицами, которые законно и постоянно проживают на территории данного государства в течение определенного периода времени, начавшегося до достижения ими возраста 18 лет, причем этот период устанавливается внутренним законодательством соответствующего государства - участника Конвенции;
- лицами без гражданства и лицами, признанными беженцами, постоянно проживающими на его территории.
При этом Конвенция не оперирует понятием "упрощенный порядок приобретения гражданства", а говорит лишь о "возможностях, облегчающих приобретение гражданства", которые государство - участник Конвенции предусматривает в своем внутреннем законодательстве (п. 4 ст. 6).
Помимо прочего, Конвенция содержит положения, гарантирующие справедливость процедуры рассмотрения заявлений на приобретение гражданства: "Европейская конвенция исключает случаи дискриминации по национальному, религиозному и половому признаку при получении гражданства. Она содержит и такую гуманную норму, как освобождение лиц с двойным гражданством от воинской повинности в обоих государствах. Ратифицировав эту Конвенцию, Россия с точки зрения международных норм сохранит право самостоятельно определять, кто является ее гражданином" *(2).
Р. Садыков,
Российская академия государственной службы
при Президенте РФ
Р. Садыков,
независимый эксперт
"эж-ЮРИСТ", N 28, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Распоряжение Президента РФ от 6 ноября 1997 г. N 456-рп "О подписании Европейской конвенции о гражданстве" // СЗ РФ от 10 ноября 1997 г. N 45. Ст. 5187.
*(2) Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. С. 111.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru