Перспективы
Чем дальше в центр, тем дороже
В недалеком будущем с водителей грузовиков будут взимать не только транспортные налоги. Соответствующий документ подписал 12 июля мэр Москвы Юрий Лужков. Распоряжение N 1330-РП позволит брать плату с владельцев автомобилей, перевозящих тяжеловесные грузы по улицам Москвы. Полученными средствами власти надеются компенсировать ущерб, который грузовики причиняют дорожному покрытию.
Жизнь владельцев грузовиков сегодня и так не сахар, платить приходится буквально за все. При пересечении границ субъектов РФ водители фур должны заплатить определенный взнос, при въезде в Москву - пройти весовой контроль. Тем, кто хочет попасть внутрь Третьего транспортного кольца, надо получить специальный пропуск. Еще один нужен, чтобы заехать в центр столицы. Материальная сторона вопроса - это еще полбеды, на всех пунктах пропуска и весового контроля теряется драгоценное время. Больше всех страдают фирмы, перевозящие скоропортящиеся товары. Срок годности может истечь еще в пути, ведь стоять и ждать пропуск в центр города можно несколько дней.
Сегодня для того, чтобы получить пропуск на въезд в центр Москвы, надо иметь несколько договоров на постоянную поставку товара по адресам в запрещенной для въезда зоне. Кроме того, решения о выдаче заветного пропуска можно ждать до полутора месяцев, а срок его действия составляет всего квартал. Отметим, что прошедшей зимой жизнь владельцам грузовиков немного облегчили. С 1 февраля машины массой более 7 тонн могли въезжать в центр Москвы без специальных пропусков с 22.00 до 7.00. Вот только склады, магазины и базы, куда они направляются, открыты в основном днем, поэтому без пропуска все равно не обойтись. За неоднократные нарушения правил въезда у водителя могут просто отобрать пропуск, а при получении нового возникнут трудности. Причем проблемы коснутся не только машин, но и непосредственно организации-перевозчика.
Кроме того, еще в марте Минтранс сообщил, что со всего грузового транспорта весом свыше 6 тонн будет взиматься плата за проезд по российским дорогам. С подобными предложениями чиновники выступали уже давно. Правда, ранее ввести плату за проезд хотели только для грузовиков с массой более 12 тонн, либо только для транзитного крупнотоннажного транспорта. Тарифы разработают в этом году, а применяться они будут уже в следующем. Плата за проезд будет двух видов: повременная (за месяц, квартал или год) и покилометровая. А вот по какой формуле будут рассчитываться московские сборы, пока неясно. Известно лишь, что чиновники намерены учитывать данные о массе машины, ее весе в загруженном состоянии и другие характеристики.
Платить придется по двойному тарифу
Глава столичного правительства посчитал, что грузовики наносят урон московским дорогам. Поэтому к концу года на проезд крупнотоннажных автомобилей по городу будут введены особые тарифы.
Пресс-секретарь Департамента экономической политики и развития города Москвы Александр Степанов рассказал "Московскому бухгалтеру", что разработать технико-экономическое обоснование взимания платы с владельцев грузовиков поручено Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и Департаменту транспорта и связи:
- Эту работу они должны проделать в двухмесячный срок. Далее будут представлены на утверждение в наш департамент тарифы за провоз тяжеловесных грузов по улицам Москвы. После, до конца 2006 года, упомянутые ведомства при участии Департамента финансов города Москвы должны разработать и передать в установленном порядке на утверждение правительства Москвы Положение о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов автотранспортом по улицам города. Одновременно нам нужно подготовить проект изменений в приложение 2 к Постановлению Правительства Москвы от 29 апреля 2003 г. N 304-ПП "О мерах по совершенствованию ценовой и тарифной политики в отраслях города в условиях рыночных отношений".
Слова Александра Степанова подтвердила и пресс-секретарь Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Марина Орлова. А представитель Департамента транспорта и связи Мария Проценко уточнила, что разработать тарифы ведомства должны уже во втором полугодии 2006 года:
- Сейчас еще сложно назвать даже предварительный размер платы. Мы только принялись за расчеты и разработку технико-экономического обоснования. Надеюсь, что уже через два-три месяца мы представим результаты на утверждение в Департамент экономической политики и развития Москвы. Можно только отметить, что размер платы будет зависеть от характеристик автомобиля, например, его тоннажа. Впрочем, владельцам грузовиков не стоит расстраиваться раньше времени: изменения затронут скорее всего автомобили массой более 8 тонн. К тому же новые расценки вступят в силу не ранее следующего года, а возможно, и еще позже.
Несмотря на заверения чиновников, появление подобных тарифов приведет фактически к двойному налогообложению, поскольку траты на ремонт дороги уже изначально заложены в сумму транспортного налога. Фуры и "бычки" действительно наносят дорожному полотну больший вред, нежели легковые автомобили, но вводить дополнительные платежи не совсем справедливо. Все-таки налоги на машины большого тоннажа приносят в городскую казну намного больше денег, чем налоги на малолитражки.
А вам пропуск заказан?
Получить пропуск в центр Москвы можно в разрешительно-пропускном отделе при УГИБДД ГУВД Москвы, который находится по адресу: ул. Большая Косинская, д. 1 "б". Отдел работает по будням с 9.00 до 20.00, а по субботам с 9.00 до 18.00. Позвонить можно по телефону 700-52-11.
Чтобы получить заветную бумагу, в разрешительно-пропускной отдел нужно представить письмо с информацией о заявителе, марке и регистрационных знаках автомобиля, виде перевозимого груза. Также укажите зону с ограниченным движением транспорта (Третье транспортное кольцо, Садовое кольцо), цель въезда и реквизиты организации. ГИБДД потребует ПТС и свидетельство о регистрации автомобиля (оригинал и копию) и документы, подтверждающие необходимость въезда в зону с ограниченным движением. Это может быть паспорт водителя с пропиской, договор на поставку товаров с фирмой, расположенной внутри зоны, договор на аренду помещения. Кроме того, понадобится свидетельство о регистрации фирмы в государственных и налоговых органах и копия устава. Если перевозки лицензируются, то в отдел надо представить еще транспортную лицензию и лицензионную карточку на автомобиль. Пропуск, срок действия которого истек, организация должна вернуть в ГИБДД.
Проблемы с "пропиской"
Проблема выбора юридического адреса для фирм всегда стояла на первом месте, но в последнее время она обострилась. Больше всего рискуют те, кто "прописан" по адресам, внесенным в список адресов массовой регистрации. Как уверяет начальник отдела камеральных проверок N 2 ИФНС N 6 Кипяткова Елена Васильевна, подобные адреса знают во всех налоговых инспекциях города:
- Мы прекрасно осведомлены об этих "резиновых домах", информация о них поступает из ИФНС N 46. Фактически сегодня, если по одному адресу зарегистрировано более 10 организаций, все остальные фирмы автоматически относятся к категории "однодневок", то есть попадают в определенный список.
Любопытно, что по такой классификации в указанные списки попадают практически все офисные здания столицы. Однако ситуация не так страшна, отмечает Елена Васильевна:
- Действительно, есть офисные центры, которые попали в список. Если фирма на самом деле работает в этом здании, то ей ничего не грозит. Остальным, вероятно, следует заключить договоры на почтовое обслуживание. Если мы на адрес, указанный как постоянное место нахождения фирмы, отправляем корреспонденцию и на наши письма отвечают, то мы не считаем, что это адрес массовой регистрации. Проблем у такой организации не будет. Главное, чтобы кто-то находился по этому адресу и осуществлял с нами связь.
Как соблюсти закон и не попасть впросак с выбором прописки, рассказал "Московскому бухгалтеру" заместитель руководителя ИФНС N 24 Карпачев Сергей Витальевич:
- Согласно статье 54 Гражданского кодекса, место нахождения предприятия определяется местом его госрегистрации. В ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе постоянно действующего исполнительного органа предприятия, по которому осуществляется связь с ним (п. 1 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - Прим. ред.).
Напомним, организация в течение трех дней с момента изменения указанных сведений обязана сообщить об этом в ИФНС N 46. В противном случае заявители и фирмы несут ответственность, отмечает Сергей Витальевич:
- Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации организации, если при ее создании были допущены грубые нарушения закона. Руководитель может понести административную ответственность за непредставление, несвоевременную подачу или представление недостоверных сведений в виде предупреждения или штрафа в размере 5000 рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП). А если руководитель фирмы подаст документы с заведомо ложными сведениями, его могут даже дисквалифицировать на срок до трех лет.
Зоны повышенного риска
Даже если фирма платит все налоги и не нарушает закон, неправильно выбранный адрес все равно грозит кучей проблем. Помимо моральных потерь (объяснений с сотрудниками ГУВД при осуществлении розыскных мероприятий, посещений судебных заседаний, вызовов в налоговую инспекцию) массовый адрес гарантирует руководителю организации привлечение к административной ответственности и немаленький штраф.
Поэтому заместитель руководителя ИФНС N 6 Хромушин Юрий Николаевич предупреждает, что в учредительных документах следует указывать место, где фирма реально работает:
- Когда организация регистрируется по массовому адресу, она попадает в зону риска. Рано или поздно, если фирма в какой-то момент законодательно что-то не исполнит или не уплатит вовремя налоги, к ней будут применены меры в соответствии с Налоговым кодексом. Подобные организации уже изначально обращают на себя внимание налоговых органов.
Как только предприятие зарегистрировалось по адресу массовой регистрации, оно попадает на особый контроль и о нем отправляют информацию в правоохранительные органы. В принципе, организации это ничем не грозит, если она правильно исчисляет и в полном объеме уплачивает все налоги и не утаивает выручку от налогообложения. Основная работа идет с фирмами-"однодневками", подчеркивает заместитель руководителя 6-ой налоговой инспекции Сергей Николаевич Головин:
- Мы проверяем их декларации, запрашиваем банки о движении денежных средств по счетам. Если есть расхождения в налоговой декларации со сведениями из банка, мы выносим решение о доначислении налога, либо блокируем счета, а затем передаем данные на фирму в столичный регистрирующий орган - ИФНС N 46. Под понятие "однодневок" попало уже очень много фирм. Кстати, это определение уже без кавычек стало официальным термином в Управлении Федеральной налоговой службы по г. Москве. Еженедельно мы отчитываемся о работе с подобными организациями. У нас есть специальная программа, в которую заносятся данные об "однодневках". Таблица обновляется ежедневно.
Резюмируя, инспекторы отмечают, что если налоговая установит в ходе проверок отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах, то кара постигнет предприятие обязательно. Руководителя привлекут к административной ответственности по статье 14.25 Кодекса об административных правонарушениях, а инспекция вправе обратиться в Арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица. В подобном рвении налоговиков нет ничего удивительного, ведь, по словам руководства инспекции, из более чем 36 тысяч организаций, закрепленных за их налоговой, отчетность предоставляют около 40 процентов. Такую же картину можно наблюдать и в целом по Москве.
"Резиновые дома", или куда податься фирме
Многим предприятиям постоянный адрес фактически не нужен. Например, строительным бригадам или тем, кто оказывает техническую поддержку организациям. Идеальный вариант для них - получить юридический адрес в одном из столичных территориальных агентств развития предпринимательства.
Организация вправе yкaзывaть в yчpeдитeльныx дoкyмeнтax для гocрегистрации и постановки на налоговый учет адрес ТАРП как место нахождения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Это указано в пункте 1 статьи 5 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Для этого нужно лишь оформить заявление и заключить договор с ТАРП. Кстати, заодно в ТАРП предоставят услугу почтово-секретарского обслуживания юридических адресов. Стоимость подобного сервиса за полгода составит 5200, а за год - 8500 рублей. ТАРП должно выдать фирме договор и информационное письмо о предоставлении юридического адреса. Правда, воспользоваться этими услугами могут лишь малые предприятия.
"Московский бухгалтер", N 15, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007