Оценка качества медицинской помощи с использованием индикаторов
Контроль и надзор в сфере обеспечения доступности и качества медико-социальной помощи является стратегической целью Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Выполнение данной цели направлено на реализацию прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья.
Сформировавшееся за многие десятилетия потребительское отношение населения к медицине на фоне недостаточного текущего финансирования здравоохранения, слабой материально-технической базы и низкого уровня оплаты труда медицинских работников сопровождается ростом неудовлетворенности пациентов качеством оказываемой помощи.
В этих условиях проводимая реформа финансирования здравоохранения, направленная на переход от сметных к страховым принципам, не может быть успешно выполненной без осуществления контроля качества обеспечения государственных гарантий медицинской помощи.
Надзор и контроль в сфере здравоохранения осуществляется в соответствии с политикой обеспечения качества в здравоохранении - установлением целей и задач системы здравоохранения для удовлетворения потребностей и нужд населения в медицинской помощи и мер по их достижению (В.И. Стародубов, 2001).
Ранее были предприняты меры по созданию системы контроля качества в здравоохранении. Были определены ее правовые основы - в Законе о медицинском страховании (1993), приказах МЗ РФ и ФФОМС о ведомственном и вневедомственном контроле качества (1996), Постановлении Правительства о Программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (1998), Приказе МЗ РФ о введении в действие Протоколов ведения больных (1999), Приказе МЗ РФ о введении института уполномоченных по качеству (2001).
Однако в большинстве случаев решение вопросов качества медицинской помощи носит замкнутый ведомственный характер; так, вневедомственный контроль (осуществляемый согласно приказа представителями страховых организаций; территориальных фондов ОМС; страхователями; исполнительными органами Фонда социального страхования РФ; профессиональных ассоциаций; обществ защиты прав потребителей) не имеет четко определенного регламента. Имеет место стабильный рост количества судебных исков граждан по вопросам качества медицинской помощи.
Например, по данным Федерального фонда ОМС в 2003 г. в судебном производстве находилось 661 судебное дело против 602 в 2002 г. Только в 2003 г. 288 судебных исков были удовлетворены, и сумма возмещения по этим искам составила 3714 тыс. рублей. Основными причинами спорных случаев для рассмотрения в судебном порядке являются обращения граждан, связанные с некачественным представлением медицинской помощи, взиманием денежных средств за помощь по ОМС, недостатками в лекарственном обеспечении.
Отсутствует единство среди экспертов в определении понятия качества медико-социальных услуг и его компонентов, не разработана методология управления качеством и его обеспечения, существует проблема стандартов и индикаторов качества, нет правовых институтов защиты прав пациентов и системы страхования профессиональной ответственности.
При обсуждении дефиниции понятия "качества медицинской помощи" традиционно существуют различные мнения, которые отражают, прежде всего, позицию стороны, дающей определение.
Пациент, врач, представители страховой компании и территориальных органов управления здравоохранением, властных структур будут руководствоваться различными подходами в определении качества медицинской помощи.
Например, для пациента большое значение имеет следующие параметры: пациент знает, к кому и куда можно обратиться в случае заболевания; как быстро он может получить медицинскую помощь; насколько внимательно его выслушал врач и достаточно ли он уделил времени и т.д.
Таким образом, наиболее важными для пациента составляющими в оценке качества медицинской помощи являются информированность об услугах и уровень сервиса. Оценка собственно медицинской эффективности лечения, как правило, не может быть выполнена пациентами адекватно вследствие отсутствия у них достаточной компетентности в этих вопросах (Е.А. Вольская, 2004).
Для врача качество оказанной помощи, как правило, определяется чувством выполненного долга и стандарта оказания помощи.
Для сотрудников страховой компании при оценке качества помощи ведущими показателями является стоимость оказания услуг в рамках конкретно взятого клинического протокола и удовлетворенность пациента, при этом удовлетворенность пациента имеет, как правило, второстепенное значение.
Для органов управления здравоохранением традиционно наиболее значимыми являлись финансовые показатели и показатели материально-ресурсного обеспечения: например, этажность здания клиники и количество компьютерных томографов прямо пропорционально влияют на качество. Применяемые до сих пор критерии качества медицинской помощи, такие как средняя продолжительность жизни, имеют существенную социально-экономическую составляющую.
В международной практике под качеством медицинской помощи понимают совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. При проведении оценки качества помощи необходим отказ от применявшихся ранее и до сих пор экстенсивных показателей. В практику должны войти индикаторы качества медицинской помощи. Многие исследователи считают, что индикатор качества должен относиться лишь к тем явлениям, которые зависят от качества работы самих медицинских работников, и, как правило, в меньшей степени зависит от материально-ресурсного обеспечения процесса. Существует разница между индикаторами качества и исходами лечения. Такие явления, как смерть, госпитализация, инвалидность, как правило, отражают исходы лечения. Индикаторы качества должны быть предназначены для улучшения исходов; они относятся только к тем факторам, которые находятся в ведении медицинских работников.
Классическое определение индикатора качества медицинской помощи (А. Донабедиан): "Индикатор качества медицинской помощи - количественный показатель, отражающий структуру, процесс или результат оказания медицинской помощи".
Индикаторы качества медицинской помощи должны отражать ее основные характеристики:
эффективность;
безопасность;
своевременность;
способность удовлетворить ожидания и потребности пациента;
стабильность осуществления лечебного процесса и результата;
адекватность;
доступность;
преемственность и непрерывность.
Создание информационной базы, аккумулирующей в себя индикаторы качественной медицинской помощи, позволит в короткие сроки внедрить систему управления качеством медико-социальной помощи населению. Индикаторы качества в данной системе будут играть ключевую роль.
Ниже приведены примеры индикаторов качества медицинской помощи на региональном уровне.
Сахарный диабет
процент больных сахарным диабетом (СД), которым в течение последнего года был сделан тест на гликилированный гемоглобин;
осмотр глазного дна у больных сахарным диабетом;
кол-во больных СД среди лиц, перенесших ампутации конечностей.
Сердечно-сосудистая патология
кол-во тромболизисов у больных ОИМ;
кол-во операций на коронарных сосудах на 100 тыс. населения старше 40 лет;
количество Эхо-КГ на 100 000 населения;
объем продаж ИАПФ;
объем продаж бета-блокаторов;
летальность при ОИМ;
первичная заболеваемость эссенциальной артериальной гипертензией;
процент больных с АГ, которые взяты на ДУ.
Лимфогрануломатоз
количество больных лимфогрануломатозом, проживших 5 лет с момента постановки диагноза.
Рак прямой кишки
процент лиц старше 50 лет, которым была выполнена колоноскопия или сигмоскопия;
кол-во запущенных случаев колоректального рака;
кол-во впервые выявленных случаев колоректального рака.
Другие
кол-во социальных коек на 100 000 населения старше 65 лет;
кол-во коек сестринского ухода на 100 000 населения;
трансфузионные реакции;
забытые инородные тела;
количество удовлетворенных судебных исков по вопросам оказания медицинской помощи;
удельный вес обоснованных жалоб, поступивших в ФС;
процент выполнения квот на дорогостоящую помощь по региону;
число заполненных форм о побочных эффектах лекарственных средств и медицинских технологий;
число стационаров, в которых есть формулярная комиссия;
число медицинских организаций, в которых есть локальные сети;
число медицинских организаций, в которых есть выход в Интернет;
число медицинских организаций, имеющих утвержденные клинические протоколы ведения больных;
страховые компании, имеющие лицензии на экспертизу КМП, к общему количеству страховых компаний.
Экспертные группы Росздравнадзора и Российское общество врачей скорой медицинской помощи разработали ряд индикаторов качества оказания скорой медицинской помощи.
Индикаторы качества медицинской помощи предполагается использовать для следующих целей (см. табл.):
1. Аккредитации медицинских организаций на право получения государственного заказа по выполнению государственных гарантий медицинской помощи. (Аккредитация - это система внешней (внутренней) профессиональной проверки соответствия набору стандартов, основанная на принципе добровольности участия проверяемых лицензированных частнопрактикующих врачей и медицинских организаций. Аккредитованное учреждение имеет право оказания медицинской помощи в рамках государственных гарантий соответственно своим лицензированным видам деятельности и мощностям).
2. Оценки эффективности реализации Федеральных целевых программ.
3. Оценки качества медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий.
В настоящее время под методическим руководством Росздравнадзора работа экспертов по созданию системы индикаторов качества медицинской помощи практически завершена. О начале деятельности системы обеспечения качества и его управления можно говорить только после принятия ряда законодательных норм.
Законодательными основами для формирования системы управления качеством в сфере здравоохранения и социального развития должны стать следующие нормативные документы:
ФЗ РФ о государственных гарантиях медицинской помощи;
ФЗ РФ о страховании профессиональной ответственности в сфере здравоохранения и социального развития;
постановление Правительства РФ о системе оценки территориальных программ государственных гарантий требованиям к видам, объему, условиям и порядку предоставления гарантированной медицинской помощи;
приказ Минздравсоцразвития России о Федеральной комиссии по рассмотрению споров, связанных с реализацией государственных гарантий;
приказ Минздравсоцразвития России о сертификации специалистов в сфере здравоохранения и социального развития;
приказ Минздравсоцразвития РФ об аккредитации организаций в сфере здравоохранения и социального развития;
приказ Росздравнадзора и РАМН о надзоре за соблюдением порядка предоставления дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях и контроля за ее качеством;
приказ Росздравнадзора России о порядке исполнения территориальных программ государственных гарантий по итогам ее реализации.
В рамках системы управления качеством определены следующие направления деятельности:
1. Меры, направленные на профилактику дефектов в оказании медицинской помощи:
законодательное определение дефектов в оказании медицинской помощи и механизмов реализации моральной, административной, экономической и юридической ответственности медицинских работников перед пациентами;
соблюдение строгих правил к допуску на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности (государственная система сертификации, лицензирования и аккредитации);
стандартизация медицинской и фармацевтической деятельности, определение индикаторов качества выполнения медицинской помощи и индикаторов качества обеспечения выполнения программы государственных гарантий в сфере здравоохранения и социального развития;
существование и развитие государственных и негосударственных (общественных) институтов защиты прав пациентов.
2. Меры, направленные на устранение выявленных дефектов в оказании медицинской помощи:
ведение реестра специалистов, медицинских организаций и мониторинг дефектов оказания медицинской помощи;
установление мер ответственности за непредставление информации о дефектах медицинской и фармацевтической деятельности;
страхование профессиональной ответственности;
обеспечение доступности и бесплатности юридического рассмотрения и медицинской экспертизы обращений граждан в органы государственного надзора и контроля в сфере здравоохранения;
установление регламента взаимодействия пациента (страховой компании) и врача (медицинской организации) при участии службы госконтроля в сфере здравоохранения и фонда страхования профессиональной ответственности как основного пути для досудебного разрешения спора о качестве медицинской помощи.
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития предлагает свою концепцию оценки качества медико-социальной помощи для обсуждения и полагает, что ее внедрение позволит действительно повысить качество и доступность медико-социальных услуг для граждан России.
Характеристика медицинской помощи при инфаркте миокарда, которую отражает индикатор |
Май 2004 |
Май 2005 |
Отношение числа госпитализаций к общему чи- слу вызовов в месяц |
61/121 x 100 = 50 | 61/121 x 100 = 22 |
Процент больных, получивших тромболизис, к общему числу вызовов в месяц |
0/121 x 100 = 0 | 0/100 x 100 = 0 |
Процент больных, получивших морфин, к об- щему числу вызовов в месяц |
4/121 x 100 = 3,3 | 5/100 x 100 = 5 |
Процент больных с досуточной летальностью к числу госпитализированных в месяц |
8/61 x 100 = 13,1 | 3/22 x 100 = 13,6 |
Характеристика медицинской помощи при ги- пертоническом кризе, которую отражает инди- катор |
||
Отношение числа госпитализаций к общему чи- слу вызовов в месяц |
19/758 x 100 = 2,5 | 9/737 x 100 = 1,22 |
Отношение числа повторных вызовов к общему числу вызовов в месяц |
67/758 x 100 = 8,83 | 49/737 x 100 = 6,61 |
Гипотензивная терапия (процент больных, по- лучивших пероральные препараты нифидипин, каптоприл, к общему числу вызовов в месяц) |
0/758 x 100 = 0 | 8/737 x 100 = 1,08 |
Характеристика медицинской помощи при ос- тром аллергозе, которую отражает индикатор |
||
Отношение числа госпитализаций к общему чи- слу вызовов в месяц |
2/13 x 100 = 15,4 | 1/11 x 100 = 9,09 |
Отношение числа повторных вызовов к общему числу вызовов в месяц |
1/13 x 100 = 0,75 | 2/11 x 100 = 18,18 |
Терапия аллергозов (процент больных, полу- чивших антигистаминные препараты 2 пок., к общему числу вызовов в месяц) |
0/13 x 100 = 0 | 1/11 x 100 = 9,09 |
Терапия аллергозов (процент больных, полу- чивших преднизолон, к общему числу вызовов в месяц) |
3/13 x 100 = 23,07 | 1/11 x 100 = 9,09 |
Характеристика медицинской помощи при поче- чной колике, которую отражает индикатор |
||
Отношение числа госпитализаций к общему чи- слу вызовов в месяц |
21/221 x 100 = 2,5 | 16/98 x 100 = 1,22 |
Отношение числа повторных вызовов к общему числу вызовов в месяц |
10/221 x 100 = 8,83 | 4/98 x 100 = 6,64 |
Процент больных, получивших нестероидные препараты, к общему числу вызовов в месяц |
О | 1,08 |
Р.У. Хабриев,
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития, чл.-корр.
РАМН, профессор, доктор медицинских наук,
доктор фармацевтических наук
А.С. Юрьев,
заместитель руководителя Федеральной
службы по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития, к.м.н.
А.Л. Верткин,
заведующий кафедрой клинической
фармакологии МГМСУ, профессор
Е.Л. Никонов,
советник Федеральной службы по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития, доктор медицинских наук
"Главврач", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru