Социально-экономические критерии*(1) и показатели эффективности
деятельности организаций здравоохранения
Социально-экономические критерии, используемые для оценки эффективности системы здравоохранения, должны отвечать многим требованиям, а именно, они должны быть:
объективными;
адекватными (соответствие критерия реальным задачам деятельности системы);
измеряемыми (что означает возможность получения качественных или количественных оценок для проведения сравнительного анализа);
чувствительными к происходящим в системе переменам;
устойчивыми к малым изменениям исходных данных;
синтетичными (что означает свойство отражать в совокупности все существенно важные направления деятельности системы) и т.п.
Правильный выбор критерия эффективности по существу эквивалентен правильной формулировке задачи".*(2)
Обобщающим критерием эффективности здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья населения.
Критерий оптимальности - это количественный показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернатив) и выбора наилучшего (например, критерием оптимальности может являться минимальное время достижения цели).
Основополагающими критериями эффективности государственного регулирования системы здравоохранения выступают:
успешная реализация государством функций гаранта соблюдения всеобщего социально-экономического интереса общества - улучшения здоровья населения;
наличие условий, обеспечивающих доступность медицинской помощи всем категориям граждан;
определение соотношения платной и бесплатной для населения медицинской помощи, обеспечивающего социальный норматив потребления медицинских услуг как состоятельными, так и слабо социально защищенными слоями населения;
обеспечение эффективности лицензирования фармацевтической и медицинской деятельности.
Таблица 1
Оценка эффекта (результата) в здравоохранении
Оздоровительный эффект | Медицинский эффект | Социальный эффект |
Выражается в снижении уровня обращаемости населения в ЛПУ, заболеваемости, смертности, увеличении продолжительности жизни населения. |
Характеризуется как степень дости- жения поставленной цели в области профилактики, диагностики и лече- ния. В виде критериев для опреде- ления медицинского эффекта возможно использовать удельный вес осложне- ний, удельный вес летальных исхо- дов, уровень качества лечения, ис- следуемый в динамике |
Выражается в степени удовлетво- рения потребности населения в медицинской помощи, и в качестве критериев здесь могут выступать такие, как сокращение количества жалоб по поводу отказа в госпи- тализации и жалоб на качество лечения, количества больных, ожидающих очереди на плановую госпитализацию, числа госпитали- зированных на 1000 населения вследствие улучшения здоровья населения. |
В здравоохранении приоритет должен отдаваться достижению социальных целей, хотя ограниченность ресурсов делает необходимым сочетание социальных и экономических целей, удовлетворяющих общественную потребность.
Результативность - это способность организации обеспечить достижение конечных результатов, соответствующих поставленной цели. Общественная результативность может выступать критерием эффективности здравоохранения. Но как оценить общественную результативность здравоохранения? Общественная результативность здравоохранения должна оцениваться не по величине полученных доходов, а по следующим критериям:
степени защищенности населения в области охраны здоровья;
степени реализации прав пациентов;
увеличению продолжительности жизни;
увеличению рождаемости;
снижению заболеваемости населения.
Другими показателями социальной результативности в деятельности организаций управления здравоохранением по распределению, например, бюджетных средств являются:
целевое использование областной и муниципальной собственности для осуществления гарантий бесплатной медицинской помощи населению;
уровень культуры медицинского обслуживания;
наличие системы непрерывного улучшения качества медицинской помощи;
наличие механизма сглаживания негативных рыночных последствий в негосударственном секторе здравоохранения;
степень участия социально ответственного бизнеса в формировании бюджета здравоохранения путем дополнительных финансовых отчислений предприятий на развитие здравоохранения, региона в целом;
величина поступлений в бюджет органа управления здравоохранением финансовых отчислений (затрат) предприятий на улучшение экологической обстановки; на создание условий труда и снижение травматизма работников предприятий; на проведение оздоровительных мероприятий;
степень охвата населения диспансеризацией, профилактическими мероприятиями.
Управление невозможно без информации. Информацию формируют показатели, количественно и качественно характеризующие явление или исследуемый объект. Разделяют показатели деятельности и показатели эффективности. И те, и другие используются в экономическом анализе с целью повышения качества управленческих решений.
Экономическая эффективность есть отношение результата к затратам. В этом смысле экономическая эффективность здравоохранения может быть определена как частное от деления суммы, которой равна "выгода" от данного мероприятия, на сумму расходов на него (в денежном выражении). Таким образом можно сравнить сумму затрат, произведенных на все оздоровительное мероприятие, с "выгодами" предотвращенного ущерба (например, "выгодой" может выступать сумма экономии от снижения заболеваемости, инвалидности, смертности - в денежном выражении). Содержание понятия эффективности предполагает наличие ее измерителей (показателей).
