29 сентября 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-8180/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
при участии от таможни Корельского А.В. по доверенности от 11.07.2008 N 32, от общества Шишкина Р.Е. по доверенности от 05.02.2008 N 1862,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июня 2008 года (судья Лепеха А.П.),
установил
открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (далее - таможня) о признании недействительным решения от 23.07.2007 N 10203000/230707/11 и требования от 24.07.2007 N 24 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 октября 2007 года по делу N А05-8180/2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.01.2007, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество с данными судебными актами не согласилось и оспорило их в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
Постановлением от 09.04.2008 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил вышеуказанные судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 июня 2008 года по делу N А05-8180/2007 заявленные обществом требования удовлетворены.
Таможня с решением суда от 18 июня 2008 года не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в данном случае имела место не передача припасов, а товара (топлива), вывезенного сверх количества, разрешенного к вывозу с таможенной территории Российской Федерации (далее - РФ), без уплаты таможенных платежей на основании пункта 4 статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Указывает, что данные обстоятельства отражены в обжалуемом решении суда и положены в основу решения таможни от 23.07.2007, при этом в резолютивной части обжалуемого судебного акта данное решение таможни признано недействительным. Полагает, что судом не принято во внимание постановление суда кассационной инстанции в части необходимости установления взаимосвязи выданных третьим лицом ("O.W. ICEBUNKER") бункерных расписок с договором, заключенным обществом и компанией "OIL AND MARIN TECNOLIGY LLC". Считает, что обществом не подтверждено право на получение льготы, предусмотренной пунктом б статьи 35 Закона "О таможенном тарифе". По мнению таможни, из представленных обществом дополнительных документов установлено, что операции по бункеровке российских рыболовецких судов фактически выполнены иностранной компанией.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу таможни - без удовлетворения. Указывает на то, что таможней не оспаривается тот факт, что вывезенное за пределы таможенной территории РФ на танкере "Видное" топливо израсходовано для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел. Полагает, что общество документально подтвердило целевое назначение спорного топлива, что, в свою очередь, является основанием для освобождения от уплаты таможенной пошлины, предусмотренного статьей 35 Закона N 5003-1. Ссылается на то, что, несмотря на составление бункерных расписок по форме иностранной компании, они подписаны и скреплены печатями капитанов морских судов, перечисленных в откорректированном приложении N 1 к заявке. Данные бункерные расписки, по утверждению общества, свидетельствуют о получении российскими судами определенного количества топлива с танкера "Видное", соответствующего вывезенному 16.07.2006 с таможенной территории РФ без уплаты таможенных платежей.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель таможни поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании апелляционной инстанции с правовой позицией таможни не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество заключило с компанией "OIL & MARINE TECNOLOGY LLC" (США) договор на бункеровку от 31.03.2006 N 0131206/1-0196К, согласно которому оно (исполнитель) обязуется обеспечивать суда по заявкам компании (заказчик) нефтепродуктами (бункеровка), а заказчик обязуется принимать и оплачивать их в соответствии с условиями договора. Нефтепродукты считаются переданными заказчику с даты подписания представителем заказчика бункерной накладной. Переход нефтепродуктов осуществляется через приемный фланец, соединяющий передающее устройство исполнителя с принимающим устройством судна заказчика (том 1, листы 62 - 66).
В рамках указанного договора стороны заключили дополнительное соглашение от 10.07.2006 N 11, по которому общество обязалось перед компанией "OIL and MARINE TECNOLOGY LLC" продать дизельное топливо в количестве 4925 тонн, цена за тонну 531 доллар (том 1, лист 67).
Согласно указанному дополнительному соглашению топливо должно быть передано по трубопроводу в месте бункеровки "Телаги" на танкер "Видное". Предполагаемая дата подхода судна "Видное" к порту или месту доставки установлена 13.07.2008 дата бункеровки - 13.07.2006 - 14.07.2006.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения, топливо переходит в собственность покупателя с даты бункеровки согласно бункерной накладной.
Общество 14.07.2006 подало в Архангельскую таможню заявку (поручение N В688 на отгрузку бункерного топлива), зарегистрированную за N 140706/01203, для таможенного оформления в таможенном режиме "перемещение припасов" нефтепродуктов, а именно: дизельного топлива 5000 тонн, которое должно было быть вывезено с таможенной территории России на танкере "Видное" для дальнейшей бункеровки судов в Баренцевом море (том 1, листы 74 - 76).
В приложении N 1 к указанной заявке общество указало список судов, бункеруемых через танкер "Видное".
Вышеуказанные нефтепродукты общество заявило в таможенном режиме "перемещение припасов" без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Погрузка данного топлива была разрешена таможней 14.07.2006, товар вывезен 16.07.2006 в количестве 4840,980 тонн, что соответствует количеству топлива, указанному по каждому судну в отдельности в приложении N 1 к заявке.
В дальнейшем таможней проведена проверка документов и сведений, по результатам которой составлено заключение от 15.07.2007 N 33 (том 2, листы 1 - 9) и вынесено решение от 23.07.2007 N 10203000/230707/11 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Поморского таможенного поста Архангельской таможни в части выпуска указанного дизельного топлива в количестве 4840,980 тонн в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов", поскольку товары требовалось поместить под иной таможенный режим, применимый в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (том 1, листы 54 - 57).
На основании названных заключения и решения таможня направила обществу требование от 24.07.2007 N 24 об уплате таможенных платежей, доначисленных в связи с неправомерным, по мнению таможенного органа, декларированием товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации 16.07.2006 на танкере "Видное" в указанном количестве в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов" (том 1, листы 58 - 60).
Не согласившись с принятыми ненормативными правовыми актами таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу пункта 1 статьи 265 ТК РФ под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
Согласно пункту 4 статьи 266 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов. Таким образом, освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины на основании пункта 4 статьи 266 ТК РФ предоставляется лишь в отношении припасов, используемых на борту судов, на которых они вывозятся с таможенной территории Российской Федерации.
В данном случае припасами танкера "Видное" является количество топлива, находящегося на борту, которое необходимо для нормальной эксплуатации и технического обслуживания данного танкера. Между тем спорные товары вывозились с таможенной территории Российской Федерации с целью бункеровки российских судов, ведущих морской промысел.
Согласно пункту б) статьи 35 Закона от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003- I) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, освобождаются от уплаты таможенной пошлины.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или Таможенным кодексом Российской Федерации товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами.
В соответствии со статьей 34 Закона N 5003- I порядок предоставления льгот, установленных данным Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 916 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации" Государственному таможенному комитету Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации предписано установить порядок контроля за целевым использованием перечисленных выше таможенных льгот.
Указанием Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.10.1994 N 01-12/1112 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации" установлено, что в отношении товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, таможенное оформление и декларирование производится в порядке, установленном для временно вывозимых товаров, с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, а также без применения мер экономической политики.
Следовательно, освобождение от уплаты таможенной пошлины, предусмотренное пунктом б) статьи 35 Закона N 5003-I, ставится в зависимость не от избранного таможенного режима, а от предназначения товаров и их целевого использования, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 916 Государственному таможенному комитету Российской Федерации предписано установить не порядок предоставления льготы, а порядок контроля за ее целевым использованием. При этом обязанность доказывания обстоятельств, дающих право на освобождение от уплаты таможенной пошлины согласно пункту б) статьи 35 Закона N 5003- I, возлагается на лицо, претендующее на такое освобождение. В данном случае в материалы дела представлены копии отчетов о доставке бункерного топлива, рейсовых машинных отчетов, свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, свидетельств о праве собственности на судно (том 2, листы 55 - 158; том 3, листы 3 - 7, том 4).
Как следует из пояснений представителя общества и установлено судом первой инстанции, заявителем произведена корректировка первоначального приложения 1 к заявке, которое вместе с бункерными расписками направлено в таможню (том 1, лист 106).
При этом спорное топливо в количестве 4840,98 тонн передано через танкер "Видное" непосредственно на суда, перечисленные в откорректированном приложении N 1 к заявке, и в пределах указанного в нем количества, полученного каждым судном, что подтверждается бункерными расписками, радиограммами с судов об отгрузке и о получении топлива, выписками из судовых журналов; рейсовыми машинными отчетами, письмами судовладельцев.
Кроме того, содержание данных документов свидетельствует о том, что полученное через танкер "Видное" топливо израсходовано российскими и арендованными (зафрахтованными) российскими лицами судами для собственных нужд при ведении морского промысла.
Факт бункеровки спорным топливом именно российских судов также не оспаривается таможенным органом, что следует из содержания оспариваемого решения. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество документально подтвердило целевое назначение спорного топлива, что, в свою очередь, является основанием для освобождения от уплаты таможенной пошлины, предусмотренного статьей 35 Закона N 5003-1.
Таким образом, оспариваемое обществом решение обоснованно признано недействительным как не соответствующее ТК РФ.
По указанным выше основаниям суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что решение суда в нарушение статьи 15 АПК РФ не содержит обоснования того, в чем выражено несоответствие решения таможенного органа ТК РФ, а также довод о неподтверждении обществом права на получение льготы, предусмотренной пунктом б статьи 35 Закона N 5003-1.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что из представленных обществом дополнительных документов следует, что операции по бункеровке российских рыболовецких судов фактически выполнены иностранной компанией.
Как правомерно указано судом первой инстанции, вышеизложенные обстоятельства не имеют значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку установлено, что в конечном итоге спорное топливо фактически израсходовано для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел. Данное обстоятельство также подтверждается представленными в материалы дела бункерными расписками, составленными по форме иностранной фирмы, подписанными и скрепленными печатями капитанов российских судов, перечисленных в откорректированном приложении N 1 к заявке.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июня 2008 года по делу N А05-8180/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8180/2007
Истец: ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" (представительство в Архангельской области), ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
Ответчик: Архангельская таможня
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-8180/2007
29.09.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5039/2007
09.04.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-8180/2007
09.01.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5039/2007