На практике эффективность управления часто отождествляют с эффективностью производства и прибегают к помощи показателей эффективности собственно экономической деятельности. Тогда обобщающими показателями выступают объем деятельности, прибыль, рентабельность (с точки зрения измерения эффективности эти показатели должны расти), а частными показателями - те, которые характеризуют уровень использования отдельных видов ресурсов: материальных, финансовых, трудовых. Однако современные условия требуют оценки эффективности и самой системы управления. Тогда необходимо использовать количественные показатели деятельности в области управления здравоохранением. Ими могут выступать:
сокращение трудоемкости процессов управления;
сокращение расходов на управление;
сокращение продолжительности циклов управления в результате улучшения организационных процедур и др.
Критериями эффективности управления могут являться:
социальная ответственность;
управляемость организацией;
социально-психологический климат коллектива и др.
Социальная эффективность управления здравоохранением может быть измерена следующими показателями.
1. Удовлетворенность получателей государственных медицинских услуг оказанной помощью.
Рассчитывается по формуле:
Q удовл.
------------- х 100, %, где:
Q
Q удовл. - количество респондентов, удовлетворенных полученной медицинской помощью в учреждениях здравоохранения, за период, чел.;
Q - общее количество респондентов, получивших помощь в медицинских учреждениях здравоохранения (города, области) за период, чел.
Доля респондентов, выразивших удовлетворение оказанной медицинской помощью в учреждениях здравоохранения, в динамике должна расти, что будет свидетельствовать о повышении социальной эффективности расходования бюджетных средств.
2. Наличие "горячих" телефонных линий для связи с общественностью по проблемам здравоохранения и медицинского обслуживания населения.
"Да" / "Нет"
Наличие таких линий ("да") свидетельствует о росте социальной эффективности расходования финансовых средств органами управления здравоохранения.
3. Наличие официальных Интернет - порталов органов управления и организаций здравоохранения
"Да" / "Нет"
Наличие официального Интернет-портала ("да") показывает рост социальной эффективности деятельности системы здравоохранения.
4. Проведение опросов населения и пациентов учреждений здравоохранения.
"Да" / "Нет"
Проведение опросов ("да") свидетельствует о росте социальной эффективности расходования финансовых ресурсов здравоохранения, поскольку позволяет осуществлять обратную связь на основе самооценки населением своего здоровья и наблюдать результаты деятельности подведомственных медицинских учреждений.
Большую роль в оценке социальной эффективности здравоохранения играют органы государственного финансового контроля, например, такие, как Счетная палата Российской Федерации. Государственный финансовый контроль является способом контроля над управленческой деятельностью в здравоохранении, поэтому его можно рассматривать как один из элементов социального управления, как механизм управления ресурсами здравоохранения. Помимо этого, государственному финансовому контролю в социальной сфере присущи свойства социального контроля, как системы процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.*(3) Сегодня назрела необходимость наряду с финансовым аудитом проводить аудит эффективности. Аудит эффективности в здравоохранении является новой технологией государственного контроля, выходящей за рамки традиционного финансового контроля. Он позволяет на основе разработанных критериев и показателей осуществлять оценку не только эффективности использования государственных и муниципальных ресурсов в здравоохранении, но и оценку реализации задач, поставленных перед отраслью; позволяет сопоставить, например, уровень реализации территориальных программ государственных гарантий по видам и объемам медицинской помощи, их финансирования с показателями здоровья населения.
Однако если аудит эффективности был зафиксирован в Лимской декларации руководящих принципов контроля еще в 1977 г. на IХ Конгрессе Международной организации высших контрольных органов, и в настоящее время составляет 50-60% в общем количестве проверок, проводимых высшими органами государственного контроля зарубежных стран*(4), то в нашей стране до сих пор отсутствуют нормативные правовые документы, подтверждающие необходимость проведения аудита эффективности наряду с финансовым аудитом. Так, известно, что для оценки эффективности системы здравоохранения в Канаде применяются пять критериев:
доступность;
своевременность;
качество медицинской помощи;
способность системы реагировать на меняющиеся потребности общества;
достоверность показателей.
Эти критерии могут быть применены и в отечественных условиях, однако, они требуют разработки показателей, помогающих, например, выявлять субъекты Российской Федерации с низким уровнем реализации территориальных программ государственных гарантий и низким уровнем медико-социального эффекта. На наш взгляд, комплексная оценка требует разработки межотраслевых показателей деятельности, направленной на улучшение здоровья населения, социальной результативности деятельности органов управления здравоохранением, например, таких, как соответствие приоритетов в распределении финансовых средств здравоохранения обоснованно выбранным социальным приоритетам; величина поступлений в бюджет органов управления здравоохранением финансовых отчислений предприятий на улучшение экологической обстановки, на создание условий труда и снижение травматизма работников предприятий, на проведение оздоровительных мероприятий; степень охвата населения профилактическими мероприятиями и т.п.
Рассматривая ту же проблему эффективности использования ресурсов здравоохранения на микро уровне, т.е. в ЛПУ, мы выделяем следующие показатели:
повышение уровня целевого использования коечного фонда;
повышение уровня рационального использования коечного фонда;
сокращение простоя койки;
сокращение сроков госпитализации за счет увеличения эффективности и интенсивности лечения;
сокращение числа госпитализаций за счет лечения в дневных стационарах и внедрения новых технологий в АПУ;
сокращение коечного фонда за счет дневных стационаров и повышение интенсивности лечения.
доля финансовых средств ЛПУ, направленных на профилактические мероприятия.
Для того, чтобы эффективно управлять финансовыми потоками, территориальный фонд ОМС должен утвердить исчисленные лечебным учреждением плановые показатели деятельности и проконтролировать их соответствие финансовым планам СМО. В результате формируются сводные и расчетные показатели, такие, как:
количество койко-дней;
численность прикрепленного населения;
количество коек;
плановые расходы на медикаменты и перевязочные средства;
плановые расходы на мягкий инвентарь;
количество врачебных посещений;
количество должностей врачей по штатному расписанию;
плановые расходы на оплату труда;
плановые начисления на заработную плату;
плановые расходы на питание;
среднемесячная тарифная ставка в ЛПУ;
среднее количество дней работы койки в месяц.
На основании ведения баз данных плановых показателей финансирования по программе ОМС проводится анализ и контроль использования средств ОМС в медицинских учреждениях, заключивших договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС.
К показателям эффективности управления финансовыми ресурсами ЛПУ относятся:
1. "Полнота возврата финансовых средств в системе ОМС" = Фактическая сумма поступивших средств ОМС в ЛПУ (фактическая сумма поступивших средств ОМС в ЛПУ + недополученные финансовые средства + сумма финансовых санкций страховщика к ЛПУ) х 100%. Этот показатель используется для оценки эффективности деятельности ЛПУ в системе ОМС.
2. Коэффициент финансовой устойчивости можно определить следующим образом:
Сумма доходов + Сумма средств в сформированных резервах
Кфу = -----------------------------------------------------------
Сумма расходов за тот же период
Эффективным считается значение финансовой устойчивости больше единицы, т.е. Кфу > 1
Для достижения финансовой устойчивости резервы, если учитывать мировой опыт, должны составлять не менее 25% от суммы расходов.
3. Сумма требуемых финансовых средств равна:
Число посещений к врачу данной специальности
Сумма = (--------------------------------------------- х
1000 населения
Стоимость одного посещения Число к/д. госпит Стоимость одного
к врачу данной специальности х ------------------ х к/д госпитализации) х
1000 населения
Численность населен. территории х Региональный коэффициент х Дефлятор
Определив по данной формуле плановую сумму финансовых средств, требуемую на выполнение территориальной программы ОМС, мы можем сопоставить ее с фактической суммой, сформированной на выполнение территориальной программы ОМС в организации здравоохранения. С точки зрения эффективности, эти суммы должны быть равны, а их соотношение, или уровень расходов, равен 1.
4. Эффективность распределения ограниченных финансовых ресурсов = [количество услуг потребителю, осуществленных на средства ОМС] : [затраты финансовых ресурсов]
5. Рентабельность - это относительное выражение прибыли от платной медицинской деятельности ЛПУ:
Прибыль
Рентабельность = --------------------------------- х 100, %
Балансовая стоимость основных
и оборотных средств
6. Финансовое состояние медицинской организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. К данным показателям относятся:
Своевременность выполнения обязательств.
Показатель ликвидности
Финансовая устойчивость.
Деловая активность.
Эффективность использования ресурсов
Цель же анализа финансового состояния - непрерывное улучшение качества управления финансовыми ресурсами организации здравоохранения, которое в свою очередь должно быть адаптировано к постоянно меняющимся организационно-экономическим условиям, и зависеть от выбора приоритетных ценностей. От ответов на вопросы: Насколько мы ценим собственное здоровье? Здоровье населения? Какое общество мы хотим построить? Зависит политика государства в области здравоохранения и рациональное распределение ресурсов. Огромным преимуществом экономического подхода к распределению средств является то, что он предполагает выработку механизма расчета "затрат" и "выгод" альтернативных решений, что может способствовать обеспечению пациентов максимально возможной и эффективной медицинской помощью в условиях ограниченности ресурсов.
Н.Г. Шамшурина,
д.э.н., профессор кафедры социологии медицины
и экономики здравоохранения ФУЗ ММА им. И.М. Сеченова
"Главврач", N 7, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Критерий - это признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило.
*(2) См.: Народ, государство, регионы: стабильность развития. Под ред. В.Ф. Уколова и др. М:"Молодая гвардия", 2001, с. 163; В.Ф. Уколов и др. Теория управления. Учебник. М.: "Экономика", 2004, с. 116-120..
*(3) Решетников А.В. Социология медицины. Учебник. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2006, с. 45-определение социального контроля..
*(4) См. более подробно: Соковникова Н.Ф. Управление ресурсами здравоохранения на основе совершенствования государственного контроля. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2006, с. 14-15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru